Враньё «букашки». Разоблачаем два мифа Евгения Понасенкова о монголо-татарском

топ 100 блогов evshishka06.08.2021
Враньё «букашки». Разоблачаем два мифа Евгения Понасенкова о монголо-татарском

В последние годы популярность публициста и блогера Евгения Понасенкова набирает всё новые масштабы – количество его поклонников растет, тиражи переизданий его «первой научной монографии о войне 1812 года» растут, его можно увидеть и на федеральных каналах, и в компании с известными звёздами и именитыми историками (их дифирамбы о великом учёном Понасенкове, кстати, на их совести). Актёрское мастерство, музыкальные способности, какие-то литературные таланты уже неоднократно были оценены специалистами. Это недоактер, недопевец, недописатель. Соответственно, когда человек во всём «недо-», то какой же из него может выйти историк, каковым он себя именует и позиционирует? Автор данной заметки не большой специалист по войне 1812 года, поэтому не берется судить о «монографии» разбираемого персонажа и разбирать даже очевидные для неспециалиста опусы.

Поэтому в центре нашего внимания будет ролик, т.н. «букашки», как часто Понасенков любит именовать своих «воображаемых врагов», где он отвечает на вопрос одного из своих поклонников – «А было ли монголо-татарское иго?» . Что ж, на примере рассуждений о теме нам близкой, попробуем показать и доказать некомпетентность и недалёкость упомянутого персонажа.

Враньё «букашки». Разоблачаем два мифа Евгения Понасенкова о монголо-татарском

Просматриваемое видео привлекло нас тем, что с апреля по май оно набрало уже 500 тыс. просмотров. То есть оно оказывает сильное влияние на формирование представлений о том, как «оно всё было на самом деле» и довольно быстро распространяется среди интересующихся историей. Наивно полагая, что Панасенков является профессиональным историком, зритель, восхищенный его харизмой, впадает в искушение быть обманутым. Но самое ужасное, что Понасенков делает всё, что между его слушателем и настоящими учёными образовалась пропасть. К сожалению, видя эту несправедливость, автор данного разбора, негодует и не может попросту не обратить на это внимание. И если вы тоже, то как говорил всеми известный Че, вы мой товарищ.  

В самом начале нам грозятся сделать большой ролик о «монголо-татарском иге», поэтому попробуем убить эту идею в зародыше. Обвинения в том, что в  учебниках нам всё врут – это стандарт. Поражает другое, это то, что довольно-таки взрослые дядьки читают, пытаются осмыслить и критикуют то, что написано для ученика 6 класса. Такое явление можно встретить у некоторых фриков по типу Кунгурову, который также свои размышления противопоставлял написанному в школьном учебнике. Но почему не противопоставить свои знания профессиональному историку и современному академическому изданию? Наверное, потому что этим великим умам проще понять только то, что написано для ребёнка в самом упрощенном виде. Это и есть их уровень развития. Но действительно ли они понимают? Этот вопрос остается открытым.

 

Враньё «букашки». Разоблачаем два мифа Евгения Понасенкова о монголо-татарском

Пропуская пустые оскорбления педагогов и ученых, которые за минимальные зарплаты и колоссальные затраты времени, здоровья и сил, занимаются обучением детей, получением новых знаний и сохранением нашего прошлого, остановимся, пожалуй, на фразе Понасенкова об отсутствии культуры на Руси вплоть до XV-XVI вв (2:40). Это, безусловно, русофобия и ложь. Домонгольская Русь славилась своими мастерами в прикладном и декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью, о чём свидетельствуют ювелирные украшения, найденные в ходе археологических исследований. Археологии также известно около 200 памятников архитектуры на всей древнерусской территории. Около 30 построек домонгольского периода сохранилось в более или менее целом состоянии до нашего времени. Среди наиболее известных - Софийский собор в Киеве, Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Пятницкая церковь в Чернигове, Церковь Иоанна Богослова в Смоленске и др. И это не просто рядовые строения своего времени, а выдающиеся произведения средневековой архитектуры. 

ИконаУстюжское Благовещение. 20—30-е годы XII века. Доска, темпера. 238 × 168 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
ИконаУстюжское Благовещение. 20—30-е годы XII века. Доска, темпера. 238 × 168 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В домонгольский период на Руси было развито также изобразительное искусство. До настоящего времени, сохранился целый ряд новгородских икон XII — начала XIII вв. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря происходят две иконы 1130-х годах: «Устюжское Благовещение» и ростовая икона святого Георгия. Сохранились мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке  в Киеве Ярославом Мудрым. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. 

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нём занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества. 

«Повесть временных лет» Второй редакции в составе Лаврентьевской летописи, список 1377 года. F.п.IV.2. Ф. 550 - Основное собрание рукописной книги, инв. 219. - Лаврентьевская летопись 1377 г. - Л. 1 об.
«Повесть временных лет» Второй редакции в составе Лаврентьевской летописи, список 1377 года. F.п.IV.2. Ф. 550 - Основное собрание рукописной книги, инв. 219. - Лаврентьевская летопись 1377 г. - Л. 1 об.

С принятием христианства Русь была приобщена к книжной культуре. Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного произведения «Слово о законе и благодати», датируемого серединой XI века. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов. 

Выдающимся писателем своего времени был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе, «Житие Феодосия» и «Повесть временных лет». Выдающимся писателем был также князь Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение»   проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нём повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославовича. Описание этого похода служит автору поводом для размышления о судьбах Русской земли.


Враньё «букашки». Разоблачаем два мифа Евгения Понасенкова о монголо-татарском

Но, как говорит сам Евгений Понасенков: «Это не объяснить нормальному человеку» (3:00). И действительно, это крайне тяжело сделать, если ты совершенно не знаком с культурой своей страны, историю которой сам же и пишешь. Хотя даже в тех же учебниках истории для средней школы обязательно есть как фотографии материальных памятников прошлого, так и отрывки из произведений древнерусской литературы, которые сохранились до настоящего времени. 

Судя по логике Евгения, если на Руси не было культуры,то  соответственно монголы не могли нанести ей урон, соответственно и не было никакого «иго». Об истории возникновения термина будет сказано ниже, а сейчас зафиксируем то, что должно было быть сказано, но было специально от людей скрыто. Во-первых, анализ археологических и письменных источников свидетельствуют о том, что только в ходе Батыева погрома 1237-1240 гг. не менее 49 городов были подвержены разорению монгольскими войсками, из них 14 так и не поднялись из пепла, а 15 превратились в села. Такую немного устаревшую статистику можем найти даже в старых советских учебниках, не говоря уже о более современных изданиях. Этого, бывший студент исторического факультета МГУ, не мог не знать. Во-вторых, разрушение городов сопровождалось уводом в плен и гибелью местного населения.  Археологические исследования, проведенные в Ярославской и Рязанской областях во второй половине XX - начале XXI вв., свидетельствуют о массовых захоронений в 1237-1238 гг. К примеру, в Ярославле на сегодняшний день насчитывается 9 братских могил, а общее число погребенных приближается к 500. В Старой Рязани вскрыто уже более 200 погребений времен Батыева нашествия .Изучение антропологических материалов показало, что наибольший урон был нанесен самой работоспособной и квалифицированной части населения - мужчинам наиболее активного возраста – от 15 до 35 лет. И в-третьих, нашествие Батыя нанесло тяжелый ущерб культуре Древней Руси. Только спустя 40 лет была построена первая каменная церковь, во многих русских городах исчезли хранилища книг, бывшие прообразами более поздних библиотек, серьёзный урон был нанесен делу летописания. К вышесказанному можно еще приплюсовать вассально-ленную и налоговую зависимость. Так было ли «иго» и был ли Руси нанесён урон, Евгений Николаевич? Если мерять вашими категориями, то конечно было, как бы вы не язвили. А если подойти с точки зрения современной науки? Ответы есть в работах В.В. Трепавлова, Ю.В. Селезнёва, Р.Ю. Почекаева и других современных исследователей.Настоятельно рекомендую.

 «Надо тотально врать», - говорит Евгений. И тотально врёт. Поэтому вместо прямого ответа на вопрос, касающегося «монголо-татарского ига», он пафосно рассуждает о том, как Запад подложил России Ленина, Троцкого и пр., как Сталин убивал больше русских людей, чем Гитлер. «Вот такая шиза, понимаете?» (6:55).  

Возвращаясь под конец своих рассуждений всё же к вопросу, который ему задали 8 минут назад, Понасенков начинает блистать своими реальными знаниями, относя термин «монголо-татарское иго» к XVI-XVII вв (8:38). В действительности, «Монголо-татары» — искусственный термин, изобретенный историками XIX века. А форму «монголо-татарское иго», как более правильную, употребил первым в 1817 году Христиан Крузе, книга которого «Атлас и таблицы для обозрения истории всех европейских земель и государств от первого их народонаселения до наших времен» в середине XIX века была переведена на русский и издана в Петербурге. Между тем жители Руси XIII—XV веков такого определения зависимости русских княжеств от Орды не давали. Такое значение появилось на стыке XV—XVI веков в польской исторической литературе. Первыми его употребили хронист Ян Длугош («jugum barbarum», «jugum servitutis») в 1479 году.  К слову, с 2013 года понятие «иго» отсутствует в едином учебнике истории России, вместо него был предложен термин «ордынское владычество». 

В завершении, Понасенков отмечает, что его доводов достаточно, чтобы понять, что и как нам врут. И действительно, нельзя с этим утверждением не согласиться. Нам вполне хватает, чтобы понять, кто перед нами — лжец, позёр и фрик. Дорогой читатель, будь осторожен, принимая за чистую монету рассуждения тех, кто называет себя «историком», не имея ни малейшего отношения к исторической науке. Давайте учиться понимать, критиковать и трезво рассуждать.

Шишка Е.А. - историк, научный журналист, главный редактор сообщества "Монголы и Русь"

Наши ресурсы :

https://mongols.clan.su — персональный сайт

https://zen.yandex.ru/id/60affaebcc159d56ec3dda28 - мы на яндекс.дзене

https://www.youtube.com/user/ZhenyaShishka/featured — Наш ютуб канал

https://vk.com/mongols_and_rus - научно-познавательная группа "Монголы и Русь" в Vk

https://www.facebook.com/groups/mongols.and.rus - группа в Facebook

https://vk.com/public199338743 — историко-юмористический паблик "А ты вступил в монгольский тумен?"

https://evshishka.livejournal.com - авторский блог

https://www.instagram.com/drinkhist/ — "История русского пьянства" в инстаграме

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Какой у нас всё-таки доверчивый народ. Некий Сергей Переслегин (исследователь и теоретик жанров альтернативная история и фантастика) нафантазировал тут такую историю, что мол ...
Вчера на работе мы всем нашим немаленьким коллективчиком решили заказать себе на обед пиццу. И вроде бы здесь нет никаких проблем и сложностей - просто выбираешь заведение, где вкусно готовят сие итальянское блюдо, заказываешь доставку и все рады и довольны. Но это же было бы слишком про ...
Друззя исконники, тут вот некоторые свидомые могут    вам   в  харю   в лицо заявить мол князья галицкие, волынские   и князья Великого  Княжества  Литовского   тоже от ханов ордынских ярлыки имели, поэтому, мол, оне тоже право ...
Хедлайнером выставочной экспозиции корпорации «Уралвагонзавод» на форуме "Армия-2015" стало АО «ЦНИИ «Буревестник», продемонстрировав впервые в мире революционную модернизацию БТР-80. Модернизационный комплект включает 14,5-мм дистанционно-управляемый боевой модуль; комплекс средств з ...
Сегодня пост посвящен тем культурным проявлениям нашей жизни, которые являются для вас символом этого праздника. От матери младшеклассника, которая, ожидая во дворе школы выхода ребёнка чуть не разрыдалась под ревущую из динамиков по кругу песню "День Победы". А для антуража ещё ...