Восток — миф или реальность?

Хотя вопрос конечно интересный: можно ли в принципе обобщать «Восток» вот так широко, есть ли действительно некие универсальные и в то же время уникальные именно для Востока черты, которые можно полагать общими для всего пространства от северо-запада Африки до Японии и откуда-нибудь от Татарстана до Индонезии? Или это преломление ориенталистского мифа в отдельно взятой голове?
Я рискну предоположить, что нечто общее всё же есть, хотя и весьма трудно уловимое и эфемерное.
Хотя, как минимум один признак, который знаком любому и который является, наверное самым устойчивым и распространённым стереотипом — на востоке сидят по-турецки. То что в наших краях легко и непринуждённо получается в юности и затруднительно в зрелости — если ты конечно не Водокачкин. Смотришь на какого-нибудь тамошнего дедушку — и удивляешься, как так в почтенном возрасте получается — это ведь не только суставы, но и ещё кровообращение.
И едят тоже по сути на полу. Ну не может не прямо полу, но сто пудов вы точно вспомните, что вызывающий некоторое завихрение мозга низенький столик вы точно видели и в какой-то из забытых киношек Узбектаджиктуркменказахкиргизфильма, и в недавнем корейском сериале.
И даже на серьёзных щах можно порассуждать, что столь привычная общая близость к положению внизу должна проявляться и в сходных штампах мышления.
Совсем полёт мыслию по древу побуждает даже поёрничать насчёт позы подчинения — всевозможные варианты на карачках и поклоны как часть этой близости к земле — это тоже, что у нас ассоциируется с Востоком. Здесь так уже не умеют — худо-бедно разучились.
Но бог с ними, с карачками. А мне вот постоянно вспоминается один случай во время какого-то семейного застолья. Среди гостей была одна армянка. А у меня в магнитофоне фоном битлы крутились и как раз заиграл «The Inner Light» харрисоновский периода возгорания его увлечения восточной мистикой. Стих из «Дао Дэ Цзина» на мотивы как бы индийской музыки с характерным «восточным» звучанием. Женщина буквально встрепенулась: «Это что-то индийское?!»
Нет, ну я теоретически знал, что на нашем бывшем советском Востоке, включая Кавказ, индийское кино являлось не то что даже популярным, а культовым на уровне религиозного поклонения, но вот вживую наблюдать реакцию приходилось впервые, что было интересно: человек в ситуации далёкой от культурных штудий, среди трёпа, шума, клацания вилок и прочих фоновых звуков совершенно чётко и моментально срисовал паттерн. Что навело меня на задумчивость об общности пресловутых культурных кодов. Вы бы так не дёрнулись, даже если «Зиту и Гиту» знаете наизусть, а «Мой любимый раджа» вдохновил ваши первые детские садо-мазо фантазии.
Короче, Восток — дело тонкое.
|
</> |