Война токов - Эдисон, Вестингауз и Тесла
ruslanviktorov — 03.05.2020Америка, 1880 год. Мир освещается огнём, механизмы приводятся в движение паром или приложением силы. Гениальный изобретатель Томас Эдисон совершил ряд прорывных открытий, среди которых постоянный ток и изобретение лампы накаливания. Пока он встречается с инвесторами, инженер Джордж Вестингауз, сколотивший состояние на патенте тормозов для поездов, видит больше преимуществ в использовании переменного тока. Кроме того, недальновидный бизнесмен Эдисон берёт на работу простым инженером эмигранта Николу Теслу, и не увидев в его идеях потенциала, вскоре теряет ценного сотрудника. Соревнование за электрификацию американских городов — война постоянного и переменного токов продолжается.
Сценарий имеет дело не с героями и не со злодеями, а с двумя людьми, утопающими в собственных амбициях. Томас Эдисон (Бенедикт Камбербэтч) занимается исследованиями электроэнергии, но он слишком упрям, чтобы признать, что постоянный ток менее эффективен, чем переменный. Последний не только дешевле, но может и передавать энергию на большие расстояния. Эдисон игнорирует аргументы своего нового работника Николы Теслы (Николас Холт) и вообще представлен не очень приятным мужчиной. Тем временем бизнесмен Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон) движется в направлении развития переменного тока. Эдисон отчаивается от успехов Вестингауза и пытается очернить конкурента.
Сюжетная ветка дает столько информации, сколько надо. Проблема в том, что конфронтацию двух ученых слишком сильно нагнетают. Когда встреча наконец происходит, ничего выдающегося ждать не стоит. История, конечно, рассудила изобретателей, однако, кажется, сценарий не заинтересован вынести какие-либо уроки из истории.
Что касается актеров и персонажей, то тут всё также неоднозначно. Камбербэтч не очень подходит на роль Эдисона и лишь по той причине, что актер снова играет самого себя. Приятно видеть, что у Шеннона более скромная роль, особенно по сравнению с его обыкновенным амплуа. Его грубость, тем не менее, не всегда подходит образу: сценарий из него лепит «плохого парня». Обиднее всего за то, как обошлись в фильме с Николой Теслой. Непосредственный участник всех событий, сделавший огромный вклад в развитие электричества, остаётся почти эпизодическим персонажем. Холт и Уотерстон полностью отброшены в сторону; их персонажи слишком слабо развиты. Том Холланд получает не очень глубокую роль «помощника», но, увы, воссоединение Стренджа и Паркера на экране вышло каким-то суховатым.
Вместо того, чтобы сделать акцент на процессе создания лампочки, генератора и прочих потрясающих вещей, сюжет больше рассказывает о том, как изобретатели боролись за их продвижение. Даже разработка фонографа здесь выглядит просто фоновым элементом для раскрытия личной жизни Эдисона, а не очередным прорывом в науке.
«Война токов», ожидаемый многими фильм, оказался, увы, жертвой собственной репутации – сюжет слишком односторонний. Потенциально успешная история оказалась без индивидуальности и эмоциональности, что приводит к грубой поделке в том месте, где нужна филигранная точность. Может быть, требуется более высокое напряжение?
Моя оценка: 3,5 балла из 5
|
</> |