рейтинг блогов

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

топ 100 блогов uctopuockon_pyc07.10.2025

Первый пост этой серии о поездке из родного города Орла в братскую Беларусь с 14 по 23 сентября 2025 года – для затравочки, практически ни о чём, так – дорожная информация.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Решили ехать поездом. Во-первых, как из Орла самолётом не понятно – ближайший аэропорт в Москве, считай – на середине пути уже. Так вот билеты на прямой поезд туда я так и не поймал с нижними местами. Взял билеты с пересадкой в Москве на электрически Ласточка на оба маршрута.

Вот ранним утром на Орловском вокзале перекур и прогулка.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Орёл — узловая железнодорожная станция Московской железной дороги в городе Орле. Станция является центром Орловско-Курского региона Московской ЖД. Орёл — участковая станция 1 класса.

Железные дороги на территории нынешней Орловской области появились благодаря первому крупному проекту строительства и развития железнодорожной сети России в 1860-е годы.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Автором проекта новых железнодорожных веток стал министр путей сообщения Павел Мельников. Для первоочередного строительства были предложены 4 ветки:

Южная (Москва — Севастополь)

Восточная (Орёл — Елец — Тамбов — Саратов)

Западная (Орёл — Смоленск — Витебск)

Юго-Восточная (Екатеринослав — Ростов-на-Дону)

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Кроме того, предусматривался проект сооружения Юго-Западной магистрали по маршруту Одесса — Брянск. Предпосылками к такому грандиозному сооружению железных дорог стали необходимость быстрых товароперевозок и нужды военно-промышленного комплекса империи. Средства для строительства были нужны не малые, и они были получены оригинальным способом: от продажи Аляски США. По стечению обстоятельств Орловская губерния оказалась в центре будущих железнодорожных магистралей, это было не случайно. Министр финансов Михаил Рейтнер ожидал от новых железных дорог увеличение экспорта, а как следствие — получение валютных средств на дальнейшее развитие. Орёл являлся одним из крупнейших сельскохозяйственных центров страны, имея железнодорожный путь для вывоза продукции, как подчеркивал известный историк Александр Корнилов, он должен был стать главным экспортным узлом страны.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

В мае 1864 года был издан указ о начале строительства первой очереди Южной дороги Москва — Орёл. Смета расходов на прокладку путей на разных участках магистрали даже по тем временам впечатляет. В черте Москвы каждая верста пути обошлась в 140 тысяч рублей, до Орла — в 45 тысяч рублей за версту, до Курска — в 35 тысяч рублей. Путь до Москвы из отдаленных участков страны стал гораздо легче.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

В деле строительства дороги в Орле помог орловский предводитель дворянства Александр Васильевич Шереметев. Именно он был автором земской железной дороги Орёл — Витебск. Будучи настоящим патриотом, он не стремился обогатиться за счёт строительства в отличие от других работников, что в итоге привело к его банкротству и разорению.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Орловско-Грязскую частную железную дорогу хотели строить как Елецкое, так и Ефремовское земства. Чтобы продлить железную дорогу до от Ельца до Орла «железнодорожный король» Самуил Поляков выделил значительную финансовую помощь Елецкому земству. Свою лепту в строительство дорог внес и его брат Лазарь, который являлся учредителем и главным акционером Орловского коммерческого банка.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Еще одним человеком, чей вклад в строительство железных дорог на Орловщине был неоценимым являлся Петр Ионович Губонин. Являясь потомственным каменщиком сначала он получал подряды на строительство мостов Московско-Курской железной дороги, а затем и целых магистралей, в частности, Орловско-Витебской и Грязе-Царицынской. Благодаря инициативе Губонина Брянский промышленный район Орловской Губернии получил сильный импульс развития. Губонин построил рельсопрокатный завод, начав с выпуска рельсов, а затем и подвижного состава, в том числе паровозов Ов. Первые рельсы, которые положили на пути от Орла до Ельца оказались плохого качества и очень ненадежными. Однако вскоре завод выпустил первую партию продукции отличного качества.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

В 1868 году первый состав из Москвы прибыл на орловский вокзал.

Первый поезд в Орёл в 1868 году привел машинист-англичанин. На весь путь потребовалось около 12 часов. Потребовалось немало времени для перевода канала сбыта хлеба на железную дорогу, однако это способствовало быстрому развитию и укрупнению орловского железнодорожного узла, и полному прекращению судоходства по Оке. Строились служебные здания и инфраструктура. На станции Орёл-Товарный в конце века было 37 разных сооружений. Елецкий вокзал включал 34 разных объектов.

Одновременно открылось движение поездов по линии Орёл — Витебск — Рига, связавшей Черноземье с прибалтийскими портами. В 1870 году железнодорожные пути протянулись из Орла на восток, через Елец и Липецк до Грязей, а позже до Царицына.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Иван Сергеевич Тургенев (28 октября [9 ноября] 1818, Орёл, Российская империя — 22 августа [3 сентября] 1883, Буживаль, Франция) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик и переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

Высокую оценку творчество Тургенева получило в России и на Западе. Его литературное влияние ощутимо как в русской, так и в зарубежной литературе.

Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879), почётный член Московского университета (1880).

Созданная им художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым в русской литературе начал изучать личность «нового человека» — шестидесятника, его нравственные качества и психологические особенности, благодаря которым в русском языке стал широко использоваться термин «нигилист». Пропагандист русской литературы и драматургии на Западе.

Изучение произведений И. С. Тургенева — обязательная часть общеобразовательных школьных программ России. Наиболее известные произведения: цикл рассказов «Записки охотника», рассказ «Муму», повести «Первая любовь», «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Первоначально планировалось построить в Орле, а также в Туле и Курске типовое вокзальное здание для станции первого класса Московско-Курской железной дороги по проекту архитектора М. Г. Арнольда. Однако в итоге проект Арнольда был реализован только в Туле, в то время как для Орла и Курска император Александр II в марте 1866 года лично выбрал проект орловского архитектора Иосифа Тибо-Бриньоля.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Построенное здание Орловско-Витебского вокзала стало неотъемлемой чертой города, его символом. На дореволюционных открытках здание вокзала появлялось не реже, чем храмы, центральные улицы и другие достопримечательности. Писатель-орловец Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Жизнь Арсеньева» описал город Орёл и его вокзал: тот самый Орёл, которого я еще почти никак не представляю себе, но который уже одним тем удивителен, что там, вдоль вокзала, — великий пролет по всей карте России: на север — в Москву, в Петербург, на юг — в Курск и в Харьков, а главное — в тот самый Севастополь…

Случалось, я шел на вокзал. За триумфальными воротами начиналась темнота, уездная ночная глушь… Полевой зимний ветер уже доносил крики паровозов, их шипение и этот сладкий, до глубины души волнующий чувством дали, простора, запах каменного угля. Навстречу, чернея, неслись извозчики с седоками — уже пришел московский почтовый? …Буфетная зала жарка от народа, огней, запахов кухни, самовара, носятся, развевая фалды фраков, татары-лакеи… За общим столом — целое купеческое общество, едят холодную осетрину с хреном скопцы… В книжном вокзальном киоске было для меня всегда большое очарование, — и вот я, как голодный волк, брожу вокруг него, трясусь, разглядывая надписи на желтых и серых корешках суворинских книг. Все это так взволновывает мою вечную жажду дороги, вагонов и обращается в такую тоску по ней, с кем бы я мог быть так несказанно счастлив в пути куда-то, что я спешу вон, кидаюсь на извозчика и мчусь в город, в редакцию…

Никто из орловцев — классиков русской литературы, кроме Бунина, не отобразил с такими подробностями местную железную дорогу в своем творчестве.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Вместе со зданием Орловско-Витебского вокзала в 1868 году была построена мощная инфраструктура, локомотивное депо, корпуса которого сохранились до наших дней.

Станция стала быстро превращаться в транспортный железнодорожный узел. Позднее, в связи с продлением линии Брянск — Орёл на север, движение по этой ветке стало сквозным. Новый участок пути было решено проложить перед фасадом здания вокзала, отодвинув трамвайные пути. Островное расположение основного здания вокзала относительно путей сохраняется и по сей день.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

С началом Великой Отечественной войны через Орёл прошли составы с эвакуированными предприятиями страны. С началом оккупации города 3 октября 1941 года станция перешла под контроль гитлеровских войск. Она являлась стратегическим объектом для немецких войск. Через неё осуществлялась поставка оружия, боеприпасов, топлива для наступающей 2-танковой армии Гудериана на Москву, а затем солдат вермахта, расквартированных в Орле. Используя тяжелые бомбардировщики Пе-8 и 5-тонные бомбы ФАБ-5000, 890-й и 746-й авиационные полки в ночь на 4 июня и 19 июля 1943 года полностью вывели из строя орловский железнодорожный узел, разрушив склады с боеприпасами и техникой противника и превратив здание вокзала в руины. Когда 4 августа Советские войска 5-й и 380-й стрелковых дивизий, освободили орловский железнодорожный узел, вместо красивого орловского вокзала они увидели почти полностью разрушенное чёрное закопчённое здание с немецкой надписью Orel на одной внешней сохранившейся стене. Благодаря тому, что Орёл вошёл в число 15 крупнейших и старейших русских городов, наиболее пострадавших во время войны, первоочередное восстановление которых было определено постановлением СНК СССР от 1 ноября 1945 года, восстановление вокзала стало первоочередной задачей послевоенного времени.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Бывший Орловско-Витебский вокзал и бывший Елецкий вокзал (полустанция Орёл) сильно пострадали во время войны. Восстанавливать вокзал было решено на прежнем месте, взяв за основу уцелевшие части старого здания. Цокольный этаж почти не пострадал и был сохранён в первоначальном виде, именно он послужил основой для нового вокзала. В архивных документах упоминается, что здание вокзала начало работать уже с 1946 года.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск
Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Новое здание Орловского вокзала было построено в 1949—1950 годах по уникальному проекту архитектора С. А. Мхитаряна в стиле русского классицизма. Здание просторно и в то же время лишено ненужных пустот. При детальном анализе планировки современного здания в нем угадываются сохраненные черты старого вокзала. По некоторым данным, в восстановлении вокзала, как и мощении центральной улицы Ленина брусчаткой участвовали пленные немцы. Внешнее здание терминала построено в европейском стиле. В СССР орловский железнодорожный вокзал считался одним из самых красивых вокзалов в стране. С витражей больших окон смотрят знаменитые орловчане: Тургенев, Бунин, Фет, Андреев, Пришвин. Привокзальная площадь, застроенная невысокими полукруглыми зданиями песочного цвета, переходящими в колоннаду входа на платформы вокзала, и находящийся напротив дом культуры железнодорожников являются цельным архитектурным ансамблем.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

В день города, 5 августа 1968 г. в центре ансамбля внешнего здания вокзала были установлены башенные часы. Работы были выполнены СУ-330 и Орловским часовым заводом «Янтарь» по проекту архитектора О. В. Левитского. Часы исполняют мелодию из 1-й симфонии орловского композитора В. С. Калинникова.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

В 1958 году была начата электрификация магистрали от Москвы до Орла. Чуть позже был электрифицирован участок Курск — Харьков. Через Орёл стали ходить пригородные электропоезда.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Раз — и уже Москва четыре часа спустя...

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Белорусский вокзал (в 1870—1871 — Смоленский, в 1871—1912 и в 1917—1922 — Брестский, в 1912—1917 — Александровский, в 1922—1936 — Белорусско-Балтийский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Смоленская, один из десяти железнодорожных вокзалов Москвы. Расположен по адресу площадь Тверская Застава, дом 7.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Какой-никакой нужен завтрак...

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск
Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск
Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск
Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск
Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является начальным пунктом Белорусского направления МЖД как части магистрали Москва — Минск, а также станцией Белорусско-Савёловского диаметра и Калужско-Нижегородского диаметра. Не является тупиковой, линия продолжается транзитом далее как Алексеевская соединительная линия.

В сутки станция обслуживает от 14 до 25 тыс. пассажиров (3—5 тыс. дальнего следования и 11—20 тыс. пригородных); 34 пары пассажирских поездов дальнего следования и 139 пар пригородных, около 60 пар региональных экспрессов и аэроэкспрессов. 

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Тверская Застава — площадь в Тверском районе Центрального административного округа города Москвы. Расположена между Бутырским и Грузинским Валами, часть бывшего Камер-Коллежского вала.

На площади находятся Белорусский вокзал, станции метро «Белорусская» Кольцевой и Замоскворецкой линий, Тверской путепровод. Территория площади и фрагменты прилегающих кварталов включены в охранную зону объектов культурного наследия, отдельные здания получили статус памятников.

Название XVIII века дано по заставе (два обелиска с кордегардией и шлагбаумом), которой заканчивалась главная улица Тверской-Ямской слобод. После 1834 года называлась также площадью Новых Триумфальных Ворот, в 1932—1990 годах носила название площадь Белорусского Вокзала, включив в себя площадь Новых Триумфальных ворот, Брестский переулок и Брестский проезд.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск
Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Старообрядческая церковь Николы Чудотворца у Тверской Заставы — 

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Храм святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы — старообрядческий православный храм в Тверском районе Москвы, на площади Тверской заставы. Относится к Московской епархии Русской православной старообрядческой церкви.

Возведение храма начато в 1914 году, освящён в 1921. После войны в нём находились художественные мастерские. Передан общине в 1990-е годы, с 1995-го возобновили службы.

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск
Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск
Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск
Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Памятник Горькому был установлен в 1951 году на площади Белорусского вокзала. 16 декабря 2005 года памятник был перемещён в парк искусств «Музеон», а 31 июля 2017 года был возвращен на прежнее место. Является памятником монументального искусства федерального значения.

Проект памятника Максиму Горькому был создан скульптором И. Д. Шадром и архитектором М. О. Барщем в 1939 году. Его предполагалось установить на Манежной площади, однако этот проект не был осуществлён.

После смерти Шадра скульптор Вера Мухина завершила проект памятника, и в 1951 году он был установлен на площади Белорусского вокзала.

В 1952 году авторы скульптуры В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская, З. Г. Иванова и И. Д. Шадр (посмертно) были удостоены за эту работу Сталинской премии первой степени (100 000 рублей).

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков, также Алексей Максимович Горький; 16 [28] марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) — русский советский писатель, классик русской литературы, поэт, прозаик, драматург, журналист, общественный деятель и публицист.

А к ночи — уже Минск:

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Минск-Пассажирский — пассажирская железнодорожная станция Минского отделения Белорусской железной дороги, расположенная между станциями Минск-Северный и Минск-Южный. Является главным железнодорожным терминалом Минска и крупнейшим железнодорожным узлом Республики Беларусь. Располагается на Привокзальной площади в центральной части города.

Находится в 750 километрах от Москвы, в 212 километрах от Орши, в 345 километрах от Бреста, в 612 километрах от Киева, в 562 километрах от Варшавы.

Утро следующего дня...

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Площадь Независимости (Плошча Незалежнасці; до 1991 года — Площадь В. И. Ленина) — центральная и крупнейшая площадь города Минска, построенная в 1933 году по проекту советского архитектора И. Г. Лангбарда.

На площади расположены здания Дома правительства Республики Беларусь, Мингорисполкома, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета, гостиницы «Минск», Главпочтамта, Управления метрополитена, а также Красный костёл и памятник В. И. Ленину.

В подземной части площади размещены трёхэтажный торговый центр «Столица» и четырёхэтажная стоянка на 500 мест.

На площади располагается выход станции метро «Площадь Ленина».

И опять завтрак в Отеле Минск — 

Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Сегодня Владимир Путин в Тольятти протестировал новую машину «Автоваза» – «Ладу Гранту». Сначала заглянул в багажник – его, правда, заклинило, но потом дверца поддалась. Затем расположился на заднем сиденье – осмотрел интерьер. И только после ...
Вчера, ув. друзья, проездом в столице с горного курорта был один коллега. Он рассказал, что буквально все отдыхают между людьми с Эльбруса жаловались друг другу. Тяжёлая жизнь стала окончательно тяжелой, и всё труднее стало найти недорогую соль. Вечером я загадывал в комментариях и ...
Смешарики Сегодня первый раз в жизни посмотрели с детьми пятерик серий Смешариков. Ну что вам сказать... Я подозревала, конечно, но результат превзошел мои ожидания. Как в малюсенький детский мультик можно влепить столько гендерных ...
На днях в Екатеринбурге прошел митинг против воссоздания храма св. Екатерины на ...
Про пожары в США все уже перестали писать, поэтому могу и я свое сомнение написать Вот у меня тот же вопрос, что и у автора поста: https://m.livejournal.com/read/user/kilativ/4480287 Из чего сделаны эти дома??? Я знаю, что большинство домов "американской мечты" строятся проще, чем ...