Возрастные кризисы. Кризис 25 лет

топ 100 блогов psy_researcher26.08.2023

Юность многие психологи считают самым главным периодом жизненного пути человека. Условно, взяв по самым широким возрастным границам, это период от 15 до 25 лет (15-17 — ранняя юность, 18-22 — юность, 20-25 — начало молодости).

Возрастные кризисы. Кризис 25 лет

Безусловно, по разным (как общим для всех, так и индивидуальным) критериям можно  назвать главными самые разные возрастные периоды. Но вместе с тем нельзя не согласиться, что именно в период юности совершаются жизненные выборы, влияющие и во многом даже определяющие весь дальнейший жизненный путь человека. Юность является периодом первых ответственных шагов по формированию и реализации жизненного замысла, определяющего весь последующий жизненный путь. 

Приведу разные названия этого возрастного кризиса, который уже только этим указывает на причину кризисных явлений. Кризис 25 лет еще называют:

  • кризисом четверти жизни;
  • кризисом начала реализации жизненного замысла;
  • кризисом вхождения во взрослость;
  • кризисом «встречи с реальностью»;
  • кризисом «пробуждения».

Приведу сейчас несколько отрывков из статьи в журнале «Рsychologies», посвященной кризису 25 лет. Я в этой статье не со всем согласна, многое требует важных уточнений, и, на мой взгляд, она рассматривает во многом содержание кризиса 30-35 лет, а не 25, но об этом позже. 

Свои комментарии выбранных фрагментов буду писать курсивом.


«Кризис вхождения во взрослость», «ранний переходный возраст» — так психологи определяют это непростое время. Но чаще именуют его «кризисом четверти жизни». Этот термин вошел в обиход благодаря двум 25-летним американкам — обозревателю журнала New Yorker Александре Роббинс и веб-дизайнеру Эбби Уилнер, авторам книги «Кризис четверти жизни: уникальные жизненные испытания тех, кому за 20».

Конец подростковым мечтам и метаниям: в возрасте от 20 до 30 лет молодые мужчины и женщины должны определиться с выбором себя и своей судьбы . Эта встреча лицом к лицу с реальностью не всегда проходит гладко и уже получила название — «кризис четверти жизни».

Определение начинается гораздо раньше, а сейчас должно происходить уже начало практической реализации этого определения. Но на практике чаще всего осознанное и практическое самоопределение, действительно, происходит только после профессионального обучения и с началом трудовой деятельности. У тех людей, которые не решили необходимые вопросы самоопределения на предыдущем этапе, сейчас и сталкиваются в трудностями.

Речь идет не о переломе или радикальном потрясении основ, но лишь о пробуждении — пусть даже тревожном или горьком.

Да, «встреча с реальностью» и «пробуждение» — очень хорошее название этому кризисному периоду. Часто эта встреча сопровождается глубоким смятением от необходимости согласования юношеских мечтаний (вспомним об известном явлении «юношеского максимализма») и ожиданий с действительностью.

Переживания 25-летних долго оставались в тени более «громких» переломных периодов — кризисов подросткового и среднего возраста. Возможно, потому, что они не столь заметны окружающим. Но, как и любой кризис, этот затрагивает наиболее значимые стороны жизни и причиняет боль. 

«Превращению» этого кризиса в более «громкий» способствуют нормативные исторические факторы (особенности развития и состояния общества), т.е. те социальные и исторические условия, в которых растет человек. Чем больше социальных проблем сопровождают развитие человека (например, безработица, невостребованность молодых специалистов и трудности с трудоустройством сразу после получения образования, увеличение периода обретения финансовой самостоятельности, а также искажение ценностей и трансформация отношения общества к институту брака, созданию семьи и рождению детей и т.д.), тем тяжелее будет молодым людям справиться с этими трудностями и они отразятся на ходе его развития, усугубляя кризисные явления.

8 признаков «кризиса четверти жизни»

Если вам знакома хотя бы половина перечисленных ситуаций, значит, «кризис четверти жизни» не обошел вас стороной.

  1. Вы закончили престижный вуз, но продолжаете перебиваться временными подработками, утешаясь тем, что «Есть диплом, и слава богу!»
  2. Вы скучаете на работе. Вы скучаете без работы.
  3. Вы скучаете с другом. Вы скучаете без него.
  4. Вы впервые говорите себе: «Я уже не молод».
  5. Вы привыкли часто менять партнеров, но впервые задумываетесь: не пора ли определиться?
  6. Вы — молодая женщина, встает вопрос о детях. Вы — молодой мужчина, у вас появилась первая седина.
  7. У вас много временных работ — интересных или необходимых только для денег. Вы спрашиваете себя, не пора ли остановиться на какой-то одной области.
  8. Ваш младший брат или лучший друг женился, устроился на постоянную работу, взял ипотечный кредит, завел детей. Вы чувствуете, что вас обошли.

На этом цитирование статьи закончено. 


В приведенной статье признаках кризиса четверти жизни рассматривается преимущественно в его слиянии уже с кризисом 30 (35) лет (кризисом смысла жизни и оценки первых результатов реализации своего жизненного замысла). Так происходит, когда причины, которые привели к возникновению кризиса 25 лет, не были решены достаточно благополучно, что и стало причиной возникновения кризисных явлений уже на следующих возрастных этапах.

На самом деле, кризис 25 лет по своему содержанию гораздо ближе к предыдущим возрастным периодам, прежде всего, кризисам окончания школьного обучения, когда необходимо было сделать выбор варианта жизненного пути и будущей профессии, а также кризисных явлений, сопровождающих обучения в вузе.

Типичными симптомами кризиса 25 лет являются разочарованность в выбранной профессиональной деятельности, чувство потерянности, страха, одиночества или смятения перед выбором того, какой шаг сделать для перехода во взрослую жизнь и как совершить этот переход к более самостоятельной жизни.


Что касается кризисных явлений, которые могут возникнуть в процессе получения образования в вузе (и стать причиной дальнейшего кризиса 25 лет), то приведу три самых главных момента, вызывающих трудности:

1.Кризис начала обучения: вызван противоречием между желанием учиться хорошо и неготовностью к этому, что связано с изменением учебной деятельности в школе на учебно-профессиональную деятельность в вузе.

2.Кризис середины обучения, близкий к «кризису третьего курса»: вызван противоречием между высокими навыками учебно-профессиональной деятельности и некоторой утратой смысла обучения, «разочарованием в профессии или в самом вузе».

3.Кризис окончание обучения в вузе: вызван противоречием между желанием хорошо трудоустроиться и применить свои знания, с одной стороны, и реальными сложностями привлекательного трудоустройства в условиях примитивного рынка труда и проблем общества в целом.


Именно эти трудности (недостаточно осознанное и ответственное профессиональное и личностное самоопределение в школе и нерешенные кризисные явления обучения в вузе) главным образом осложняют момент перехода от длительного пути обучения и зависимости от социума к началу гораздо более самостоятельной жизни как в трудовой сфере, так и в сфере создания близких отношений и семьи.

Если для профессиональной трудовой сферы жизненного пути важным является профессиональное самоопределение., то для личной сферы — это личностное самоопределение и построение целостной Я-концепции (формирование эго-идентичности). Начало активной фазы этого процесса относится еще к подростковому возрасту. Именно эта часть развития личности лежит в основе способности создать близкие и благополучные отношения и крепкую семью.

Кризис 25 лет отражает момент перехода ко взрослой жизни после длительного пути подготовки к ней, переход от формирования жизненного замысла к моменту его реализации, то кризис 30 (35) лет, который еще называют кризисом смысла жизни, связан уже с оценкой первых результатов этой реализации. Этим они и отличаются. Если причины первого кризиса не решены, то они станут причиной следующего кризиса.


Таким образом, для молодых людей я бы сформулировала вот такие признаки кризиса 25 лет:

  1. Вы испытываете большие сомнения в правильности выбора профессионального образования и будущего трудового пути.
  2. Вы уверены, что выбрали профессию неправильно, потратили зря время в университете, но при этом боитесь еще раз начать с нуля, не знаете, как быть: пойти путем еще одного образования, начать трудовую деятельность в неподходящей вашим интересам сфере только ради обеспечения финансовой независимости или методом проб и ошибок искать свою сферу интересов, перебирая разные места работы (и таких вариантов дальнейшего пути может быть очень много).
  3. Вы испытываете трудности в определении области применения результатов своего образования в конкретной области труда, т.е. не можете выбрать работу, которая бы соответствовала бы полученным навыкам, не можете совместить свои пожелания с предложениями на рынке труда.
  4. После окончания вуза вы испытываете большое волнение от огромного количества альтернатив дальнейшего жизненного пути, как в выборе профессии (куда трудоустроиться), так и в выборе путей построения личных отношений (начиная с поиска постоянного партнера, заканчивая вариациями построения постоянных отношений). Ощущаете, что между образованием и работой большая пропасть.
  5. Вы не можете выбрать между тем, что приносит постоянный доход и тем, чем вам по-настоящему нравится заниматься. Выбор работы, который обусловлен по сути только размером заработной платы, вас не устраивает с точки зрения личностной и профессиональной самореализации. 
  6. Вы не можете решиться на создание семьи, несмотря на то, что длительное время находитесь отношениях.
  7. Вы не можете создать постоянные отношения.
  8. Вы не можете выйти из экономической зависимости от родителей и очень переживаете по этому поводу.
  9. Вы чувствуете, что находитесь в моменте выбора, но не знаете, чего по-настоящему хотите, не можете оценить и осознать свои пожелания в трудовой самореализации или в личных отношениях.

Я не просто так пишу преимущественно о тех, кто заканчивает высшее учебное заведение. К сожалению, не имею данных официальной статистики (вряд ли такая даже проводилась в психологическом ключе), но как теоретические взгляды, так и практические наблюдения подсказывают, что этот кризис четверти жизни переживают именно те, кто обучался в вузе при к полноценной трудовой деятельности и той части жизни, которая должна характеризоваться, как самостоятельная. 

Те же, кто получили среднее профессиональное образование и сразу после этого перешли к трудовой деятельности, имеют больше степеней свободы, больше маневра для проб и ошибок, больше социальной защищенности и менее резкого повышения ответственности в момент жизненного выбора, поэтому с таким кризисом сталкиваются реже. А если они и переживают подобные состояния, то чаще всего делают выбор в пользу дальнейшего обучения в высшем учебном заведении, так сказать, оттягивая момент принятия решения, касающегося перехода во взрослую жизнь, и избегая кризиса в тот момент (но могут столкнуться с ним уже после окончания вуза, если не успеют решить внутренние задачи).


Таким образом, главной причиной кризиса 25 лет является страх перед началом практической части осуществления жизненного замысла. Кризис 30 лет связан больше с ощущением нереализованности этого замысла, потребностью в его переосмыслении. Подробнее об этом уже в следующей статье.

Так получилось, что я больше внимания посвятила общим причинам возникновения кризиса в конце периода юности, чем конкретным рекомендациям. 

Это произошло потому что именно в этих причинах и заключаются пути решения возникающих переживаний и проблем в совершении необходимого жизненного выбора. Если быть точнее, то в обнаружении моментов возникновения первых нерешенных вопросов, касающихся собственного самоопределения, и возвращении к их решению.

Поэтому и самой главной рекомендацией является следующее: выяснить, произошел ли где-то сбой в создании и осознании жизненного замысла, была ли где-то совершена ошибка, или кризисные переживания связаны только со взятием ответственности за дальнейший жизненный путь (момент страха перед ответственностью присутствует практически всегда в этот период, к кого-то больше, у кого-то меньше).

Важно отметить, что чаще всего кризис связан не столько с конкретными ошибками в выборах на предыдущих этапах, сколько с трудностями осознания и снятия внутренних мотивационных противоречий

Простыми словами, человеку сложно понять, чего он действительно хочет и согласовать это с желаемыми путями, как этого можно достичь, среди предложенных социумом и ближайшим окружением. 

Очень многое в потребностно-мотивационной и ценностной сферах часто прячется в безднах бессознательного или скрывается за совершенно другими, кажущимися важными, мотивами, но на самом деле ими не являющимися. Вторая сторона вопроса касается согласования желаемого с возможным с точки зрения условий среды.

Отсюда и вывод: необходимо поставить и решить задачу осознания и упорядочения собственных потребностей и пожеланий с целью  создания осознанного жизненного замысла, выбора путей его реализации (т.е. согласования своих желаний с условиями среды) и принятия решения о начале практической части этого выбранного пути (т.е. взятия ответственности за его реализацию). 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
на Freepik" title="Изображение от gstudioimagen1 на Freepik" data-inherit-privacy="true" loading="lazy" /> Изображение от gstudioimagen1 на Freepik Работники, как известно, ...
Одной из довольно распространенных историй, которые окружают пистолет-пулемет Шпагина ППШ, является проблема с дисковыми магазинами. Дело в том, что они далеко не всегда подходили друг другу, такова плата за массовый выпуск. Не просто так появились коробчатые магазины, не настолько ...
"Лара здравствуйте. Пожалуйста, взгляните на мою ситуацию через вашу оптику, я чувствую, что мои переживания разрушительны, и хотелось бы найти пути выхода из них. Я живу с мужчиной, мы очень любим друг друга, и сейчас ждем ребенка. У меня это первый ребёнок, у любимого уже есть двое ...
Сегодня были с товарищем около одного из прежде больших НИИ с заводом при НИИ в Москве. Сейчас этот крупный бывший советский НИИ представляет собой кучу более мелких предприятий, частью тоже научно-исследовательской направленности, частью просто промышленных, а частью совсем не ...
у Лисички что она делает, то ответ будет «Пилю пряники». ) На данный момент Лисичка в тотемах главная. Праздники жеж. Всем добра и коров ...