Всадники на русских иконах - 1
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Здесь уже были разборы Лицевого свода и Радзивиловской летописи по щитам, по хвату копий и седлам. Вывод один: хочешь рассмотреть какую либо деталь в этих истчониках - простомтри все тысячи рисунков в них, иначе это будет пустое занятие (да ещё с другими русскими и славяно-греческими изображениями нужно сравнивать).
Есть замечательный сайт по русскому православному искуству Там и галерея русских икон, и литература, и немного балкано-греческих икон. В других местах можно достать ещё балкано-греческой иконографики. Есть возможность посравнивать.
Самый оторванный от реальности элемент в православной иконографике - это безусловно корпусной доспех. По другим православным странам может и можно выявить, какие реальные доспехи на ряде изображений могут быть "зашифрованны", но по русской иконографике - не вижу даже за что зацепляться.
В данной серии постов (в один точно не поместиться) основное внимание будет обращено на конское снаряжение, прежде всего на седла. Сразу скажу: я пространно намекаю на утверждение, что от факта наличия шпор можно "вытянуть" и седловку, и приемы верховой езды и спсобы использования оружия. Хотя конструкция седла несравненно больше влияет на боевые возможности всадника, чем шпоры. Просто "желязяки" сохранились, а седла - почти нет.
Начать можно с наиболее ранних, 11-13 вв., изображений.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-1caad2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/88021/88021_original.jpg)
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-92f7f9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/88241/88241_original.jpg)
Это рельефы 11-12 вв. из Киева.
Пока видим согнутые ноги и седла с почти невыраженными луками.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-5d929e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/88338/88338_original.jpg)
Фреска 12 в. из Старой Ладоги.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-59bb24.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/88781/88781_original.jpg)
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-02a8ec.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/88906/88906_original.jpg)
Змеевики 12-13 вв.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-47f8b1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/89176/89176_original.jpg)
Дмитровский собор во Владимире,1197 г.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-19d417.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/89482/89482_original.jpg)
Икона из Новгорода. Конец 13 или начало 14 вв.
Т. о. с конца 12 в. видим традицию изображать вытянутые ноги, но седла по прежнему со слабо выраженно лукой.
Изображения святых на Руси в те века тесно связывают с византийскими образцами (влоть до того, что их создавали выходцы из Византии). Четких фото византийских "объемных изображений" в мои руки не попали, но на миниютюрах указанные детали показаны схожим образом.
С 13 в. в греческо-балканских землях появляется новая практика рисовать седла (об этом в следующей главе). Но мы видим в ряде русских миниатюр, созданных в 14-15 вв., сохранение раннец традиции.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-9face9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/89826/89826_original.jpg)
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-ea8717.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/90080/90080_original.jpg)
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-0cdb11.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/90209/90209_original.jpg)
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-0993de.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/90705/90705_original.jpg)
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-3f4117.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/90561/90561_original.jpg)
Подборка всадников из Киевской Псалтыри 1397 г.
Миниатюры в целом повторяю старую византийскую практику: обычно луки седел не прописаны, ощущение, что всадник сидит на чепраке или даже на голой спине лошади. Чепрак и седло не выделены друг от друга. В таком виде изображены подавляющее большинство всадников из тверского Амартола (написан в 14 в. - в иллюстрациях использовались балканские миниатюры 12 в.) и из Радзивиловской летописи, и эту практику в последней можно отнести к миниатюрам-протографам 13 или 14 вв.
В визанитийскимх миниатюрах уже с конца 11 в. видим практику рисовать всадников с вытянутыми ногами.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-b1d460.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/90904/90904_original.jpg)
Давид из Псалтыри 1088 г.
Понять конструкцию седел можно выискивая всадников, у которых луки седел прописаны, и оседланных коней без всадников. В Радзивиловской летописи можно выделить такие изображения.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-1cca96.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/91212/91212_original.jpg)
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-5a0b10.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/91570/91570_original.jpg)
На первой лошади без всадника седло напоминает седло у лошади без всадника в Киевской псалтыри.
Нужно попробовать сравнить с византийскими изображениями.
Часще не византийских миниатюрах у коней без всадников седла нарисованы в виде плоскости. .Как например на миниатре к повести о Варлааме и Иосафе (13 в.).
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-347ddc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/91802/91802_original.jpg)
Но есть исключения. Поравшись - удалось найти изображения:
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-5328be.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/92088/92088_original.jpg)
Псальтырь 9 в. Характерно загнутая задняя лука - сходства пока не увидел.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-d96297.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/92394/92394_original.jpg)
Книга Иова, 12 в. Тоже пока нет характерных совпадений.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-b92fd2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/92962/92962_original.jpg)
Прорисовка для книги Иовы 13-14 вв. Тут непонятно из-за незаконченности.
В рукописи Скилицы 13 в. кони без всадников зачастую показаны с седлами без выделения лук.
Есть так же такие изображения:
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-fec560.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/92509/92509_original.jpg)
Нижний ряд и первый в среднем ряду имеют прямые луки, о которые похожи на луки, о которых будет речь в следующей главе (примечательно, что у коней со всадниками здесь они не прорисованы). Третий в первой ряду - уже видно, что седло похоже на седла во втором ряду из РЛ (тудаже можно отнести втрое изображение в последнем ряду из РЛ). Из РЛ остается второе изображение в первом ряду и первое изображение в третьем ряду. Примечательно, что последнее седло показано так, что всадник приподнимается над спиной лошади. С ним также есть важный момент - это распространённый тип седла в Лицевом своде 16 в. (пержде всего, к иллюстрациям событий 13-14 вв.), только добавлены тебеньки (о них - потом).
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-8ed0d3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/92892/92892_original.jpg)
Но посколько РЛ составлялась в конце 15 в., то "нестандратные" два типа седла могли попасть на изображения тогда.
Теперь наиболее раняя для Залесской Руси (2-я четверть 14 в.) живописная икона с изображением всадников - Борис и Глеб с житем (клеймы жития). Это московская школа, Коломна. Как отмечал Лазаре В. Н.: "Иконография клейм частично восходит к утраченному лицевому Житию Бориса и Глеба, возможно созданному еще в XII веке."
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-d508f6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/93301/93301_original.jpg)
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-a97ab5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/93617/93617_original.jpg)
Борис возвращается из похода
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-65afab.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/93807/93807_original.jpg)
Расслабление Святополка
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-4a6d61.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/93989/93989_original.jpg)
святополк против Ярослава
Замечу, что на последенем клейме впервые на руссой иконе показана сабля (схематично).
Примостревшись к сёдлам, нахожу сходство их с сёдлами из РЛ (второй ряд), которые, как отмечено, имеют аналог в византийской живописи. Это явно схематичное изображение - не показаны чепраки и стремена, на самом седле никак не обозначены украшения и разноцветность.
Моё итоговое мнения по русским изоражениям сёдел до 14 в. Это схематичные изображения - наиболее простые примеры из визанитйских изображений, господствующие в 11-12 вв. Прямые выводы о конструкции сделать нельзя.
Помимо двух обозначенных сёдел, отличных по своей прорисовки, в РЛ можно увидеть ещё "нетипично прорисованные седла".
В первую очередь - это конь Олега Вещего. Именно на основании этого изображения и строится доказательная база (помимо "общих изображений) о седлах ясельного типа на Руси. Я совместил это изображение с западной картиной 1470-х гг. и рисунка рыцарского седла середины 15 в. из популярной французской военной серии.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-b80146.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/94459/94459_original.jpg)
При наличии приросовки готических лат в РЛ неудивительно увидеть и приросвку рыцарского седла. Только у меня опять стойкое ощущение, что художник рисовал не с натуры, а с рисунка коня с сидящим на нём рыцарем. Из-за чего и получилась такае упирающаяся концом в спину всадников задняя лука и вогнутое седалище (как на других прорисованных художником сёдлах).
И ещё одно одно седло.
![Всадники на русских иконах - 1 Всадники на русских иконах - 1](/images/main/vsadniki-na-russkih-ikonah-1-7daa42.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/oleggg888/69080010/94524/94524_original.jpg)
Здесь мы видим тебеньки (выделил красной линией) - о них подробней потом. На втором изоражении тоже что-то похожее не тебеньки. Это уже точно не с протографов 13-14 вв. Оно похоже на московские и новгородские изображения 15-16 вв.
Продолжение скоро.
|
</> |