Всадники на русских иконах - 1

топ 100 блогов oleggg88821.07.2021 Уже ушло в седую древность время, когда А. В. Архциховский написал "Древнерусская миниатюра как исторический источник", где был затронут вопрос и использования древнерусской иконографии в качестве источников по военному делу. Но новых исследований с того времени почти и не было - могу назвать только недавние работы Н. А. Плавинского и М. И. Петрова. И практически до сих пор жива практика, когда отдельное изображение рассматривают как вещь в себе, выискива то, что хотят найти. Да, на формумах разговоров много об исследовании, выявлении шаблонов и заимстовований. Но на деле все ограничивается пальцетыканьем - это "канон", это художник видел вживую. Толку от таких гаданий... Так то схема не сложная:  сравниваем с греческими, болгарскими и сербскими иконами и миниютюрами - выявляем схожие и отличные детали; сравниваем поздние изображения с ранними - выявляем, что менялось, что новое появилось. Реконструкцию на этом врядли можно построить, но зато можно выявить "однозначные детали" и отмести "соблазнительные детали". И дело это не быстрое.
Здесь уже были разборы Лицевого свода и Радзивиловской летописи по щитам, по хвату копий и седлам. Вывод один: хочешь рассмотреть какую либо деталь в этих истчониках - простомтри все тысячи рисунков в них, иначе это будет пустое занятие (да ещё с другими русскими и славяно-греческими изображениями нужно сравнивать).

Есть замечательный сайт  по русскому православному искуству Там и галерея русских икон, и литература, и немного балкано-греческих икон. В других местах можно достать ещё балкано-греческой иконографики. Есть возможность посравнивать.
Самый оторванный от реальности элемент в православной иконографике - это безусловно корпусной доспех. По другим православным странам может и можно выявить, какие реальные доспехи на ряде изображений могут быть "зашифрованны", но по русской иконографике - не вижу даже за что зацепляться.
В данной серии постов (в один точно не поместиться)  основное внимание будет обращено на конское снаряжение, прежде всего на седла. Сразу скажу: я пространно намекаю на утверждение, что от факта наличия шпор можно "вытянуть" и седловку, и приемы верховой езды и спсобы использования оружия. Хотя конструкция седла несравненно больше влияет на боевые возможности всадника, чем шпоры. Просто "желязяки" сохранились, а седла - почти нет.

Начать можно с наиболее ранних, 11-13 вв., изображений.
Всадники на русских иконах - 1

Всадники на русских иконах - 1
Это рельефы 11-12 вв. из Киева.
Пока видим согнутые ноги и седла с почти невыраженными луками.

Всадники на русских иконах - 1

Фреска 12 в. из Старой Ладоги.



Всадники на русских иконах - 1
Всадники на русских иконах - 1
Змеевики 12-13 вв.


Всадники на русских иконах - 1
Дмитровский собор во Владимире,1197 г.

Всадники на русских иконах - 1
Икона из Новгорода. Конец 13 или начало 14 вв.

Т. о. с конца 12 в. видим традицию изображать вытянутые ноги, но седла по прежнему со слабо выраженно лукой.
Изображения святых на Руси в те века тесно связывают с византийскими образцами (влоть до того, что их создавали выходцы из Византии). Четких фото византийских "объемных изображений" в мои руки не попали, но на миниютюрах указанные детали показаны схожим образом.

С 13 в. в греческо-балканских землях появляется новая практика рисовать седла (об этом в следующей главе). Но мы видим в ряде русских миниатюр, созданных в 14-15 вв., сохранение раннец традиции.

Всадники на русских иконах - 1
Всадники на русских иконах - 1
Всадники на русских иконах - 1
Всадники на русских иконах - 1
Всадники на русских иконах - 1
Подборка всадников из Киевской Псалтыри 1397 г.

Миниатюры в целом повторяю старую византийскую практику: обычно луки седел не прописаны, ощущение, что всадник сидит на чепраке или даже на голой спине лошади. Чепрак и седло не выделены друг от друга. В таком виде изображены подавляющее большинство всадников из тверского Амартола (написан в 14 в. -  в иллюстрациях использовались балканские миниатюры 12 в.) и из Радзивиловской летописи, и эту практику в последней можно отнести к миниатюрам-протографам 13 или 14 вв.

В визанитийскимх миниатюрах уже с конца 11 в. видим практику рисовать всадников с вытянутыми ногами.
Всадники на русских иконах - 1
Давид из Псалтыри 1088 г.

Понять конструкцию седел можно выискивая всадников, у  которых луки седел прописаны, и оседланных коней без всадников. В Радзивиловской летописи можно выделить такие изображения.

Всадники на русских иконах - 1
Всадники на русских иконах - 1
На первой лошади без всадника седло напоминает седло у лошади без всадника в Киевской псалтыри.
Нужно попробовать сравнить с византийскими изображениями.
Часще не византийских миниатюрах у коней без всадников седла нарисованы в виде плоскости. .Как например на миниатре к повести о Варлааме и Иосафе (13 в.).
Всадники на русских иконах - 1


Но есть исключения. Поравшись - удалось найти изображения:

Всадники на русских иконах - 1
Псальтырь 9 в. Характерно загнутая задняя лука - сходства пока не увидел.

Всадники на русских иконах - 1
Книга Иова, 12 в. Тоже пока нет характерных совпадений.

Всадники на русских иконах - 1
Прорисовка для книги Иовы 13-14 вв. Тут непонятно из-за незаконченности.

В рукописи Скилицы 13 в. кони без всадников зачастую показаны с седлами без выделения лук.
Есть так же такие изображения:
Всадники на русских иконах - 1
Нижний ряд и первый в  среднем ряду имеют  прямые луки, о которые похожи на луки, о которых будет речь в следующей главе (примечательно, что у коней со всадниками здесь они не прорисованы). Третий в первой ряду - уже видно, что седло похоже на седла во втором ряду из РЛ (тудаже можно отнести втрое изображение в последнем ряду из РЛ). Из РЛ остается второе изображение в первом ряду и первое изображение  в третьем ряду. Примечательно, что последнее седло показано так, что всадник приподнимается над спиной лошади. С ним также есть важный момент - это распространённый тип седла в Лицевом своде 16 в. (пержде всего, к иллюстрациям событий 13-14 вв.), только добавлены тебеньки (о них - потом).

Всадники на русских иконах - 1


Но посколько РЛ составлялась в конце 15 в., то "нестандратные" два типа седла могли попасть на изображения тогда.

Теперь наиболее раняя для Залесской Руси (2-я четверть 14 в.) живописная икона с изображением всадников - Борис и Глеб с житем (клеймы жития). Это московская школа, Коломна. Как отмечал Лазаре В. Н.: "Иконография клейм частично восходит к утраченному лицевому Житию Бориса и Глеба, возможно созданному еще в XII веке."
Всадники на русских иконах - 1

Всадники на русских иконах - 1
Борис возвращается из похода

Всадники на русских иконах - 1
Расслабление Святополка

Всадники на русских иконах - 1
святополк против Ярослава

Замечу, что на последенем клейме впервые на руссой иконе показана сабля (схематично).
Примостревшись к сёдлам, нахожу сходство их с сёдлами из РЛ (второй ряд), которые, как отмечено, имеют аналог в византийской живописи. Это явно схематичное изображение - не показаны чепраки и стремена, на самом седле никак не обозначены украшения и разноцветность.

Моё итоговое мнения по русским изоражениям сёдел до 14 в. Это схематичные изображения - наиболее простые примеры из визанитйских изображений, господствующие в 11-12 вв. Прямые выводы о конструкции сделать нельзя.

Помимо двух обозначенных сёдел, отличных по своей прорисовки, в РЛ можно увидеть ещё "нетипично прорисованные седла".
В первую очередь - это конь Олега Вещего. Именно на основании этого изображения и строится доказательная база (помимо "общих изображений) о седлах ясельного типа на Руси. Я совместил это изображение с западной картиной 1470-х гг. и рисунка рыцарского седла середины 15 в. из популярной французской военной серии.

Всадники на русских иконах - 1

При наличии приросовки готических лат в РЛ неудивительно увидеть и приросвку рыцарского седла. Только у меня опять стойкое ощущение, что художник рисовал не с натуры, а с рисунка коня с сидящим на нём рыцарем. Из-за чего и получилась такае упирающаяся концом в спину всадников задняя лука и вогнутое седалище (как на других  прорисованных художником сёдлах).

И ещё одно одно седло.
Всадники на русских иконах - 1
 Здесь мы видим тебеньки (выделил красной линией) - о них подробней потом. На втором изоражении тоже что-то похожее не тебеньки. Это уже точно не с протографов 13-14 вв. Оно похоже на московские и новгородские изображения 15-16 вв.
Продолжение скоро.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Каменском (бывшем Днепродзержинске) Скорую вызвали на боли в животе, которые сама пациентка связывала с язвенной болезнью желудка. Болело с 7 утра, вызвали в час дня... На самом деле были потуги. Фельдшер принял роды трехкилограммовой девочкой. Ничего не говорится в сообщении, про ...
Потому что например Великая пирамида ориентирована на север с точностью 3 минуты. На нынешний север. Соответственно, либо она построена после смещения полюсов, то есть совсем недавно. Либо полюса меняются циклически, причем чрезвычайно точно возвращаясь на место через раз или несколько ...
выбирайте на свой вкус. Чай с вишней и ванилью Вымытую вишню, накалываем в нескольких местах вилкой, засыпаем сахаром и ставим в холодильник до тех пор, пока ягоды не пустят сок. В заварной чайник насыпаем заварку, добавляем несколько листьев вишни, заливаем кипятком и 5-10 минут наст ...
Ram Veli Гуляли волны у причала И волновали окоём, Как будто молодость бежала Туда, где хорошо вдвоём. Она бежала без оглядки И нарушала, может быть, Порядок в общем распорядке – Когда приплыть, куда отплыть. Она рвалась, и ей хотелось Как можно раньше видеть ту, О ком всегда так ...
В интернете есть можно найти много фотографий и видео горных козлов в таких положениях на скалах, что остаётся только в ужасе удивляться тому, как вообще в эти места можно было забраться. Не могу не поделиться видео. Melakwa Lake Strop Extraction from Snohomish HRT on Vimeo . ...