Самое скучное в фэнтези - это квест

топ 100 блогов alfare15.08.2024 (...ну, кроме битв с демонами, естественно. Мне случалось читать мусорные книжки, на 90% состоящие из битв с демонами, вот где ад)
Когда герои идут, идут и идут куда-то. По дороге, естественно, прокачиваясь и обретая, но это неважно. Всегда было удивительно, почему так много людей любят читать и писать всякие там квесты. Есть книжки, которые целиком состоят из описания того, как герои куда-то идут. Авторы как только не изгаляются, оживляя квест разными превозмоганиями, но... Сюжет заменён бегом белки в колесе. События - имитацией.

Интересно, что описания реальных путешествий очень часто хороши, полны сжатой скрытой динамики, реального напряжения и волнующих ожиданий. Описания путешествий интересны при минимальных талантах авторов. Иногда достаточно даже стоять на месте - например, мне с детства запомнилась повесть челюскинца Миронова "Ледовая одиссея". Или вот год назад как-то невзначай сами собой прочитались записки о переходе по Северному морскому пути кого-то из дореволюционных капитанов, кажется - я не планировал читать эту книгу, сначала прочитал куски, потом вернулся и прочитал пропущенное, потом отложил и... забыл, кто автор, о чём жалею. Тут в Журнале я кому-то писал название и автора, но попробуй теперь найди. Хотя, если так строго - зачем? Это не писатель, других книг он не писал, а перечитывать... Да возьми любое другое описание реального путешествия от мало мальски толкового человека - оно будет не хуже. И таких дневников ведь много...

Что в них есть такое, чего не умеют сочинять написатели фэнтези? Почему у обычных путешественников получается интересно, а у фэнтезятников - занудно? Самый очевидный ответ: мы чувствуем, что написатель фэнтези высосал всё из пальца. И вот громоздит своих унылых демонов, прущих из разломов, громоздит, громоздит... а мне скушна. И вот он описывает тварей - с двумями, тремями, стотерями головами, скрещивает гибриды курособак и утконосорогов. Упивается уписыванием втыканием мечей. Упоённо срётся на форумах, рассуждая о том, как правильно точить ножи и клепать кольчуги. Спицилист, не дай бог усомниться, он же ролевик, он в пяти съездах участвовал! И так далее, и тому подобное. И всё - котам под хвост, потому что занудно, скучно, уныло и нафиг никому не нужно, если вот по правде. А сто лет назад записанные дневники простым, скупым стилем о том, как баржа на мель села на никому не известной сибирской речке - читается с интересом. Хотя описаний устройства баржи, способов руления, методов тренировки бицепсов и трицепсов - там нет. Реальным путешественникам оно как бы и не надо. Они эдак как-то невзначай упомянут, что вон тот мужик, встреченный ими вон в том посёлке вот так сказал - и ладно. Может, мужик соврал, может, он никто, но автор записок это зафиксировал, и почему-то оно стало значимым.

...А вот взять бы все эти записки реальных путешественником да переписать типа как будто это богатыри всякие по фэнтезийному миру путешествуют. Нет, магии добавлять не надо, зачем? Просто налепить ярлык: "фэнтези". Читатель будет ждать уж рифмы розы, то исть, внутренне готовиться к чему-то запредельному. И, представьте себе, он его получит. Потому что фэнтези там есть. Да, вот в этих всех записках реальных путешественников. Я сказал "переписать"? Нет, простите, чуть-чуть, лёгкими, еле заметными штришками обозначить, что где-то там в далёких кустах сидит Ктулху. Или даже этого не делать. Короче, как-то дать понять читателю, что это жжж - неспроста. А читатель сам домыслит всё, что нужно. Тут главное морковка перед носом. Для самых упоротых (типа меня) можно добавить в состав икспедиции какую-нибудь загадочную красотку. Делать её ничего не надо, просто смотреть иногда задумчиво вдаль большими глазами.

...Вот я написал всё это и понял, что всё не так.
Ведь сейчас мне сунут под нос кучу всякого хлама про всякие современные путешествия. Читать этот хлам у меня желания нет никакого. И никакие Ктулху там ничего не исправят. Я думаю, проблема в том, что сейчас подход к описанию путешествия сильно изменился. В чём? В акцентах. Люди, которые писали о путешествиях 100 и двести лет назад - они какие-то другие. Они писали про свои путешествия как-то иначе. Чтобы разобраться в этом эффекте, надо читать и сравнивать. Мне неохота. Я просто это вижу по тем крохам, что мелькают. Во-первых, конечно, это всё тот же мусор, который прёт из попсовых передач про путешествия, где фейсы ведущих, их родных и знакомых, а также их спонсоров вытеснили собственно сами путешествия. Фейсы - в широком смысле. Бесконечный щебет о чём-то, мне совершенно ненужном, который безусловно требуется выбрасывать из текста без всякой пощады. Записывать следует только самое важное. Самое-самое-самое важное. И нет, это не схватки со львами. То есть, для этого надо научиться видеть важное, вернуться в тот мир, где важное - важное. В современной литературе охота на льва раздута до безобразия. В настоящей - о ней упомянут парой строчек. Вы не понимаете, вы возмущены? Вот этому фэнтези стало таким скучным.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Жабы, предлагаю угадать места, а также марки автоматических мобилей. ...
Как ни странно, самый большой протестный потенциал в России - у синих ведерок. ...
1915г. Семья сибиряков-старожилов 1915г. ...
Дума приняла во втором чтении проект о георгиевских лентах. Теперь они получат культовый статус и за их осквернение дадут 3 года. Государство в 2005 году на ровном месте придумывает ...
а вот например появилась бы сейчас в европе секта "новых крестоносцев", которая бы заявила "иерусалим наш! аве мария деус вульт!" и запиздила бы освобождать гроб господень. причём как от сарацинов, так и от жидов. вот бы потеха была бы. ...