Время лечит?

После того, как жизнь наносит человеку удар, здоровая психика включает механизмы защиты. Один из таких механизмов – горевание - процесс эмоционального реагирования на личную утрату. Он не ограничивается рыданиями и тоской, он длится долгое время, которое требуется человеку для реорганизации жизни под новые условия. Именно это время, время горевания, и оказывает тот самый лечебный эффект, о котором говорят «время лечит».
Лечение временем (горевание) проходит несколько этапов, которые закономерно сменяют друг друга. Эта последовательность носит универсальный характер, и в норме через нее проходит любой психически здоровый человек, переживающий личную утрату. Если какая-либо стадия пропускается или затягивается, нормальное горевание прекращается и возникает патологическая реакция горя.
Несмотря на все ужасное многообразие потерь, увы, неизбежных в нашей жизни, каждый, переживающий утрату, чувствует примерно одно и то же. Он испытывает чувство вины, что «не сделал для умершего все, что мог», что «не всегда думал о нем хорошо», что «был невнимателен к нему при жизни» и т.д. Эти самообвинения сопровождаются поглощенностью образом умершего, постоянными воспоминаниями о нем, воспроизведением в памяти знакомых черт, звука голоса, характерных жестов. Эти мысли столь тяжелы, что человек испытывает физическое страдание (тяжесть в сердце, камень на душе).
Горе замыкает нас на наших чувствах. Чужая жизнь, продолжающаяся независимо от произошедшей трагедии, чужой смех, чужие радости и заботы, теперь кажущиеся такими мелочными, вызывают раздражение, а иногда – агрессию. В период острого горя мы отдаляемся от остального мира, сужаем контакты. Иногда это длится долго, поскольку мы считаем, что, возвращаясь к смеху и радостям, мы «предаем» того близкого человека, который покинул нас.
Пытаясь вывести горюющего из добровольной изоляции, окружающие часто говорят, имея в виду умершего: «Он не хотел бы, чтобы ты так плакал и так убивался». Мы отказываемся от прежних увлечений, любимых занятий (на что, как правило, говорят «ты должен теперь жить и радоваться за двоих»). Прежние модели поведения разрушаются, но на их месте постепенно формируются новые.
Горе совершает свою «работу». Мы выходим из тупика. Болезненно, постепенно, но мы движемся в сторону выхода. Иногда мы выходим в покорное, тихое отчаяние, которое доживает с нами весь оставшийся срок, чаще – в понимание, что и после смерти близкого человека наша собственная жизнь продолжает иметь свою ценность.
Постепенно мы прощаем прошлое, проводим инвентаризацию ценностей и смыслов и соглашаемся, что время лечит.
Возможно, когда-нибудь мы поймем, что лечит не время, а та трудная работа, которую горе с течением времени совершило в нашей психической реальности.
|
</> |