Вызов сделан. Вызов не принят.
ru_antireligion — 22.06.2016Герман sterligov очень гордится своим Учебником истории от Грозного до Путина (издание 2-е исправленное и дополненное) и очевидно был рад разместить в своём блоге хвалебный комментарий следующего содержания: «Ни разу не встречал адекватной критики на эту работу. Вся, так называемая, критика сводится к двум примитивным шаблонам: «сам дурак» или «ну это просто несерьёзно — чего тут обсуждать вообще». Конструктивной критики вообще нет».
Честно говоря, я и похвалы адекватной тоже не встречал. Большинство высказывания сводятся к словам «Вау!» и «Круто!».
По этой причине я предложил Герману равноценный обмен — я делаю рецензию на его учебник, а он — на любую работу учёного-эволюциониста, хотя бы на «Происхождение видов...» сэра Чарльза Дарвина. Герман поступил в духе лучшего религиозного полемиста — не ответил.
Ну, что ж, свою часть предлагаемой сделки я выполню. Лови, Герман, сам напросился.
Учебник начинается с предисловия:
«Реакция некоторых товарищей на эту книгу оказалось настолько болезненной, что после того как текст рукописи был выставлен в открытом доступе на моем сайте, и его скачали первые десятки тысяч пользователей, мне пришлось бежать вместе со всей семьей в Нагорный Карабах, чтобы не оставаться в ненужном месте в ненужное время» (страница 2).
Не будем забывать, что Герман, прежде всего, бизнесмен, кем бы он себя при этом не называл, и книжками этими он ещё и торгует по цене 900 рублей за штучку. Так что здесь наглядно использован маркетинговый приём продвижения продукции под названием «запретный плод».
Забегая вперёд, могу сказать, что ложь это откровенная. Данный ученик не содержит фактов, которые могли бы представлять угрозу для жизни его авторов. Если бы семьи тех, кто что плохое про Суркова написал? в Карабах ссылали, это был бы довольно перенаселённый район.
Ещё одним маркетинговым ходом является фраза «Не дерзайте понять, что написано в представленном ныне труде по новейшей истории, не изучив Лицевого летописного свода. Иначе многое из прочитанного будет казаться вам не просто неожиданным, но и необоснованным и надуманным. Для того, чтобы стали понятны события, произошедшие в последующий период, необходимо сначала прочитать весь Лицевой летописный свод, потому что линия повествования едина и причинноследственная связь событий всех периодов неразрывна от Адама до Путина» (страница 17). Оно и понятно — остальные книжки тоже продать надо. Не зря ж печатали.
Теперь к самому учебнику. Герман сам неоднократно заявлял во многих интервью, что вся история человечества письменная и доверять можно только летописям. Откуда же сам Герман взял информацию? Тем более, что Герман делает ряд заявлений, которые мало кем за истинные признаются. Например, Лжедмитрий называется не узурпатором, а щзаконным сыном Грозного (страница 38). Заглянем в библиографию на странице 362. Там мы видим 55 источников, из них 5 — относящихся к доописываемому периоду (Лицевой Летописный свод 16 века, Успенская Кормчая, Рязанская Кормчая, Повесть временных лет, Хождения монаха Даниила) и имеющие весьма опосредствованное к описываемому периоду. Ещё 6 книг — труды историков 19 века, 2 книги — воспоминания Деникина и Брусиллова. Всё остальное — труды советских историков второй половины 20 века и несколько современных ссылок в сети Интернет, который, как известно, зародился «из колдовских недр спецслужб США» (страница 299). То есть описываемый период в рассказах современников не представлен, что фактически превращает данный «учебник» в образец религиозно-фантастической литературы. На этом в принципе можно было бы остановиться, но продолжим.
Не совсем понятно для кого писался этот учебник. Автор говорит, что писал его для детей (страница 364). Однако, данный «учебник» совершенно непригоден для воспитания детей, так как содержит достаточно большое количество терминов, которые не только никак не разъясняются, но и предполагают наличие у ребёнка определённого культурного багажа, который никак не может появится при воспитании по методу Стерлигова. Например, «В 1547 г . появляется первое издание Библии на английском языке, предпринятое по приказу короля Англии Генриха VIII и предназначенное для чтения вслух во время церковных служб Церкви
Англии» (страница 28). Откуда ребёнок должен узнать, что такое «Англия», «Генрих VIII» и «Церковь Англии»? И какова значимость данного факта? Или, например, «...всю свою жизнь провел в Шлиссельбургской крепости, этакий вариант российской «железной маски» (страница 110). Надо полагать все дети Германа Дюма читали.
«Учебник» разделён на главы, каждая из которых посвящена определённому правителю России, расположенные в хронологическом порядке. К слову о хронологии, Герман использует своё собственное летосчисление, которое опережает официальное на 8 лет (страница 85), от чего учебник читать довольно не удобно.
Почти для каждого правителя приводится его родословная, семья, характеристика и портрет или фотография. Последнее, тем более странно, что находится в конфликте с заповедью Божьей, «запрещающей заниматься живописью» (страница 170) и является важной составляющей «будущего всемирного электронного концлагеря» (страница 299). Характеристика каждого правителя включает его отношение к религии (еретик, язычник, безбожник, сатанист) и национальность. Наличие еврейской национальности выделяется и подчёркивается особо. Еврейскому происхождению Сталина посвящён целый раздел (страница 224). В отношении женщин-правителей очень часто встречается ещё одна характеристика «блудница». И только Ельцин заслужил особой характеристики «Безбожник, масон, алкаш, вампир (в буквальном смысле)» (страница 321).
А вот со списком детей правителей Герман явно погорячился. Не стоило ему так подробно это вопрос поднимать. Основной постулат его книги «раньше было хорошо, а сейчас плохо». «500 лет назад и ранее люди жили долго и счастливо, болели, как правило, один раз перед смертью, семьи были крепкими, красивых и здоровых детей — везде ватагами...» (страница 316). У того же Грозного было 7 детей от 2 жён. Из них 4 умерли во младенчестве, а один был слабоумным (страница 21). Это круто — в наиболее богатой и влиятельной семье страны младенческая смертность составляет более 50 %. И Грозный не исключение. Вот, например, Михаил Фёдорович Романов (страница 46) или сын его Алексей Михайлович (страница 60). Всё это, конечно, можно было бы объяснить любимой религиозной отговоркой про Божью кару, только ведь с развитием прогресса Бог всё меньше и меньше карает. Сейчас даже в наиболее отсталых странах младенческая смертность держится на куда меньшем уровне. Также я не слышал, чтобы жёны глав государств умирали при родах, а ведь раньше — сплошь и рядом (страница 139). Годы жизни российских царей также зачастую не дотягивают до современного пенсионного возраста, даже если умирали они своей смертью.
Структура «учебника» вызывает наибольшее количество вопросов, хотя бы потому, что она в «учебнике» отсутствует. Все учебник истории, с которыми я до этого встречался придерживались классической системы изложения «предпосылки — событие — следствие». В идеале автору удавалось увязать все события в единую цепочку, сделав нить повествования предельно ясной. Здесь же даже цели такой не ставится. Из времени правления каждого главы государства выдернут ряд произвольных фактов, которые просто перечислены без взаимоувязки или какого-либо анализа.
Например, 10-летнему правлению Анны Иоановны посвящены три страницы, из которых мы узнаем Про беснование при дворе Анны Иоанновны; Про великие географические открытия; Жертвы «На алтарь идеи «Москва — третий Рим». Описание событий сводится к перечислению войн и потерь без описания результата и открытию Аляски, отдельно оговаривается появление театра: «Все правление Анны Иоанновны при дворе творилось форменное беснование в виде вечерних «развлечений» — не только простолюдины, но и часть русской родовитой высшей знати стали в буквальном смысле шутами и развлекали императрицу постоянными кривляниями и представлениями» (страница 107), а также балетной школы: «Основной смысл балета — кривляться и так задирать женские ноги, чтоб было видно срамное место, едва прикрытое тонкими трусиками» (страница 109). Читатель при этом ничего не узнает, про восстановление Сената, реформу государственных учреждений или строительство флота.
На самом деле на 364 страницы текста, Герман старательно продвигает 4 идеи, под которые тщательно подбирает факты:
1. Раньше было хорошо, а сейчас плохо. Наиболее чётко эта идея выражается на странице 337 «Вывод: до Грозного русской землей правили православные природные русские князья, и все у русского народа было хорошо, и очень многие попадали в Рай, а потом стали править еретики и безбожники, и сам русский народ впал в ересь, и все у русского народа стало плохо, и над ним, как и над остальными безбожными народами, стали глумиться проклятые колдуны-ученые». Слово «природные» радует особо. Не могу только понять, как Герман узнал, что многие в рай попадали.
2. Отступление от веры и божье наказание. Например, «В 1609–1611 годах разразился сверхъестественный трехлетний голод, пропали даже рыба в реках и зверье в лесах . Гнев Божий за впадение в ересь был очевиден для каждого православного» (страница 35). «Чума в Москве унесла 200 тысяч жизней. Чумной бунт усмирял Г.Г. Орлов, расстреляв толпу картечью. Казалось бы, где чума и где бунт. Видимо, люди понимали, что чума — это наказание Божие за беснование властей» (страница 130). «Прожорливая многонациональная Российская империя во главе с немецкими царями стала для русских людей наказанием Божиим за отступление от православной веры еще во времена Годунова и за упорное нежелание покаяться в этом отступлении» (страница 191). При этом логику этих наказаний, точнее, её отсутствие, Герман не поясняет. Не понятно, почему «наказания» появляются существенно позже «преступления» и прекращаются до прекращения «преступления». Не понятно связь тяжести «наказания» с тяжестью «преступления».
3. Москва — третий Рим (страница 30). Этим объяснены практически все войны России. То есть, нет ни дипломатия, ни экономика, борьбы за ресурсы, выходы к морям, контроль над торговыми путями, реваншизм, демография и прочее на положение дел вообще не влияют, а есть субъективные хотелки безбожного правителя сделать Москву центром вселенной.
4. Во всём виноваты проклятые колдуны-учёные. Слова «колдун» и «учёный» в значении уравниваются. При это колдуны-учёные становятся отвесвтенными не только за научный прогресс, польза которого целиком и полностью отрицается, несмотря на снижение детской смертности и эпидемий, но и за культурные сдвиги, которые иначе как «растлением» и блудом не называются. «За всеми высшими руководителями стоят те, кто дергает их за веревочки, как дешевых кукол — режиссеры, литераторы, колдуны-ученые, то есть главные слуги дьявола. Именно они с детства и до смерти формируют мировоззрение безбожников, какой бы пост безбожник ни занимал, он такой же телезритель, такой же читатель, такой же слушатель» (страница 274).
И последнее. Очень сложно найти книгу, в которой было бы столько ненависти. Автор даже не пытается придерживаться хоть какой-то нейтральности слово «проклятый» встречается чуть ли не через страницу. Допускаются довольно хамские эпитеты и характеристики. При этом найти того, к кому автор относился бы более или менее хорошо, не представляется возможным. Все были плохими, лишь автор — молодец.
Стоит ли это читать? Зависит от того, что Вы ждёте от книги. Если желаете узнать что-то новое, проходите мимо. Вы и так это знаете, если по истории в школе у Вас была хотя бы четвёрка. По сути «учебник» является пересказом курса российской истории за 5-9 классы с комментариями автора. Если же Вы желаете насладиться неповторимым стилем и слогом, цените элементы абсурда в тексте и любите теории заговора, то это самое оно.
Сам как-нибудь перечитаю, благо, что ни копейки за это платить не надо.
|
</> |