Вопросы украинским друзьям
novayagazeta — 12.04.2015 Чистых героев и преступников в истории не так уж много. Чаще нам приходится сталкиваться с более сложными оценками. Иногда преступники совершают героические поступки, а другой раз — герои становятся соучастниками преступлений. Хорошо, когда у нас есть возможность обсуждать историю во всей ее сложности и делать выводы. Хорошо, когда история пишется не как набор национальных мифов, но как биографии живых людей, склонных заблуждаться и совершать ошибки. Писателю Михаилу Веллеру, к примеру, недавно пришлось отстаивать наше право на мысль в месте совсем уж неподобающем для этого.В эфире российского телевидения он осмелился заявить, что Степан Бандера был явлением сложным и что украинцы имеют право давать ему свою оценку. Веллера, конечно, затравили.
В последние годы в России принимают все больше законов, запрещающих свободное обсуждение истории.
Теперь к ручному управлению прошлым перешел Киев. В Украине приняты законы, осуждающие коммунистический (и нацистский) режим в качестве преступных, а также запрещающие критику украинских националистов первой половины XX века.
Это заставляет нас задать ряд вопросов нашим украинским друзьям.
Первый вопрос связан с запретом коммунистической символики. 4 марта
2014 года украинские военные во главе с полковником Юлием Мамчуром
строем прошли к занятому «вежливыми людьми» аэродрому «Бельбек» под
Севастополем, подняв национальный желто-синий национальный флаг и
красное знамя 62-го истребительно-авиационного полка. По новому
закону, Мамчур и его подчиненные считались бы преступниками.
Означает ли запрет коммунистической символики отказ
украинской армии от собственных полковых знамен? Как Украина
намерена рассказывать о победе над нацистами без символики Красной
армии — «соединения преступного коммунистического режима освободили
Одессу»?
Давайте смотреть правде в глаза: если коммунистический режим столь
же преступен, как и нацистский, если вы не сделали оговорок и
различий, то освобождение Одессы от нацистов есть не более чем ее
оккупация коммунистами. Киев готов признать это?
Второй вопрос, увы, касается вопроса о коллаборационизме.
Распространяется ли закон о запрете критики украинских
националистов на участников украинских вооруженных формирований
нацистской Германии?
Следует ли всем украинцам без колебаний согласиться,
что служба в дивизии СС «Галичина» была легитимной и формой борьбы
за независимость их родины? Как это сочетается с осуждением
преступного нацистского режима?
Что будет, если часть украинцев не согласится с народными
избранниками, принявшими эти законы далеко не абсолютным
большинством голосов? Последует ли, например, законодательный
запрет на критику этих действий депутатов Рады?
Киевскую элиту можно понять: введение единомыслия в стране
происходит в условиях войны и фактического отторжения от страны
части территорий. Правящая коалиция при поддержке интеллигенции
фактически пошла на поводу у войны и решила разрубать связи с
прошлым любой ценой и немедленно. Национальный миф выкован в спешке
мобилизации, из подручных материалов. Мы уже видели это однажды:
сразу после победы Майдана Рада пыталась заняться языковой
политикой, экстренно отменив закон Колесниченко.
Мы хотели бы, чтобы Украина сохранилось как большое демократическое
славянское государство. Полковник Юрий Мамчур, вышедший с красным
знаменем навстречу вооруженным людям, был патриотом своей страны.
Среди красных партизан, как и среди националистов, в Украине были
свои герои и свои преступники. Упрощать историю в угоду конъюнктуре
— значит рисковать потерять ее.
Кирилл Мартынов
редактор раздела «Мнения и комментарии»
|
</> |
https://bit.ly/2IwwQrI
Инстамагия. Получайте от 2000 рублей в день! Тариф "Эконом".
Гарантия возврата денег.