Воспоминания о картофельном десанте

О чем говорят при встречах с давними друзьями? О новостях в семьях, об общих знакомых и вспоминают былые дни. Вот и мы на очередной встрече однокурсников этим занимались.

Больше всего комичных случаев произошло в колхозе, стройотряде и на производственной практике. Я расскажу про наш первый выезд в колхоз.
В колхоз мы ездили дважды. Сразу же после зачисления нас отправили на картошку в деревню Кронштадтка, это около Спасска. Помню, как мы возмущались, что нас, тщательно отобранных, отсылают на какую-то картошку! Почему мы считали себя уже элитой? Потому что конкурс в 1970 году в политехнический на нашу специальность был 7,8 человек на место! Да-да, вот так тогдашние выпускники школ мечтали стать инженерами. Для примера — в институт бытового обслуживания конкурс был около 2 человек, а в институт советской торговли — 1,4.
В Кронштадтке парней поселили в бывшем коровнике, в стойлах сделали нары. Девушек разместили в домах для переселенцев, в которых еще не было отделки. В сентябре в глубинке Приморья по ночам уже довольно прохладно, но печи были и в домах, и в коровнике. По вечерам мы собирались в коровнике, там было просторно, по центру был большой стол. Пели, танцевали. И оказалось, что это очень мудрое решение — объединить абитуриентов одним общим делом! Тогда и завязалась наша дружба, которую мы несем уже 55 лет.
Это было вступление. А теперь воспоминания.

По деревне свободно гуляли свиньи, овцы, гуси. Свинья могла улечься около входа в сельсовет. Около коровника был деревянный туалет. Вот такой советской конструкции, снимок которого я нашла в интернете. Общая выгребная яма для туалета и для слива нечистот. Для нечистот у задней стенки пристраивалась деревянная решетка, на нее и лили помои.
1️⃣Однажды в деревне свинья, гуляя, заметила что-то на решетке и решила полакомиться. Решетка провалилась, и свинья оказалась в яме с нечистотами. Прибежала бабушка и начала громко плакать и кричать. Свинья барахталась в жиже из последних сил. Среди нас был парень, который поступил по квоте для малочисленных народов, таз по национальности. Толя быстро отыскал веревку, организовал помощников, разделся до трусов и спустился в яму с нечистотами. Толя обвязал веревкой свинью и парни вытянули тушу из ямы. Затем бросили веревку спасателю.
Каждое утро в деревню привозили огромную бочку с минеральной водой, в таких тогда продавали квас. Неподалеку находилась скважина. Всю бочку использовали, чтобы отмыть Толю и свинью. Бабушка потом затопила баню. Толя был единственным среди нас, кто посетил баню в колхозе. Мы мылись в сарайчике, используя воду, нагретую на костре.
Каждый вечер бабушка приносила в коровник что-нибудь вкусное: яблоки, помидоры, мед, варенье.
2️⃣ Для пригляда за студентами институт снарядил двоих преподавателей. Один все время находился в деревне — следил за организацией питания, обеспечением нас инвентарем. Второй всегда был с нами в поле. Картофель мы собирали после комбайна, на каждом рядке стояли по два человека. Рядки были такие длинные, что конца его не видать. За день нужно было пройти два таких рядка. Преподаватель сидел под кустиком, время от времени выходил и проверял качество уборки. Если обнаруживал картошку, то заставлял возвращаться в начало рядка. Как мы устали от этого зануды!
Примерно через неделю мы нашли выход. Каждый день на кухню отсылали по три человека — посуду мыть, картошку чистить. Мы с вечера договорились с местным шофером, что он отвезет нашего парня в райцентр. Не помню уже, какой повод для этого вояжа был придуман тогда. В аптеке парень купил пурген, дежурные намешали его в кружку с компотом и за ужином подали нашему мучителю.
Вечером, как обычно, сидим в коровнике, а преподаватель берет фонарь и уходит. Мы тихонько посмеиваемся. В очередной выход бедолага утопил фонарь в нечистотах. Фонарь, видать, упал на какую-то перекладину, потому что из очка свет шел вверх. Утром мы садимся в машину, на которой нас на поле вывозили, а преподаватель стоит неподалеку и жует сухую заварку из пачки. Назначил старшим парня из тех, что армию отслужили и сказал, что останется в деревне. Мы засмеялись, а он все понял. С той поры преподаватель приезжал с нами в поле и сидел в тенечке до вечера.
А через 12 лет я стала коллегой этого преподавателя, мы неплохо ладили. А Толя получил распределение в Шимановск, на наши встречи не приезжал ни разу, вероятно, потому что ему эту свинью и помойку вспоминали все пять лет.