Такое фэнтези...

топ 100 блогов alfare13.08.2024 Пролистывая очередной хлам "западного" так называемого фэнтези, нашёл ещё один очень важный элемент, которого там нет, и без которого это всегда будет лишь очередным пыхтением оседлать модные социальные темы. Кстати, недавно попытался глянуть эту вашу "Дюну", вторую серию... Первую я даже вообще не пробовал, а тут просто что-то подвернулось... Ну... Реально битвы крыс с гадюками. Тошнит вообще ото всех там. Как эту пакость можно смотреть, непонятно. Так называемые обиженные и угнетённые те ещё (...). Но на этом вашем "западе" даже не видят, что "угнетённые" гнобят других не меньше, но с другого бока. Мерзко. Как там одна крыса надувшись от осознания своего превосходства чванилась... В общем...

Ладно, это я отвлёкся.
Итак, чего нет днём с огнём в этой их фэнтезятине. И что там должно быть почти обязательно.

Если кто помнит, я когда-то писал об ощущении "дальнего Космоса" в "старой-доброй" космической фантастике. Которое передаётся, например, через картины. Помните, где планеты, пустынные, странные, жуткие цвета, странная жуткая пустота, пространства и бесконечное одиночество. То нереальное ощущение, что ты один во Вселенной. Боюсь, это слишком затасканные слова... Боюсь, вы, прочитав их представите и почувствуете не то, что нужно. Это "один" - оно не такое, когда ты маленький в домике под одеяльцем, а мама с папой ушли и бросили. Нет, ты взрослый, и ты стоишь на планете, над тобой нависла чёрная пустота, и ты всеми нервами чувствуешь миллиарды световых лет пустоты, безумный, пустой свет звёзд, отовсюду, это одновременно и рай, и ад, и вечность, и конец мира. Что-то подобное было у Уэллса, когда путешественники во времени унеслись к концу мироздания... Время закончилось и остановилось. Громады гор и гаснущих звёзд нависли над тобой. Умерли звуки. Свет стал безумным и призрачным. Это одновременно и ужас, и блаженство. Ты бесконечно мал, и бесконечно велик... В пустоте какая-то медленная музыка ворочается... настолько медленная, что слышать её может только вечность.

Ну ладно, продолжать можно долго, но я всё равно буду попадать мимо клавиш. Эти смыслы должен ощутить каждый для себя сам. Если мне и вам удалось (мне - передать, вам принять) ощущение Космоса, тогда смотрите дальше.

Вот это ощущение Космоса - оно одно из самых основных, самых важных в космической фантастике. Вообще. Нет этого - значит книга дрянь с точки зрения именно космической фантастики. Нельзя писать космическую фантастику, не давая в неё ощущения Космоса. Не обязательно оно должно быть оформлено через пейзажи дальних планет и вот это всё, но оно должно быть так или иначе. Можно сколько угодно бубнить тупую формулу, что фантастика - это про людей, и снова и снова показывать борьбу крысюков с гадюками, но без Космоса в виде основного элемента позади вас - это не будет космической фантастикой. Вырождение этого элемента - одна из основных причин, убившая космическую фантастику. Наши дольше это понимали, как мне кажется, во всяком случае, ещё у Павлова в ЛР это было. Вот я знаю две крайние во времени точки, одна у начала - Уэллс, хотя там не космическая фантастика, но образы именно такие. Другая - у Павлова. Не знаю, после Павлова так делали или уже нет... ковыряться в хламе слишком...

Челавэк! - вопят авторы... - вот чта главное: челаэк!.. И получается то же, что в фильмах "про природу" современных "западных" халтурщиков, когда 90% времени экран заслоняет чья-то дёргающаяся рожа... хотя фильм как бы должен показывать природу... Ох, широк у них челаэк...

Собственно, теперь про фэнтези. Ну, вы поняли. Герой попадает в иной мир или читателю попадает в иной мир. Что ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН сделать рассказчик? Он должен-обязан передать ощущение вот той безумной, бесконечной, удивительной чужедальности-иномирности. Примерно по типу того одинокого человека на пустой планете среди скал и застывших газов, и умирающих и рождающихся звёзд. Магия - это НЕ про махание палками (в обоих смыслах, я сейчас в том числе и про Гэндальфа-каратиста тоже), волшебными и не очень. Магия - это ощущение сближения с немыслимой силой. Когда она превращается в привычность - она перестаёт быть магией и становится хламом.

Но речь тут не только и даже не столько о магии. Фэнтези - это прежде всего переживание и проживание иномирности и иносущности. Даже если история начинается как бы с чего-то такого совсем привычного главному герою. То есть, персонаж не перемещается из обыденности в чужедальность, а исходно живёт там, и вся удивительность иного мира изначально ему как бы привычна. Тут автор должен суметь совместить привычность для героя и дивность для читателя. Никто и никогда не сделал это лучше Толкина. Вот это совмещение обыденности происходящего и дивности. Оно даётся по множеству каналов, начиная с рисунков... кстати, Зарянский супер молодец, изумительно сделал всё то, что должен проговаривать текстом писатель - в картинках. Выбор Зарянского гениален не менее... впрочем, он подстраивался под самого Толкина, преображая, но не портя исходный канал.

Там всё. Стихи, которые полузаклинания-полупесни-полусчиталочки, странные и влекущие, все эти "а небеса цвели при нём ракетами, как дивный сад"... - понимаете, вот тут тебе всё, и привычность, и чудо. Вот Дом, а вон там Дорога, за которой - Дальний Космос, и он дышит. Всё близкое, привычное, уютное - но чуть ступи в сторону - и Бездна обрушится на тебя...

Вот это основа фэнтези, и заменить её невозможно, не превратив историю в мусор. Ощущение удивительных, поразительных вещей вокруг. Безумно иных, безумно далёких, нереальных, немыслимых - но волею автора надвинувшихся на тебя, ставших твоим миром, твоей сутью. Они тут, на этой границе, соединились, создав пространство напряжения. Породив Бездну и Силу.

Магия - что? Магия - так, ерунда. Есть она, нет её, науке это неизвестно, да и пофиг вообще. Ощущение, дыхание, путь между несовместимых совместившихся гигантов, сочетание громадного и малого, далёкого и близкого, мелкого и важного. Всё то ,что меняет мир реальный, надевая на глаза читателя очки, позволяющие видеть мир таким, каким он был на заре творения, полным кипящей силы. Битвы, драконы, маги, короли - всё в фэнтези вторично, всё - декорации. задача рассказчика создать ощущение того, что мир изменился. Не тот, придуманный, а твой, настоящий. Свет стал ярким, тьма - бездонной, листва обретает свежесть такую, как будто ты только-только получил глаза. И кажется, что ты уж точно умеешь летать. Не где-то там, а здесь. Мостовые под ногами качаются от этих сил... Это - магия, а не то, чем швыряются чудные старикашки в хламидах. Это должен создать в тебе текст.

...Но след потерялся. Белый Клобук лишился силы, он никому не страшен, и древний город в джунглях пытаются превратить в парк развлечений. очередная кривляющаяся рожа рассказывает о проблемах сепулек и о том, как очередная партия британских учоных ехала сюда из гостиницы... Очень важно: рассказать, какого цвета у них были носки!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
в который раз заявляют, что не считают нужным даже комментировать измышления так называемых блоггеров Беллингкет The Russian Ministry of Defence and Foreign Ministry really want to stress you shouldn't read our work on #MH17 pic.twitter.com/rMvnYMTbJ8 — Eliot Higgins (@Elio ...
Как любая девчонка, выращенная советскими бабушками, я умею штопать. Это важное умение не пригодилось мне ни разу в жизни, равно как и умение перебирать крупу, спасая ее от жучков. Штопанными в моей жизни оказывались только некоторые знакомые, а носки я просто выбрасываю. ...
Самое смешное в том, что многие украинцы надеются на то, что смена власти, то есть очередной переворот, обычных выборов, все мы понимаем, там уже не будет никогда, облегчит им жизнь. Остатки украинской предпринимательской прослойки верят в Михо-реформатора, вспоминая красочные буклеты из ...
Как-то православный миссионер брел по тундре от одного миссионерского стана к другому. И вдруг - навстречу ему медведь с нескрываемым намерением вкусно пообедать. От медведя не убежишь и на елку не залезешь. Бронеподрясник миссионер дома оставил и, понятно, что был без ружья. Понял ...
Шойгу отменит паек на курево. Вот это правильно. Но правильно не до конца. Надо вообще запретить курение в частях ВС. Может, не сразу, но в итоге - полностью. Год ...