Городская усадьба рыбопромышленника М. А. Шелехова, г. Астрахань, ул. Красная
architectstyle — 06.02.2023В 1880-е годы участком, на котором в настоящее время располагается усадьба М. А. Шелехова, владела некая Скорнякова. Позже на этом месте существовал деревянный дом со службами, принадлежавший купцу П. Д. Абрамову. В 1904 году участок с домом выкупает М. А. Шелехов. Строительство усадьбы шло в промежутке с 1905-1908 годов. Постепенно домовладение обретало респектабельный вид итальянизированной усадьбы. Имя архитектора осталось неизвестным, но вполне возможно, что им являлся астраханский городской архитектор К. К. Домонтович, работавший в то время в стиле псевдоренессанса.
Дом Шелехова на дореволюционной открытке
Особняк с полуподвалом и мезонином, привлекает внимание своей ярко выраженной асимметричной композицией и высокой, квадратной в плане, смотровой башней в средней части мезонина. Выполнено строение из кирпича и оштукатурено, форма его вытянута по линии запад-восток. Главный фасад дома – южный, обращён к Набережной реки Кутум и имеет богатую лепную отделку в ложноренессансном духе. Вдоль уличной стены дома проходит низкая кованная металлическая ограда, устроенная на кирпичном оштукатуренном цоколе.
На фото указан 2014 год. Это год размещения фото на ресурсе "LOVE-ASTRARHAN.RU". Снимки (этот и приведённый ниже) сделаны до 2009 года.
Во дворе (к северу от дома) имеется сильно заросший и потерявший первоначальную композицию партерный участок. Композиционное ядро партера составлял сохранившийся до настоящего времени фонтан (вернее его остатки). В комплекс кроме каменного дома с мезонином входит каменные ледник и палатка.
Архитектура особняка отражает стилистические поиски русского зодчества 2-й половины XIX века.
Вид здания до ремонта. Вход оформлен деревянной пристройкой, которой на дореволюционном фото нет. Когда она была сделана неизвестно
В интерьерах сохранились белые изразцовые печи с лепным фризом растительного орнамента, декоративное оформление верхней части стен и падуги, световой кессонированный фонарь в юго-западной части здания, потолочные тяги.
После ремонта от главного входа была убрана деревянная пристройка. Но дверь заменена на современную металическую...
Рыбопромышленник был из рода купцов Шелиховых из уездного города Рыльска Курской губернии, но по астраханской традиции, говорит искусствовед Раиса Захарова, их фамилия во втором слоге пишется через «е».
Вплоть до революции 1917 года братья Николай и Михаил Шелеховы имели в Астрахани контору и занимались икорными операциями, а также скупкой икры для экспорта её заграницу. Контора торгового дома «Братья Николай и Михаил Шелеховы» располагалась в собственном доме Керн (бывшая улица Казанская д.3, ныне ул. Чехова под тем же номером), недалеко от особняка Михаила Шелехова в роскошном по тем временам районе набережной Кутума.
В Астрахани существует легенда, связанная с купцом Шелеховым и его дочерью. Далее привожу один из вариантов этой легенды:
"Жил в Астрахани богатый купец Михаил Акимович Шелехов и была у него, как в сказке, единственная красавица-дочь. В 1904 году на углу Набережной реки Кутум и Старо-Птичьей улицы построил он прекрасный дворец, в стиле флорентийского палаццо XVI века. Архитектура здания была столь необычна, что на него ходил смотреть весь город. И было чему подивиться - статуи на крыше, изящные портики и колонны, венецианские окна, зимний сад с верхним фонарем, смотровая башня с великолепным видом на речку Кутум.
Но роскошный дом не принес счастья Михаилу Шелехову. Вскоре после новоселья умерла от чахотки красавица-дочь, жизнь потеряла смысл. Ранняя смерть единственной богатой наследницы поразила весь город, а безутешный отец после долгих раздумий завещает свой дом после смерти на нужды «противотуберкулезного учреждения» в память о безвременно погибшей дочери. Но тоска не проходила и любящий отец заказал в Италии мраморную статую девушки с лицом любимой дочери. Михаил Акимович так и не смог забыться и утешиться и проводил около статуи все свободное время и даже иногда спал рядом с ней, считая ее живой. Говорят, он попросил известного итальянского медиума воплотить душу девушки в камне, за что и заплатил чуть ли не целое состояние. А позже в доме обосновался противотуберкулёзный диспансер, как и завещал безутешный отец".
Дочь купца Шелехова на самом деле не умерла от туберкулеза. Сотрудник Астраханской картинной галереи им. П. М. Догадина Раиса Захарова провела собственную большую исследовательскую работу касательно астраханской ветви рода Шелеховых. Мария Михайловна Шелехова прожила долгую и насыщенную жизнь, полную приключений, испытаний, страстей и мифов. Много лет она жила в Австрии и Аргентине, написала книгу «Чилийский дневник», которая хранится в одном из Калифорнийских архивов. Её родственником был легендарный Николай Петрович Рязанов, чья удивительная судьба стала основой для знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось». Также она являлась правнучкой «русского Колумба» Григория Ивановича Шелехова.
Разрушена мраморная статуя девушки...
Вообще, у М.А. Шелехова было четверо детей: три сына и дочь. На фоне революционных событий семья сначала уезжает на родину предков в Рыльск, а затем бежит в Одессу. Там теряются следы самого купца.
Революция 1917 года перевернула привычный жизненный уклад, и в 1918 году в шелеховском доме обосновался «Комитет больных и раненых бойцов за свободу». Далее в доме расположилась больница. Дом не отдали под какое-либо советское учреждение, хотя по размерам и красоте он вполне подходил для этой роли. В 1922 году в доме Шелехова был открыт "Приём для туберкулёзных больных", который вскоре превратился в туберкулёзный диспансер. Диспансер просуществовал в усадьбе до 2007 года, когда в эксплуатацию было введено новое здание для него.
Здание отошло в оперативное управление Астраханской картинной галереи им. П. М. Догадина. Галерейщики планировали развернуть там музей зарубежного искусства, современное арт-пространство с реставрационными мастерскими и т.д. Был даже подготовлен проект музеефикации здания, но в результате так ничего и не вышло. Основными причинами могли стать дорогое содержание, затратная реставрация и необходимость дезинфекционных мероприятий после долгого пребывания в стенах усадьбы туберкулёзного диспансера. В любом случае нужно понимать, что решение о сделке по отчуждению принимала отнюдь не галерея и, скорее всего, не по доброй воле музейщиков, а по принуждению, отмечало издание ИД "Каспий". Памятник архитектуры федерального значения, особняк купца Шелехова в Астрахани, был выставлен на продажу. «Тогда обломалась душа», — говорит о продаже дома Шелехова сотрудник картинной галереи, искусствовед Раиса Захарова.
Трехэтажный дом Шелехова площадью 1160,9 кв. м, а также второй объект — двухэтажное здание постройки 1958 года площадью в 180 кв. м, были проданы с аукциона единым лотом в 2013 году частному лицу за 20 млн 790 рублей. Собственник получил охранную грамоту на федеральный памятник архитектуры, а вместе с ней — бремя его ответственного содержания. Памятник архитектуры никогда не проходил научную реставрацию. К 450-летию Астрахани сделали лишь фасадную покраску, затем делался ремонт для его приспособления под медучреждение, которое в настоящее время там размещается на правах аренды.
Ссылки на материалы и фотографии:
http://love-astrakhan.ru/sgt.php?action=view&id=100000008
https://ast-news.ru/afisha/rasskaz-o-legendarnoy-astrakhanke-marii-shelekhovoy/
http://okptd.ru/about/history
https://vk.com/topic-15356841_22257032
https://www.etoretro.ru/pic15470.htm?sort_field=image_date&sort=DESC&position=189
https://kaspyinfo.ru/news/gorod/50570 © kaspyinfo.ru
P.S. Цель создания моих постов заключается в том, чтобы собрать существующую информацию о зданиях г. Астрахани и объединить её. Текст может быть скопирован из источников (ссылки приведены выше). Если ссылка перестаёт работать, значит ресурс перестал существовать, либо удалил используемую мною статью. Благодарю за понимание)
|
</> |