Врагу не сдается наш гордый моряк
vikond65 — 18.06.2023Ровно 105 лет назад, 18 июня 1918 года, состоялось второе в истории Черноморского флота и, надеюсь, последнее массовое самозатопление собственных боевых кораблей. По секретному приказу из Москвы на дно Цемесской бухты Новороссийска отправились линкор "Свободная Россия" (бывшая "Императрица Екатерина великая"), 10 эсминцев, танкер "Эльбрус" и пять военных транспортов.
Этому предшествовал ультиматум комадующего германских оккупационных войск на Украине фельдмаршала Эйхгорна с требованием отвести корабли в Севастополь и передать их немецким властям. В противном случае Эйхгорн угрожал развернуть наступление на Новороссийск, парировать которое было нечем. Официально советское правительство приняло ультиматум и отправило в штаб Черноморского флота телеграмму открытым текстом с требованием идти в Севастополь и сдаться. Но одновременно была отправлена другая, шифрованная телеграмма с приказом затопить флот.
Временно исполнявший обязанности командующего флотом командир линкора "Воля" (бывший "Император Александр III") капитан первого ранга Тихменев отказался выполнять секретное распоряжение и приказал идти в Крым. Однако ему подчинилась только команда "Воли", в основном состоявшая из украинцев, а также экипажи четырех миноносцев - "Поспешный", "Беспокойный", "Дерзкий" и "Живой". "Капитулянты" ушли из Новроссийска, утащив за собой на буксире миноносец "Жаркий", матросы которого разбежались.
Надо заметить, что немцам новороссийские трофеи так и не понадобились. До конца Первой мировой войны они простояли в Севастополе, потом были захвачены английскими интервентами, которые передали их белой армии генерала Деникина. Белогвардейцам, как известно, этот подарок тоже не помог одержать победу, зато весьма пригодился при эвакуации из Крыма в ноябре 1920-го.
Жизненный путь бывшей "эскадры Тихменева" закончился в 1924 году во французской Бизерте, где корабли разобрали на металлолом. А Россия из-за всех этих перипетий снова остатась без Черноморского флота, который пришлось возрождать почти с нуля. Но это уже другая история.
На заставке - эсминец "Керчь" топит торпедами покинутую командой "Свободную Россию". Кстати, это единственный российский эсминец, утопивший линкор. Чуть позже его экипаж прикончил и собственный корабль, открыв кингстоны.
Линкор "Свободная Россия" и однотипная с ним "Воля", пережившая своего собрата на шесть лет.
"Воля" со спущенными флагами в оккупированном немцами Севастополе.
"Воля", переименованная белогвардейцами в "Генерала Алексеева" ожидает разделки на металл.
"Лейтенант Шестаков" - один из эсминцев, затопленных в Цемесской бухте.
Эсминец "Калиакрия" - единственная жертва "цемесской утопии", которую большевикам удалось поднять, отремонтировать и вновь ввести в строй под названием "Дзержинский". Он прослужил до 1942 года и погиб на мине по пути из Новоросийска в осажденный Севастополь.
Эсминец "Керчь", поставивший финальную точку в судьбе "Свободной России".
Одно из башенных орудий линкора "Воля", установленное в московском музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. При разборке линкора рачительные французы сняли с него пушки и отправили в местный арсенал. В 1940 году три из них приобрела Финляндия и использовала в береговой обороне. А после второй мировой войны - передала Советскому Союзу в счет репараций. У нас их водрузили на железнодорожные транспортеры, один из которых уже в XXI веке доставли на Поклонку.
Памятник затопленным кораблям установленный в 1980 году на берегу Цемесской бухты. Флажки из цветного стекла отображают сигнал "Погибаю, но не сдаюсь".
|
</> |