Усадьба Разумовских — Шереметевых на Воздвиженке
architectstyle — 05.02.2023Вот так начинаешь разбираться, как выглядела Воздвиженка до революции и нет остановки откровениям. Начало Воздвиженки было примечательно удивительными архитектурными сооружениями — Усадьбой Стрешневых-Нарышкиных — Главным архивом иностранных дел и этой усадьбой Разумовских — Шереметевых. Трудно даже представить, что сейчас их уже почти не существует. Хотя усадьбе Разумовского в общем повезло, на месте её фронтальных флигелей было выстроено лаконичное серое здание Кремлевской поликлиники в духе конструктивизма в 30-х, а сам главный усадебный дом был таким образом вытеснен на вторую линию. Свободного доступа в старому главному усадебному дому и части оставшихся флигелей давно нет. Все огорожено строительными заборами и очевидно находится в сверх изношенном состоянии. Поэтому основные фотографии усадьбы будут дореволюционными, исключая некоторые фрагментарные современные фото, что дадут хоть какое-то представление о богатстве и представительности этой усадьбы глазами сегодняшнего исследователя. Как всегда чрезвычайно интересна история как этой земли, так и самих славных дворянских семейств, связанных непосредственно со становлением нашего государства.
На бровке высокого холма над долиной Неглинной стояли крупные боярские усадьбы, среди которых особенно выделялось владение боярина Никиты Романова. Оно занимало почти всю четную сторону Романова переулка (с 1920 г. назывался улицей Грановского, а до этого Шереметевским переулком). Возможно, что это владение было частью Опричного двора Ивана Грозного, отданной царем Михаилом Федоровичем своему двоюродному брату. Ворота в обширную усадьбу были с Большой Никитской улицы, а каменные палаты боярина стояли по переулку.
После смерти Н.И. Романова двор перешел к царю Алексею Михайловичу, который указал его «ведать в Оружейной палате для пушечных и иных разных дел». Здесь построили палаты, где была сложена «всякая ружейная бронь», тут же пристреливались пищали. На этом дворе находились и две палаты «для всяких великого государя верховых живописных писем». Северная часть усадьбы, выходившая на Большую Никитскую улицу, позднее разделилась на несколько дворов, там же были и старинные палаты, которые в 1764 г. все еще назывались «Романовыми».
В конце XVII века вся местность у перекрестка переулка и Воздвиженки принадлежала боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, брату царицы Натальи, матери Петра I. По разделу усадьба перешла к сыну Ивану Львовичу, а от него к дочери Екатерине, которая в 1746 г. вышла замуж за младшего брата фаворита императрицы Елизаветы Петровны Кирилла Григорьевича Разумовского, ставшего графом, украинским гетманом и получившего громадное состояние.
В усадьбе уже существовал каменный дом (с правой стороны Романова переулка на месте современного участка № 2), который, вероятно, был выстроен около 1730 года. По утверждению документов, в 1732 году в нарышкинской усадьбе помимо церкви существовали «новые» каменные здания, скорее всего, сооруженные Иваном Львовичем Нарышкиным. Спустя двадцать пять лет документы подтверждают существование главного дома, соединенного с церковью теплым переходом. Возможно, что после перехода всей усадьбы к Разумовскому главный дом перестроили.
Начавшиеся строительные работы следует отнести к 1760-м годам, когда появились и флигели по линии улицы. При этом исследователями высказывается предположение, что переделки производились по проекту французского архитектора Ш. де Вальи, выполненному для усадьбы П.Б. Шереметева в Кускове.
Здание представляет собой трехкомпозиционное сооружение с центральным ризалитом и двумя боковыми флигелями. Главный фасад обращён к Воздвиженке, боковой фасад выходит в Романов переулок. Один из боковых флигелей соединён галереей с церковью Знамения. Отмечается, что отделка дворца сходна с домом Разумовского в Петербурге, на Мойке. Дом в основном одноэтажный, в центральном ризалите устроен второй жилой этаж-мезонин.
В отделке фасадов использованы детально проработанные классические фризы, карнизы, орнаментальные межэтажные тяги. Отмечается строгость и изящество отделки фасада, тонкая графика линий. Формы центрального ризалита подчёркивают пилястры коринфского ордера и треугольный фронтон. Декор боковых ризалитов — пары ионических полуколонн и лучковые фронтоны. В центральной части для въезда были сооружены полукруглые пандусы.
К.Г. Разумовский обладал внутренней культурой и определенным отношением к искусству, о чем можно судить даже по отношению к постройкам московской усадьбы. Церковь Знамения была и оставалась основой композиции заднего двора, этой скрытой от посторонних внутренней, как бы семейной части усадьбы. Она по московской традиции соединялась с главным домом крытым, скорее всего деревянным, переходом. Основной ее объем – двусветный четверик с тремя ярусами поставленных на него, постепенно уменьшающихся восьмериков. Вместе с апсидой, боковыми приделами, освященными в честь Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, и трапезной он поднят на высокий подклет, окруженный с трех сторон открытой папертью на арках. Со стороны паперти приделы имеют самостоятельные входы. На паперть со двора вела одна лестница – внутри объема теплого перехода между церковью и главным домом.
Храм необычайно наряден благодаря широкому использованию резного белого камня и профильного кирпича. В «кружевной» убор храма входят «гребни» парапетов-фронтонов, угловые белокаменные колонки, грибовидные и кубовидные капители. Очень интересно решение глав, когда крупная центральная и три главы апсиды и приделов покрыты, словно чешуей, ромбовидными листами луженого железа. Особенной тонкостью исполнения отличаются ажурные кованые золоченые кресты.
Внутреннее убранство храма не сохранилось. Золоченый резной иконостас, выполненный в 1704 году, был разобран в 1847-м в связи с утеплением церкви. Но при Разумовском храм сохранялся в своем первоначальном виде. Он очень близок по своему решению к храму Троицы в Филях, где среди икон сохранился портрет Петра I подростком в виде архидьякона Стефана. Считалось, что его оригинал, или, наоборот, – повторение, имелся и в Знаменской церкви.
От К.Г. Разумовского усадебный дом перешел к его сыну Алексею, но тот не хотел оставить его себе, задумав переселиться в большую, почти загородную, усадьбу около Яузы, где строил себе роскошный дворец (Гороховская улица, 18). Дом был продан с частью мебели и иной обстановки за 400 тысяч рублей. Купил его (и участок через переулок – Воздвиженка, 8/1 — на фото ниже слева) граф Николай Петрович Шереметев: купчая была заключена 30 июля 1800 г.
Ансамбль складывается из центрального одноэтажного дома с мезонином и боковых флигелей.
В основном доме размещались несколько парадных зал, тогда как под жилье отводился мезонин и крылья. Парадный подъезд приподнят на арках и имеет пандусы въездов.
Хорошо спланированы вестибюль и парадный зал. Здесь перед нами образец типичного московского дворца первой половины XVIII века с архитектурной обработкой, относящейся уже к стилю раннего классицизма.
В 1799 году усадьба была продана владельцу Кускова и Останкина Николаю Петровичу Шереметеву.
С 1863 г. в шереметевском доме находится Московская городская дума, и он значительно переделывается внутри.
С переходом думы в собственное здание здесь в 1892 г. поместился Охотничий клуб. В нем каждую неделю давались спектакли Общества искусства и литературы.
В сентябре 1898 г. в клубе познакомились А.П. Чехов и О.Л. Книппер. «…Знаменательный и на всю жизнь не забытый день, – вспоминала Ольга Леонардовна. – Никогда не забуду ни той трепетной взволнованности, которая овладела мною еще накануне, когда я прочла записку Владимира Ивановича (Немировича-Данченко) о том, что завтра, 9 сентября, А.П. Чехов будет у нас на репетиции „Чайки”, ни того необычайного состояния, в котором шла я в тот день в Охотничий клуб на Воздвиженке. И с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни».
В этом же помещении проводились и репетиции Художественного театра в то время, когда отделывалось его здание в Камергерском переулке.
Перед 1917 г. в этом доме помещался Московский шахматный кружок, членом которого был знаменитый русский шахматист А.А. Алехин. В большом зале Охотничьего клуба в начале 1914 г. выступал с сеансами кубинский шахматист, будущий чемпион мира Х.Р. Капабланка.
После переворота 1917 г. в здании находилась военная академия и музей Рабоче-крестьянской Красной армии и флота.
В 1930 году снесли флигели усадьбы и по улице вместо них и парадного двора выстроили уродливое серое здание в стиле конструктивизма для расширявшейся Кремлевской больницы.
Со стороны переулка вход в старое здание находился в торце, и можно было наблюдать вереницы черных «Волг», куда обслуга несла пакеты с дешевой провизией для своих хозяев и себя (называлось это «кремлевский паёк»).
Долгое время здесь проводились археологические изыскания, потом строился БЦ «Романов двор» и территория перед Знаменской церковью была перекрыта массой заборов. Но сейчас уже можно [nm что-то рассмотреть...
Это наверное самое примечательная часть усадьбы видимая глазом
Здесь (на фото ниже) уже «отдает конструктивизмом»... Это нагромождение пристроек, надстроек и есть правая часть главного усадебного дома
Источники:
Дом Шереметева — Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992.
Молева Н.М. Боярские дворы. Олимп, АСТ, 2008.
Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. — М. ЗАО Центрполиграф. 2013
Путеводитель по улице Воздвиженка
© Vladimir d’Ar, 2022