Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

топ 100 блогов periskop08.11.2017 Окончание рассказа про эрмитажную выставку про 1917-й год.
Если в прошлой части №1 мы рассматривали главные политические события и артефакты, с ними связанные - то тут будут более прозаические материи. Т.е. не вся империя и не Петроград, а собственно Зимний дворец/ Эрмитаж. Как он пережил эти революционные катаклизмы? Был ли штурм и насколько его разгромили изнутри "банды анархистов"? Ну и в довесок - два маленьких зала.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца


2. Третий зал как раз и повествует о судьбе именно здания, а не всего Петрограда. Вначале там - традиционный уголок о конце Романовых в Екатеринбурге.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

3. Где представлен уникальный экспонат - подлинник шифрованной телеграммы в СНК от Уральского облсовета с сообщением о расстреле царя и его семьи 17 июля 1918 года. Как видим по пометам на ней, она подана к отправке в 21 час московского времени 17-го числа, а принята несколько позже.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

4. Ну а дальше собственно Романовы заканчиваются, и начинается большой раздел про Зимний дворец.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

5. Так что было с Зимним дворцом во время и после штурма 25-26 октября? Как именно его громили и громили ли вообще?
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

Как мы видим, уже 9 ноября н.ст. - спустя сутки после штурма, ситуация полностью контролировалась новыми властями. Туда пришли музейщики и придворные фотографы и всё тщательно отсняли. Туда же сразу вселился нарком Луначарский и контролировал процесс, дабы не допустить утечки ценностей. То есть, анархически-неопределенное состояние дворца продолжалось несколько часов, потом всё взяли под контроль. Там же выставлены и те самые фото, которые были отсняты 27 октября ст.ст, или 9 ноября н.ст.

Что можно вывести из них? Собственно Эрмитажа - т.е. музейного хранилища картин - анархия не коснулась (напомню, что Эрмитаж тогда был пристроен к Зимнему, под ним не понимались площади именно Зимнего Дворца). И - самое главное! Разорению подверглись именно царские жилые покои, а не музейные территории соседнего здания - т.е. те помещения, которые раньше были резиденцией конкретно экс-императора и его ближней свиты. И то, что прямо в жилых комнатах висели уникальные картины, которые были доступны для услады только узкого круга придворных - вовсе не говорит в пользу тогдашнего положения вещей. Штурмующие, действительно, искали покои, где недавно жил ненавистный царь и вымещали свою злобу именно там.
Вот парочка фото с выставки, которые мне удалось переснять без бликов и искажений.

6. Раз. Парадная зала императорских покоев. Пух - от перин, которые разодрали штыками. Возможно, искали внутри ценности. Обратите внимание, что в личных покоях царской семьи висит известный шедевр Айвазовского. Т.е. он в принципе не был доступен для обзора не только широкой публики, но и сановников несколько ниже самого высшего уровня.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

7. И два. Это уже именно жилая комната. Конечно, к моменту штурма там уже вряд ли кто жил (сами Романовы уже оказались в Тобольске), но это были императорские покои, и именно эти помещения искали штурмующие.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

8. Часто, говоря о "погроме Зимнего", ссылаются вот на эту картину известного художника И.А. Владимирова, как на якобы исторический документ:
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

Но на самом деле это достаточно вольная фантазия "на тему". Дело в том, что Иван Владимиров был не просто чрезвычайно увлекающийся и эмоциональный человек (что простительно и понятно для творческой личности), но ещё и многократный перевертыш.

9. Вот, например, его призыв в апреле 1917-го снести все царские памятники, который он тиснул в "Петроградском листке":
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

Так с ним было и дальше. Октябрьский переворот он не принял и после победы большевиков некоторое время рисовал антисоветские картины - которые сейчас имеют большое хождение и популярны, как якобы "значимые исторические аргументы" - среди людей определенных убеждений. Однако осенью 1919-го И.А. Владимиров совершенно внезапно для его коллег перебегает на сторону красных (которые, по его мнению, берут верх над неудачливыми "белыми") и начинает рисовать картины противоположного направления, сохранив свой неподражаемый стиль. Затем он много лет славит Ленина-Сталина и Советскую власть в живописи и умирает в 1947-м в своей постели, маститым живописцем с многочисленными регалиями.
Вот такая история.

10. Вот ещё свидетельство эпохи: в Зимний пришли за "своими" реликвиями щирые украинцы - ссылаясь, очевидно, на этот декрет Наркомнаца. Их, понятно, им не выдали, они разобиделись и ворча, удалились - пообещав решить вопрос в их пользу.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

11. А вот о чём я не знал - так это о том, что служители Зимнего Дворца имели собственную "имперскую" форму. Весьма солидную по стилю. Низшие чины носили один ряд орлов на обшлагах рукавов, средние - два:
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

12. А высшие чины Зимнего дворца носили большие орлы:
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

13. Затем идёт небольшой зал с выставкой революционной печати. Интересный, но я его почти не снимал.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

14. Эротика начала 20-х:
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

15. Стиль той эпохи вообще очень узнаваем.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

16. Плакатный стиль тоже. На фоне невзрачных плакатов белого движения эти, конечно же, производили на порядок более сильное впечатление.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

17. Круглый зал тоже отдан под выставку книг и плакатов.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

18. В целом, выставка сильная по содержанию. И оформлена на неплохом уровне.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

Можно смело рекомендовать к посещению тем, кто любит реальную историю в документах и артефактах.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нынешний президент Сбербанка (посередине), распивает пиво с коллегами, 90-ые. Справа — Козак. Слева — кто? ...
Видимо Рутуб совсем плох, после 25 апреля когда у мне снесли более 30 видеороликов, наверное новые правила вступили, по типу "ничего советского", я практически ничего не могу загрузить, старые советские видео не проходят модерацию, кстати сказать и канал гостелерадиофонд на Рутуб ...
Похолодало, однако... Тут недавно Альфар alfare на один очень славный проект вывел. Называется "10 песен атомных городов". Просто люди из разных городов, где есть АЭС. Просто песни поют. Хорошие такие... И лица у всех человеческие. И тепло от них. Вот. ...
Если кто то думает, что бесплатная доска объявления это уже далёкое прошлое, то спешу разочаровать - такие ресурсы всё ещё пользуются популярностью у пользователей. «Как выяснилось, агрессивно настроенная группа молодежи - 20-30 человек - ...
Давеча мне звонили некоторые знакомые и спрашивали, что я думаю о последней прессухе Солнцеликого, но я их давно не смотрю. Я не некрофил, чтобы покойниками любоваться. И даже тот факт, что покойник не упокоен, а потому гуляет по земной поверхности и говорит какие-то слова — вовсе не ...