Выставка к 150-летию архитектора Алексея Щусева в Третьяковской галерее.
architectstyle — 08.02.2023Начало
Продолжим обзор выставки, посвящённой 150-летию архитектора Алексея Щусева. Центральной темой выставки в Третьяковской галерее стал Музей. В экспозицию вошли архитектурные проекты, эскизы оформления интерьеров, уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева - Марфо-Мариинской обителью и Казанским вокзалом.
Активное строительство железных дорого, начавшееся в 1850-х годах, продолжилось и в эпоху модерна. По мере расширения железнодорожной сети назрела необходимость реконструкции большей части старых вокзалов второй половины XIX века. В 1911 году, к 50-летию Московско-Казанской железной дороги, был объявлен конкурс на новое здание Казанского вокзала. По его условиям, сооружение должно было учитывать сложную градостроительную ситуацию площади трёх вокзалов и организовать пространство Каланчёвской площади и Рязанского проезда. В облике нового здания должен был быть отражён образ национального зодчества. Конкурсный проект А.В. Щусева в национально-романтическом стиле был признан лучшим.
Архитектор А.В. Щусев. Казанский вокзал. Фото 2023 года
Строительство Казанского вокзала началось в 1913 году и затянулось на 30 лет. Щусев создал настоящую архитектурную фантазию многоликого русского искусства. Композиция сооружения, состоящего из многочисленных объёмов, напоминающих целый город, украшенный башней и часами, отражала характер старой Москвы. Декоративные элементы вокзала напоминали мотивы древнерусского, нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, а главная башня вокзала - башню Сююмбике в Казанском кремле.
А.В. Щусев. Казанский вокзал. Проект фасада со стороны Каланчевской площади, 1916 г. Построен по проекту А.В. Щусева в 1912 - 1926 гг. (Комсомольская пл., 2)
Грандиозный масштаб этого проекта требовал огромного напряжения и концентрации творческих сил. Сам процесс создания вокзала воспринимался современниками как эстетический феномен. Серия гравюр, посвященных его строительству, является художественным осмыслением этого творческого акта. В 1916-1917 годах по заказу архитектора крупнейший русский гравёр начала ХХ века Вадим Фалилеев исполнил цикл из трех линогравюр и шести офортов, посвященных постройке Казанского вокзала. Под руководством Фалилеева освоил технику офорта и сам Щусев, часть которых экспонируется на выставке.
Алексей Щусев. Проект здания Казанского вокзала. Главный фасад со стороны Комсомольской площади. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Казанский вокзал. Фото 2023 года
По требованию архитектора эскизы росписей вокзала подавались авторами в виде больших, эффектных, экспозиционно привлекательных композиций: Щусев планировал организовать на их основе Музей строительства Казанского вокзала. Многие экспонаты этого неосуществленного музея в разные годы попали в Третьяковскую галерею.
Проектные чертежи и эскизы росписей, выполненные Щусевым, архитекторами его мастерской и приглашёнными художниками, являются шедеврами графики начала XX века.
Алексей Щусев. Круглая башня (котельная), около 1915. Вариант служебного корпуса Казанского вокзала. Калька, графитный карандаш, уголь, акварель, гуашь
Казанский вокзал. Фото 2023 года
Сам Щусев исполнил множество вариантов проекта, прибегая к различным стилистическим и историческим источникам. Смешивая их и переосмысляя на современный лад архитектурные детали разных регионов и эпох - от Казанского Кремля до венецианской площади Сан Марко, от древнего Новгорода до московского барокко, архитектор создал неповторимый архитектурный стиль этого сооружения, воплощающий идею встречи Востока и Запада.
Алексей Щусев. Зал ожидания 1-2-го классов, 1914. Часовая башня, 1914-1915. Вариант проекта Казанского вокзала. Бумага, угольный карандаш, гуашь, пастель
Казанский вокзал. Фото 2023 года
Алексею Щусеву принадлежит идея создать Музей Казанского вокзала и сохранить для потомков не только сопровождающие строительство материалы, но и память о творческой атмосфере мастерской, объединившей лучшие художественные силы.
Алексей Щусев. Боковой фасад, 1914. Вариант проекта здания Казанского вокзала. Фасад со стороны Рязанского проезда. Бумага, уголь, акварель, гуашь
Алексей Щусев. Магазин общества потребителей и дом служащих вокзала, 1915. Вариант проекта служебного корпуса Казанского вокзала. Фрагмент фасада со стороны Каланчёвской (Комсомольской) площади. Бумага, графитный и угольный карандаши, гуашь
Для архитектурной практики Щусева было характерно создание множества вариантов пространственного и декоративного решений. Увлекаясь самим процессом, зодчий часто облекал свои рабочие рисунки в форму виртуозных фантазий. Главным пластическим мотивом вариаций является полуциркульная арка. Многие из этих идей были воплощены в реальной архитектуре Казанского вокзала.
Алексей Щусев. Интерьер Казанского вокзала. Архитектурная фантазия, 1913-1914. Бумага тонкая, акварель, тушь, кисть, чёрный карандаш
Интерьер башни прибытия Казанского вокзала. Архитектурная фантазия, 1913-1914. Калька на картоне, акварель, графитный карандаш, тушь, кисть
Алексей Щусев. Проект перекрытия перронов Казанского вокзала. Начало 1910-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Замысел Щусева наиболее полно можно представить по подготовительным материалам к почти завершенной в дореволюционные годы части проекта - залу ресторана. Для разработки концепции его украшения Щусев привлек одного из самых авторитетных представителей художественной общественности своего времени - Александра Бенуа, который, помимо программы росписей, осуществил и выбор художников для ее исполнения из числа своих соратников-мирискусников: Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Зинаиду Серебрякову, Павла Кузнецова.
В. Митрофанов, С. Алексеев. Модель ресторана Казанского вокзала. Вариант росписи по эскизам А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, З.Г. Серебряковой, 1915-1916 гг. Окрашенное дерево, гипс, металл. Экспонат с выставки в МУАР
Фото 2023 года
Превосходные эскизы, выкупленные правлением Московско-Казанской железной дороги вместе с чертежами и разработками самого Щусева и его помощников, должны были стать экспонатами этого задуманного архитектором Музея. Многие из них были переданы в разные годы в Третьяковскую галерею.
Алексей Щусев. Торцевая стена зала ресторана Казанского вокзала, 1915 год
Александр Бенуа (1870-1960). Европа, 1916. Эскиз панно для зала ресторана Казанского вокзала. Бумага, гуашь, графитный карандаш
Александр Бенуа (1870-1960). Азия, 1916. Эскиз панно для зала ресторана Казанского вокзала. Бумага, гуашь, пастель, лак
Выставка "Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию" занимает 6 залов Третьяковки - в одном зале представлены архивные фотографии, письма, документы, два зала отданы экспонатам, связанным с Марфо-Мариинской обителью, и три зала - Казанскому вокзалу. Выставка будет работать до 14 мая.
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции
|
</> |