"Возвращение воина" в Пушкинском музее

топ 100 блогов galik_12315.04.2025
Возвращение воина в Пушкинском музее 25-0805.jpg

В Пушкинском музее прошла небольшая, но очень интересная выставка, на которой был представлен совершенно уникальный экспонат - редкий образец монументальной живописи: фреска IV века до н.э. из собрания Воронежского художественного музея имени И.Н. Крамского. Большинство подобных росписей, характерных для гробниц некрополей V-IV веков до н.э. на территории Южной Италии, хранятся в музеях Неаполя, Пестума, Капуи и Кум. Исследование и реставрация фрески выполнены А. А. Горматюком, реставратором Научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря в 2023-2024 годах. В ходе работ поверхность была очищена от вековых загрязнений и укреплена. Фигура воина-всадника в погребальных росписях имела ритуальный смысл. Её появление символически означало благополучный переход умершего в загробный мир и триумф жизни над смертью. Кроме фрески экспонировались семь предметов краснофигурной керамики из коллекции ГМИИ.

Интересна история появления этой фрески в Воронежском музее. Нашли её в ноябре 1871 года в Италии, в небольшом городе Санта-Мария-Капуя-Ветере. Гробница-циста была заглублена в землю, внутри находился саркофаг из травертина - довольно мягкого известкового туфа. Он был весь расписан темперными красками, обычно такие фрески рисовали на месте, предварительно нанеся на плиту тонкий слой штукатурки. Это более ценный вид живописи, чем вазопись. В России она не представлена совсем, в мире считается большой редкостью. В частности, в районе Капуи исследовано несколько сотен гробниц, и только два процента из них имеет роспись. Фрагмент росписи был приобретен для частной коллекции семейства Дориа. Вскоре фреску у них купили для музея Императорского Юрьевского университета в Дерпте (с 1893 по 1919 - Юрьев, ныне Тарту, Эстония). Посредником выступил известный в то время археолог и арт-дилер Вольфганг Гельбиг, который помог пополнить многие европейские коллекции античных предметов. В конце Первой мировой Дерптский университет эвакуировали в Воронеж вместе со всей коллекцией. Так городу достался уникальный образец античной фрески. С 1918 года памятник находился в Музее древностей и изящных искусств Воронежского университета, а с 1933 года хранится в ВОХМ им. И.Н. Крамского. Работа не выставлялась как минимум 100 лет из-за плохого состояния, трещины в камне. Не исключено, что предмет, вообще, никогда не демонстрировали публике. В 2001 году был подписан протокол между художественными музеями Воронежа и Тарту, после которого стал возможен совместный каталог художественных ценностей, собранных музеем Императорского Юрьевского университета. Таким образом, воронежская фреска после этой выставки входит в мировой научный оборот.

Возвращение воина в Пушкинском музее

На плите вулканического туфа, оштукатуренной и расписанной, уцелело изображение всадника - молодого мужчины с бородкой и пышной кудрявой шевелюрой, верхом на коне рыжей масти. На всаднике короткая кираса и золотой пояс поверх красной туники, что выдаёт в нём воина, но голова его не покрыта шлемом. Одной рукой он сжимает поводья, другой держит копье, на котором развеваются трофеи, захваченные в битве: окровавленная туника и пояс противника. Роспись выдержана в охристых тонах со множеством оттенков. Фрагмент фрески был частью декорации гробницы-цисты, каменного ящика, в который помещали тело умершего. Росписи на внутренних стенах цисты зависели от статуса заказчика. В древних культурах образ всадника был элитарным. Конь подчеркивал высокий социальный статус владельца. Всадник и его триумф могли ассоциироваться с благополучным переходом в мир иной.

Возвращение воина в Пушкинском музее

Керамические сосуды из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, выставленные вместе с фреской, были обязательной частью приношений и помещались в гробницы. Они были изготовлены в одной из гончарных мастерских, располагавшихся в античной Капуе.

Возвращение воина в Пушкинском музее

Сюжеты росписей этих и подобных ваз нередко связаны с погребальными обрядами.

Возвращение воина в Пушкинском музее

Эффектной рамой для этой небольшой выставки стал Олимпийский зал Пушкинского музея - эпоха искусства греческой классики. Теперь воин-победитель вернётся в Воронежский музей.

Возвращение воина в Пушкинском музее 25-0819.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Министерство юстиции России 27 января пополнило список так называемых иностранных агентов. В него впервые попал глава религиозной конфессии —  верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (Эрдни Омбадыков). Эрдни-Басан Омбадыков (Тэло Тулку Ринпоче) является верховным ламой ...
Не далее как вчера вечером встретились мы с моими старыми клиентами, которые давным давно стали почти друзьями. Запрос простой и очень такой вот сложный, что ли. Так бывает. Посыпались на моих друзей какие то сложности и горести. Ну вот как тут не расстроиться. ...
Эрдоган во главе стола. Совершенно для этой компании заслуженно. Китайского Си здесь нет - уехал, игнорировал этот банкет. Не посчитал для себя нужным. И правильно - ему ровня только американские лидеры, а не эта шалупонь на ШОСе. ...
Местные пенсионеры на велосипедной прогулке Этот "завод" - одна из двух местных школ. Мое любимое дерево на берегу реки. Одна из беседок на берегу реки. Люди приходят сюда со своей едой пообедать. Река Оттава. Квартиры для престарелых людей, под присмотром ...
В электронной базе Госдумы появился проект постановления об освобождении от должности вице-спикера нижней палаты Сергея Неверова. Мандат депутата господин Неверов сохранит. «Освободить депутата Госдумы Неверова Сергея Ивановича от должности заместителя председателя Госдумы ...