"Возвращение воина" в Пушкинском музее


В Пушкинском музее прошла небольшая, но очень интересная выставка, на которой был представлен совершенно уникальный экспонат - редкий образец монументальной живописи: фреска IV века до н.э. из собрания Воронежского художественного музея имени И.Н. Крамского. Большинство подобных росписей, характерных для гробниц некрополей V-IV веков до н.э. на территории Южной Италии, хранятся в музеях Неаполя, Пестума, Капуи и Кум. Исследование и реставрация фрески выполнены А. А. Горматюком, реставратором Научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря в 2023-2024 годах. В ходе работ поверхность была очищена от вековых загрязнений и укреплена. Фигура воина-всадника в погребальных росписях имела ритуальный смысл. Её появление символически означало благополучный переход умершего в загробный мир и триумф жизни над смертью. Кроме фрески экспонировались семь предметов краснофигурной керамики из коллекции ГМИИ.
Интересна история появления этой фрески в Воронежском музее. Нашли её в ноябре 1871 года в Италии, в небольшом городе Санта-Мария-Капуя-Ветере. Гробница-циста была заглублена в землю, внутри находился саркофаг из травертина - довольно мягкого известкового туфа. Он был весь расписан темперными красками, обычно такие фрески рисовали на месте, предварительно нанеся на плиту тонкий слой штукатурки. Это более ценный вид живописи, чем вазопись. В России она не представлена совсем, в мире считается большой редкостью. В частности, в районе Капуи исследовано несколько сотен гробниц, и только два процента из них имеет роспись. Фрагмент росписи был приобретен для частной коллекции семейства Дориа. Вскоре фреску у них купили для музея Императорского Юрьевского университета в Дерпте (с 1893 по 1919 - Юрьев, ныне Тарту, Эстония). Посредником выступил известный в то время археолог и арт-дилер Вольфганг Гельбиг, который помог пополнить многие европейские коллекции античных предметов. В конце Первой мировой Дерптский университет эвакуировали в Воронеж вместе со всей коллекцией. Так городу достался уникальный образец античной фрески. С 1918 года памятник находился в Музее древностей и изящных искусств Воронежского университета, а с 1933 года хранится в ВОХМ им. И.Н. Крамского. Работа не выставлялась как минимум 100 лет из-за плохого состояния, трещины в камне. Не исключено, что предмет, вообще, никогда не демонстрировали публике. В 2001 году был подписан протокол между художественными музеями Воронежа и Тарту, после которого стал возможен совместный каталог художественных ценностей, собранных музеем Императорского Юрьевского университета. Таким образом, воронежская фреска после этой выставки входит в мировой научный оборот.

На плите вулканического туфа, оштукатуренной и расписанной, уцелело изображение всадника - молодого мужчины с бородкой и пышной кудрявой шевелюрой, верхом на коне рыжей масти. На всаднике короткая кираса и золотой пояс поверх красной туники, что выдаёт в нём воина, но голова его не покрыта шлемом. Одной рукой он сжимает поводья, другой держит копье, на котором развеваются трофеи, захваченные в битве: окровавленная туника и пояс противника. Роспись выдержана в охристых тонах со множеством оттенков. Фрагмент фрески был частью декорации гробницы-цисты, каменного ящика, в который помещали тело умершего. Росписи на внутренних стенах цисты зависели от статуса заказчика. В древних культурах образ всадника был элитарным. Конь подчеркивал высокий социальный статус владельца. Всадник и его триумф могли ассоциироваться с благополучным переходом в мир иной.

Керамические сосуды из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, выставленные вместе с фреской, были обязательной частью приношений и помещались в гробницы. Они были изготовлены в одной из гончарных мастерских, располагавшихся в античной Капуе.

Сюжеты росписей этих и подобных ваз нередко связаны с погребальными обрядами.

Эффектной рамой для этой небольшой выставки стал Олимпийский зал Пушкинского музея - эпоха искусства греческой классики. Теперь воин-победитель вернётся в Воронежский музей.

|
</> |