Владимир Солоухин «Письма из Русского музея»

топ 100 блогов kagury29.06.2024 Владимир Солоухин «Письма из Русского музея» Дочитав эту небольшую книгу, поняла, что мне сложно про нее написать. Это не совсем тот Солоухин, к которому я привыкла – лиричный, обаятельный и как-бы это сказать… впитавший в себя тихую нежность средней полосы. Здесь у нас городской житель, журналист и публицист. И книга вышла скорее сборником эссе на социально-культурные темы, что, впрочем, не делает ее неинтересной или устаревшей, как это часто бывает с такого рода произведениями. Эти размышления в условно в эпистолярном жанре были напечатаны примерно полвека назад. И это тот самый случай, когда согласно поговорке «у нас ничего не меняется за 100 лет, но все за 10».

Например, в первых нескольких он рассуждает о городской архитектуре, огорчаясь тем фактом, что из-за современной хаотичной застройки и уничтожения старинных зданий Москва становится менее привлекательным городом, чем Ленинград. Где сохранился облик города если не с Петровских времен, то хотя бы с 19 века. А именно это привлекает туристов и именно это радует жителей. «Все в плащах, скроенных одинаково… я похож на улице на всякого и совсем теряюсь на углах», как написал Саша Черный. С городами та же беда.

«на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы, построен город среднеевропейского типа, не выделяющийся ничем особенным. Город как город. Даже хороший город. Но не больше того».

Тексты получились с одной стороны немного  английскими по стилю – особенно сожаления насчет отсутствия удобных письменных столов в номере современной гостиницы. Есть в этом что-то такое от викторианского путешественника. С другой, в том что касается искусства, они кажутся несколько дилетантскими. При всей их социальной остроте (увы, до сих пор не утратившей своего значения),  рассуждения о живописи, пожалуй, не самая сильная черта автора. 

Владимир Солоухин «Письма из Русского музея»
«Письма» были написаны в период увлечения Солоухина иконописью, поэтому именно этой стороне искусства здесь уделено основное внимание. Он восхищается Дионисием и яркостью и свежестью икон 12-15 века, и сожалеет о том, что большая их часть погребена в хранилищах почти без шансов быть увиденными публикой. А также о том, что музейная деятельность очень мало направлена на рекламу, точнее популяризацию искусства. Нет информации о выставках, нет каталогов, нет в залах кураторов, готовых рассказать и показать то, что пропустил бы сам, ответить на вопросы, заинтересовать.  Вот это вот все, по большому счету, начало меняться вот только сейчас. И то очень медленно.
Владимир Солоухин «Письма из Русского музея»

Финальные письма посвящены попытке проследить пусть русского искусства, начиная от икон и фресок до работ Репина, Сурикова и их современников.

Здесь Солоухин сначала восхищается Венециановым, сделавшим шаг от парадного портрета в сторону пейзажно-жанровой живописи (кстати, я кажется, и не видела его «Очищение свеклы»), а затем на этот самый «жанр» неожиданно ополчается (Маковский, Перов и т.д.) и передвижников в целом, рассматривая их реализм, как своего рода газетные анекдоты: «развлекательный, обличительный, с подковыркой, вот именно фельетонного направления жанр».
Владимир Солоухин «Письма из Русского музея» [email protected]" width="800" loading="lazy" />
Алексей Гаврилович Венецианов "Очищение свеклы"
Зато он выделяет тех художников, которые, «уйдя от жанра», обращались к духовной живописи. Например, Нестерова, Поленова и Иванова.
Владимир Солоухин «Письма из Русского музея» [email protected]" width="800" loading="lazy" />
Михаил Васильевич Нестеров "Пустынник"

«Ушли от жанра два богатыря. Нестеров – в религиозную романтику. Васнецов – в русскую сказку и в русский эпос». При этом Суриков, неожиданно, у него «титан». Вообще, рассуждения о живописи написаны явно с большим акцентом на христианские мотивы в творчестве, и оттого весьма пристрастны не в лучшем смысле. Например, отдавая должное Поленовской «Христос и грешница», он пишет, что это полотно «не бог весть что с живописной точки зрения».
Владимир Солоухин «Письма из Русского музея» [email protected]" width="800" loading="lazy" />
Василий Дмитриевич Поленов "Христос и грешница"
Репин у него «тяжеловатый», а  Бродский – так и вообще  «откровенно не выдающийся художник».
Тем не менее, несмотря на спорность высказываемых мнений о художниках, мне жаль, что Солоухин не продолжил эту серию писем. Это было бы любопытно.
«Конечно, если уйти с головой, то можно найти столько предметов для разговора, что не напишешь и за целый год. Вот, например, если именно уйти с головой, разве не интересно проследить, как разные русские художники решали тему Христа.
А пейзаж вообще? Разве не отдельная тема для разговора? От Венецианова до Васильева, от Васильева до Куинджи, от Куинджи до Саврасова, от Саврасова до Левитана…
Хотите, я назову вам несколько имен, за каждым из которых вы почувствуете (нельзя не почувствовать) бездну не то что возможности – необходимости понять и осмыслить... Рерих. Бенуа (и вообще «Мир искусства»). Кустодиев. Билибин. Петров-Водкин. Малявин. Архипов. Серов, наконец, Валентин Серов!»


#Светловкачеллендж24 (книга писателя-юбиляра, Солоухину в 2024 году - 100 лет).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В заключительной день фестиваля Experiences, о котором мы уже писали много раз и ещё много раз напишем, в СЦСИ прошёл конкурс видеопоэзии ОЧЕVIDNO. Не станем писать обо всех роликах (все они выложены на http://www.youtube.com/user/EXPERIENCESFEST ), перечислим лишь ...
Корректного отключения своего идиотического сервиса СУПовцы не предусмотрели, поэтому отключаем некорректно. Можно вырубить все СУП-овские сервисы, но среди них есть любимая многими (и мной тоже, чего греха таить) статистика посещений, так что ...
1. Катар является одним из главных поставщиков газа в Европу. Если арабские соседи Катара всё же смогут дружно задушить экономику этой маленькой страны, европейцам придётся платить за газ значительно дороже... только уже не «Катаргазу», а «Газпрому»: ...
Расфрендил лжеюзера leorer Есть Вещи, которые как писал Карамзин: «терпеть без подлости не можно». Я никогда не думал, что мне придется спорить с израильтянином и евреем о "кровавом навете" http://davidaidelman.livejournal.com/1515583.html?thread=27236927#t27236927 или, что ...
Славный парень Киану Ривз — на редкость «кровожадный» артист. Уже три десятка лет он не расстается с пистолетом. В его карьере, кажется, было все: и ромкомы («Дом у озера»), и хорроры («Дракула»), и триллеры («Адвокат дьявола»), и фантастика («День, когда Земля остановилась»). Но к ...