Бидермайер – большой «малый стиль»

Примерно столько же длилась эпоха последнего классического стиля – модерна, как будто подтверждая известную мысль о том, что прекрасное - быстротечно.
Скромный и обаятельный, бидермайер совершенно лишен амбиций и резкости. Он скорее ироничен, чем ярок; приватен, чем публичен. Это мир спокойного отдыха, а не карьерной мобилизации.

Бидермайер это культура кабинета и частной библиотеки, а кабинетное искусство не нуждается в масштабных полотнах. Пожалуй, это один из немногих (если не единственный) стиль, когда живописец работает по собственному вкусу. Он пишет то, что ему нравится, а зритель смотрит на картину, не пытаясь отыскать в ней скрытые смыслы.
В России эпоха бидермайера была еще короче, чем в Европе: начавшись в том же 1815 году, она завершилась спустя 10 лет. Но в годы своего существования именно бидермайер отразил общественное настроение – жажду отдыха и безмятежной жизни. Пожить спокойно, ни о чем не заботясь и не беспокоясь – вот мечта городского обывателя.
Российский бидермайер наиболее точно представлен в работах одного из основателей Общества поощрения художеств Федора Толстого.



Картины, исполненные в стиле бидермайер, выражают приватность, простоту и изящество, однако самыми изящными из них являются натюрморты и натуралистические рисунки.

Акварели Федора Толстого могут быть лишены пространственной глубины и естественности, но они очаровательны и воздушны, как сам бидермайер.




|
</> |