Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

топ 100 блогов periskop08.11.2017 Окончание рассказа про эрмитажную выставку про 1917-й год.
Если в прошлой части №1 мы рассматривали главные политические события и артефакты, с ними связанные - то тут будут более прозаические материи. Т.е. не вся империя и не Петроград, а собственно Зимний дворец/ Эрмитаж. Как он пережил эти революционные катаклизмы? Был ли штурм и насколько его разгромили изнутри "банды анархистов"? Ну и в довесок - два маленьких зала.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца


2. Третий зал как раз и повествует о судьбе именно здания, а не всего Петрограда. Вначале там - традиционный уголок о конце Романовых в Екатеринбурге.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

3. Где представлен уникальный экспонат - подлинник шифрованной телеграммы в СНК от Уральского облсовета с сообщением о расстреле царя и его семьи 17 июля 1918 года. Как видим по пометам на ней, она подана к отправке в 21 час московского времени 17-го числа, а принята несколько позже.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

4. Ну а дальше собственно Романовы заканчиваются, и начинается большой раздел про Зимний дворец.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

5. Так что было с Зимним дворцом во время и после штурма 25-26 октября? Как именно его громили и громили ли вообще?
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

Как мы видим, уже 9 ноября н.ст. - спустя сутки после штурма, ситуация полностью контролировалась новыми властями. Туда пришли музейщики и придворные фотографы и всё тщательно отсняли. Туда же сразу вселился нарком Луначарский и контролировал процесс, дабы не допустить утечки ценностей. То есть, анархически-неопределенное состояние дворца продолжалось несколько часов, потом всё взяли под контроль. Там же выставлены и те самые фото, которые были отсняты 27 октября ст.ст, или 9 ноября н.ст.

Что можно вывести из них? Собственно Эрмитажа - т.е. музейного хранилища картин - анархия не коснулась (напомню, что Эрмитаж тогда был пристроен к Зимнему, под ним не понимались площади именно Зимнего Дворца). И - самое главное! Разорению подверглись именно царские жилые покои, а не музейные территории соседнего здания - т.е. те помещения, которые раньше были резиденцией конкретно экс-императора и его ближней свиты. И то, что прямо в жилых комнатах висели уникальные картины, которые были доступны для услады только узкого круга придворных - вовсе не говорит в пользу тогдашнего положения вещей. Штурмующие, действительно, искали покои, где недавно жил ненавистный царь и вымещали свою злобу именно там.
Вот парочка фото с выставки, которые мне удалось переснять без бликов и искажений.

6. Раз. Парадная зала императорских покоев. Пух - от перин, которые разодрали штыками. Возможно, искали внутри ценности. Обратите внимание, что в личных покоях царской семьи висит известный шедевр Айвазовского. Т.е. он в принципе не был доступен для обзора не только широкой публики, но и сановников несколько ниже самого высшего уровня.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

7. И два. Это уже именно жилая комната. Конечно, к моменту штурма там уже вряд ли кто жил (сами Романовы уже оказались в Тобольске), но это были императорские покои, и именно эти помещения искали штурмующие.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

8. Часто, говоря о "погроме Зимнего", ссылаются вот на эту картину известного художника И.А. Владимирова, как на якобы исторический документ:
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

Но на самом деле это достаточно вольная фантазия "на тему". Дело в том, что Иван Владимиров был не просто чрезвычайно увлекающийся и эмоциональный человек (что простительно и понятно для творческой личности), но ещё и многократный перевертыш.

9. Вот, например, его призыв в апреле 1917-го снести все царские памятники, который он тиснул в "Петроградском листке":
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

Так с ним было и дальше. Октябрьский переворот он не принял и после победы большевиков некоторое время рисовал антисоветские картины - которые сейчас имеют большое хождение и популярны, как якобы "значимые исторические аргументы" - среди людей определенных убеждений. Однако осенью 1919-го И.А. Владимиров совершенно внезапно для его коллег перебегает на сторону красных (которые, по его мнению, берут верх над неудачливыми "белыми") и начинает рисовать картины противоположного направления, сохранив свой неподражаемый стиль. Затем он много лет славит Ленина-Сталина и Советскую власть в живописи и умирает в 1947-м в своей постели, маститым живописцем с многочисленными регалиями.
Вот такая история.

10. Вот ещё свидетельство эпохи: в Зимний пришли за "своими" реликвиями щирые украинцы - ссылаясь, очевидно, на этот декрет Наркомнаца. Их, понятно, им не выдали, они разобиделись и ворча, удалились - пообещав решить вопрос в их пользу.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

11. А вот о чём я не знал - так это о том, что служители Зимнего Дворца имели собственную "имперскую" форму. Весьма солидную по стилю. Низшие чины носили один ряд орлов на обшлагах рукавов, средние - два:
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

12. А высшие чины Зимнего дворца носили большие орлы:
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

13. Затем идёт небольшой зал с выставкой революционной печати. Интересный, но я его почти не снимал.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

14. Эротика начала 20-х:
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

15. Стиль той эпохи вообще очень узнаваем.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

16. Плакатный стиль тоже. На фоне невзрачных плакатов белого движения эти, конечно же, производили на порядок более сильное впечатление.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

17. Круглый зал тоже отдан под выставку книг и плакатов.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

18. В целом, выставка сильная по содержанию. И оформлена на неплохом уровне.
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

Можно смело рекомендовать к посещению тем, кто любит реальную историю в документах и артефактах.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Смешать 1 стакан тёртого сыра, 5 яиц, 1 пакет майонеза Фарш(лучше куриный),лук, соль,перец (по вкусу),зелень.Кто не ест мясо,можно рыбный фарш!!! На противень положить фальгу,смазать растительным маслом и вылить сырное тесто. В  Когда ...
...
Засмотрелся на осу, гляжу а её задняя торпеда сокращается ритмично, не будучи инсектологом предположил очевидное: осы дышат жопой. Оказалось правда. Зачем мне это знать? Другой вопрос почти из этой же категории: какая польза от способности ходить по ...
Такое у всех было. Идёшь по улице, скомкал лист бумаги, например, вручённый в налоговой поздравительный  флаер, кинул его самым  замысловатым образом в урну, как например знаменитый крюк Эйникиса (знатоки баскетбола поймут), и... ПОПАЛ! Прям, чотко так. Ты такой в восторге ...
Я тут сижу совершенно один возле еще закрытого МРЭО и потому у меня в голове крутится мысль: Купить оооо А3 99 года 1.8 125 лошадей на автомате за 250 тыщ - это совсем хуёвая идея, ...