Всё не столько о Еве

топ 100 блогов alfare23.08.2024
Всё не столько о Еве


Я сейчас попытаюсь написать пост, к которому не готов.
Не готов, потому что уже довольно давно смотрел "Сансет Бульвар", а другие фильмы на подобную тему - ещё давнее, они вообще уже перепутались в голове. Поэтому здесь будет очень расплывчато всё оформлено. Но не писать сейчас - это значит не сказать ничего вообще и потом. А мне хочется хотя бы наметить.

Несколько дней назад упоминал, что мне очень интересна в кино тема актрис. Не тема актрис мне интересна, а тема актрис в кино. Не перепутайте) Самими актрисами (в смысле - реальными людьми), тем более - современных фильмов, я почти не интересуюсь. Они меня интересуют не как люди, а как феномен, создающий особенную линию реальности. Это (очень приблизительно) как истории о писателях, не как о людях, а как о существах, творящих миры.


Фильм "Всё о Еве" уже года четыре маячил у меня в списках. По идее, я должен был посмотреть его давным давно, но откладывал, потому что по прикидкам там должно было содержаться довольно много неприятного для меня, я избегаю фильмов, где большая роль в сюжете отведена подлости, предательству. Очень не люблю эту тему. Как уже писал когда-то, в общем, я могу употреблять истории, где много страданий, но страдания страданиям очень большая рознь. Есть как бы "нормальные" беды, страдания и лишения. А есть - "ненормальные". Про это надо писать отдельно, довольно сложная тема, как это всё очертить... Например, есть хорошие люди, но в силу неких, не побоюсь этого слова, имманентных обстоятельств, у них по жизни много бед и проблем. Это нормально. Или вот, некий положительный (для меня) персонаж принимает некое решение и идёт совершать подвиг или просто приносит некую жертву (что, собственно, тоже подвиг), не по глупости, а в силу мотивированных и понятных мне предпосылок. Ну и страдает или погибает. Тяжело, печально - но нормально. Это - нормальные страдания.

А есть сюжеты, где... как бы это сказать... всё плохое происходит из-за подлости и предательства. И положительный (для меня) персонаж не может ничего с этим поделать в силу каких-то хитровывернутых подножек. Мир тут к герою не просто жесток, но подл. Вот этого я не переношу. Не просите задать эти описания внятно, это довольно сложно. Во всяком случае, как один из признаков такого: остаётся ощущение, что автор нарочно подстроил всё именно таким вот подлым образом, чтобы паразитировать на сюжете, пощипать нам нервы, выжать слёзки и всё такое. Это примерно те самые антирояли в кустах.

Отчасти потому я не смог досмотреть до конца фильм "Федора". Ну, там по нескольким причинам. Во-первых, не моя эстетика. Во-вторых, персонаж слишком слаб во всех смыслах. Сама Федора - это вообще не тот "гигант сцены", что мог бы мне быть интересен, и в прошлом, и в настоящем. Сюжет держится на каких-то чисто детективных подпорках, где некоторое количество подонков заперли человека в условной тюрьме и издеваются. Но и сам человек (Федора) не производит впечатления чего-то бОльшего, в отличие от старых фильмов, там нет шлейфа той силы, что порождает магию Театра или Кино. А всякое кукушкогнёздство мне противно по сути, смаковать его - так себе "искусство". Маячило бы там хотя бы что-то из разряда Нечто за горизонтом, но нет, всё максимально приземлённо и пусто. Нет ощущения чего-то "там".

В общем, это я всё писал о том, почему затягивал с просмотром общепризнанной классики "Всё о Еве", которую я по всем признакам должен был давно посмотреть. Опасался.И этой ночью всё же посмотрел.

Во-первых, я ошибся, фильм не угнетает. В этом смысле он нормальный. Снят он, как и игра, конечно, всё шикарно. Придраться не чему, сильный фильм. Также, он сохраняет важную особенность старых фильмов: эстетическое и эмпатическое притяжение, когда даже отрицательная героиня завораживает, как бы ты ни понимал, кто она есть, но это относительно сложный образ, и притягательный. Для меня важным показателем такого образа является желание "всё исправить в этом", а не "стереть в труху к чёртовой бабушке". Понимаете, в более поздних фильмах никакого понимания и принятия отрицательных персонаже нет. В старых - есть та сложность образа. Какой бы беспринципной, эгоистичной и подлой ни была Ева, её талант, обаяние игры, одержимость - завораживают и заставляют хотеть попытаться что-то "подкрутить в настройках". И есть какое-то ощущение, что для неё не всё потеряно - может быть, пройдёт через какое-то очищение, она изменится, во всяком случае - усложнится. Второй важный фактор - мир этого фильма. О чём я всегда говорю: мне важен мир. Мир "Всё о Еве" - не бездушен, потому что его внутренний высший автор неравнодушен к героям. такое ощущение бывает даже в историях с печальным концом, здесь же он... сложный. Проводя героев через страдания и потери, мир показывает, что есть Нечто, всегда остающееся у достойных. В конце концов, что потеряла героиня Бетт Девис? По большому счёту, лишь то, что и так должна была вскоре отдать: возможность играть роли юных 20-летних героинь на сцене.

Это плюсы. Минусы... Это, конечно, не сказать что бы прям минусы. Скорее, это то, что я надеялся увидеть, но не нашёл в фильме "Всё о Еве".

Всё же "Сансет Бульвар" остаётся для меня пока на первом месте. Потому что в нём была какая-то... высокая магия. Там была заявка на нечто высшее, таинство. Крик к небесам. И трагедия там в каких-то древнегреческих прямо громах и молниях, с хором, светом и тьмой. То совершенно безумное желание игры у давно потерявшей себя, состарившейся звезды - передано шикарно, может быть, даже не столько актёрской игрой, но общей постановкой, картинкой.

Всё не столько о Еве


Из фильмов, где безумствует вот эта магия-одержмость... навскидку именно про актрис не вспомню много, но о тех, кто за ними стоял, фильмов было больше, например, "Призрак оперы" 1943 года

Всё не столько о Еве


Или "Свенгали" 1931

Всё не столько о Еве


И так, чисто скорее для себя, чтобы не искать потом, перечислю фильмы, которые навскидку вспомнил, про актрис, которые смотрел, а то постоянно забываю... Это не все, конечно, а те, что вспомнились навскидку.

"Дверь на сцену" 1937, наверное, самый трагический и очень сильный, правда, никаких особенных таинств там нет.
"Чудо колоколов" 1948, писал недавно о нём... очень печальный, но тоже оставляет ощущение неравнодушного мира.
"Опасная" 1935 - Бетт Дэвис, начало меня заворожило обещанием нужной тайны - но дальше был несколько разочарован.
"Актриса" 1953 - этот вообще плохо помню, кажется, из самых простеньких.
Ряд шикарнейших, но простых фильмов: "Evergreen" 1934, "Это - свидание" 1940 и его ремейк "Нэнси едет в Рио" 1950...
Конечно, много других навскидку просто не вспомнил... Например, какой-то фильм 30-х, где девушка приходит к продюсеру с письмом от какого-то благожелателя, но письмо отдать так и не решается и в итоге пробивается на сцену сама.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Небольшая подборка фотографических изображений под конец рабочей недели. ...
Был у меня как-то один знакомый в общей компании, пацанам тогда лет 18-20 наверно ...
Завтра День Защитника Отечества! Мужчины уже готовятся принимать поздравления! Женщины сейчас бегают по магазинам в поисках нужных подарков! А почему, собственно, бегают только женщины? Почему мужчины не собираются нас поздравлять? Сейчас ведь в армии служат многие женщины, правда н ...
Лейтенанта Сергея Аракчеева, осужденного за убийство чеченцев, освободили по УДО Лейтенант Сергей Аракчеев, отбывавший срок за убийство мирных жителей Чечни, вышел на свободу и сразу же покинул страну, опасаясь расправы. Информацию об этом подтвердили его друзья и источники в ...
Прямо таки загадка века. Появились новые сообщения СМИ о рассекреченных ФСБ документах, которые якобы доказывают то, что поляков в Катыни расстрелял не НКВД, а немцы. Естественно, всё это бредология, все эти материалы так или иначе известны уже десятки лет, их не могли не изучить ...