Владимир Солоухин «Письма из Русского музея»

топ 100 блогов kagury29.06.2024 Владимир Солоухин «Письма из Русского музея» Дочитав эту небольшую книгу, поняла, что мне сложно про нее написать. Это не совсем тот Солоухин, к которому я привыкла – лиричный, обаятельный и как-бы это сказать… впитавший в себя тихую нежность средней полосы. Здесь у нас городской житель, журналист и публицист. И книга вышла скорее сборником эссе на социально-культурные темы, что, впрочем, не делает ее неинтересной или устаревшей, как это часто бывает с такого рода произведениями. Эти размышления в условно в эпистолярном жанре были напечатаны примерно полвека назад. И это тот самый случай, когда согласно поговорке «у нас ничего не меняется за 100 лет, но все за 10».

Например, в первых нескольких он рассуждает о городской архитектуре, огорчаясь тем фактом, что из-за современной хаотичной застройки и уничтожения старинных зданий Москва становится менее привлекательным городом, чем Ленинград. Где сохранился облик города если не с Петровских времен, то хотя бы с 19 века. А именно это привлекает туристов и именно это радует жителей. «Все в плащах, скроенных одинаково… я похож на улице на всякого и совсем теряюсь на углах», как написал Саша Черный. С городами та же беда.

«на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы, построен город среднеевропейского типа, не выделяющийся ничем особенным. Город как город. Даже хороший город. Но не больше того».

Тексты получились с одной стороны немного  английскими по стилю – особенно сожаления насчет отсутствия удобных письменных столов в номере современной гостиницы. Есть в этом что-то такое от викторианского путешественника. С другой, в том что касается искусства, они кажутся несколько дилетантскими. При всей их социальной остроте (увы, до сих пор не утратившей своего значения),  рассуждения о живописи, пожалуй, не самая сильная черта автора. 

Владимир Солоухин «Письма из Русского музея»
«Письма» были написаны в период увлечения Солоухина иконописью, поэтому именно этой стороне искусства здесь уделено основное внимание. Он восхищается Дионисием и яркостью и свежестью икон 12-15 века, и сожалеет о том, что большая их часть погребена в хранилищах почти без шансов быть увиденными публикой. А также о том, что музейная деятельность очень мало направлена на рекламу, точнее популяризацию искусства. Нет информации о выставках, нет каталогов, нет в залах кураторов, готовых рассказать и показать то, что пропустил бы сам, ответить на вопросы, заинтересовать.  Вот это вот все, по большому счету, начало меняться вот только сейчас. И то очень медленно.
Владимир Солоухин «Письма из Русского музея»

Финальные письма посвящены попытке проследить пусть русского искусства, начиная от икон и фресок до работ Репина, Сурикова и их современников.

Здесь Солоухин сначала восхищается Венециановым, сделавшим шаг от парадного портрета в сторону пейзажно-жанровой живописи (кстати, я кажется, и не видела его «Очищение свеклы»), а затем на этот самый «жанр» неожиданно ополчается (Маковский, Перов и т.д.) и передвижников в целом, рассматривая их реализм, как своего рода газетные анекдоты: «развлекательный, обличительный, с подковыркой, вот именно фельетонного направления жанр».
Владимир Солоухин «Письма из Русского музея» [email protected]" width="800" loading="lazy" />
Алексей Гаврилович Венецианов "Очищение свеклы"
Зато он выделяет тех художников, которые, «уйдя от жанра», обращались к духовной живописи. Например, Нестерова, Поленова и Иванова.
Владимир Солоухин «Письма из Русского музея» [email protected]" width="800" loading="lazy" />
Михаил Васильевич Нестеров "Пустынник"

«Ушли от жанра два богатыря. Нестеров – в религиозную романтику. Васнецов – в русскую сказку и в русский эпос». При этом Суриков, неожиданно, у него «титан». Вообще, рассуждения о живописи написаны явно с большим акцентом на христианские мотивы в творчестве, и оттого весьма пристрастны не в лучшем смысле. Например, отдавая должное Поленовской «Христос и грешница», он пишет, что это полотно «не бог весть что с живописной точки зрения».
Владимир Солоухин «Письма из Русского музея» [email protected]" width="800" loading="lazy" />
Василий Дмитриевич Поленов "Христос и грешница"
Репин у него «тяжеловатый», а  Бродский – так и вообще  «откровенно не выдающийся художник».
Тем не менее, несмотря на спорность высказываемых мнений о художниках, мне жаль, что Солоухин не продолжил эту серию писем. Это было бы любопытно.
«Конечно, если уйти с головой, то можно найти столько предметов для разговора, что не напишешь и за целый год. Вот, например, если именно уйти с головой, разве не интересно проследить, как разные русские художники решали тему Христа.
А пейзаж вообще? Разве не отдельная тема для разговора? От Венецианова до Васильева, от Васильева до Куинджи, от Куинджи до Саврасова, от Саврасова до Левитана…
Хотите, я назову вам несколько имен, за каждым из которых вы почувствуете (нельзя не почувствовать) бездну не то что возможности – необходимости понять и осмыслить... Рерих. Бенуа (и вообще «Мир искусства»). Кустодиев. Билибин. Петров-Водкин. Малявин. Архипов. Серов, наконец, Валентин Серов!»


#Светловкачеллендж24 (книга писателя-юбиляра, Солоухину в 2024 году - 100 лет).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
…Нас ждет предательство и плаха… (из стихотворения Никиты Тихонова в 15 лет)  Часть I    Ну не хотел я возвращаться ни к теме Горячева и Ерзунова, ни к РО вообще. Мне бы отдохнуть от потоков лжи и тенденциозности, от гнусных комментариев о ...
С утра  у Бени было плохое настроение. А если у Бени плохое настроение с утра, то какое это утро? Это ж самый настоящий вечер! Почему? А потому, что у него-таки темно в глазах от переживаний. "И что случилось?" - спросите вы. А ничего не случилось, кроме того, что вчера, ближе к ночи, п ...
© фото Tasos Anestis (500px.com/tasosanestis), модель Настасья ...
Мой старый приятель и одноклассник Коля, о котором я уже рассказывал давеча, что у него сорвалась поездка в Египет - оказывается, все-таки отдохнул. Буквально сегодня вернулся. То-то я уже задумался, что давно от него нет никаких вестей... В общем, отдыхал он... в Турции. Мы сейчас с ним ...
Ссылка на предыдущую часть Следует отметить оперативность представителя авиакомпании, который на удивление быстро (и часа не прошло!) принес нам новый расчет для полета в Дели. Добрая компания предложила захватить с собой на тонну керосина побольше, с чем мы, конечно же, спорить ...