Дом купца Александра Торлецкого — доходный дом князя Гагарина — Воздвиженка, 1


Мы с вами в самом начале современной Воздвиженкина Сапожковской площади. Фактически территория площади является частью (истоком) улицы Воздвиженка в сторону Арбатской площади.
Историческое название площади происходит по храму Николы в Сапожке, а также, по легендам, по кабаку «Под сапожком», располагавшемуся где-то неподалёку. Все старые сооружения на этой территории были ликвидированы ещё в 1838 г., но название площади прочно закрепилось...
Все современные фото и большинство старых кликабельны
Сапожковая или Сапожковская площадь находится рядом с Кремлём, между Кутафьей башней, зданием Манежа и интересующим нас домом, имеющим сразу как бы три адреса: Воздвиженка, 1, Моховая, 16 и Манежная улица, 13. Этот странный в этом смысле дом, стоящий вроде бы непосредственно на площади, на ней как раз и не числится. Это четырехэтажное здание интересно еще и тем, что находится прямо на том месте, где когда-то стояла церковь Николы в Сапожке.
Церковь Николая Чудотворца в Сапожке (в Сапожках) - снесенный православный храм Белого города. Находился он до 1838 года на вышеупомянутой небольшой площади — Сапожковой, недалеко от Кутафьей башни Московского Кремля. После её разрушения престол перенесли во вновь построенную домовую церковь Манежа. Название в Сапожке (в Сапожках) церковь получила по храмовой иконе Николая Чудотворца в серебряных вызолоченных сапожках.

На Сапожковской площади появилось и двухэтажное здание в стиле ампир под стать Манежу (напротив него)

В 1847 году владение выкупил Александр Логинович Торлецкий - коммерции советник, крупный подрядчик, купец первой гильдии. Он занимался строительством таких известных объектов, как Большой Кремлевский дворец и инфраструктуры Николаевской железной дороги.
На указанном участке им был построен дом с мезонином и скруглёнными углами, форма которых сохранилась и поныне. После смерти предпринимателя, здание перешло по наследству его сыну - Александру, Крупный московский домовладелец, московский выборный и городской гласный, книгоиздатель, один из первых Русских фотографов, радетель музыкального образования в России, меценат. С 1863 по 1881 один из директоров Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Был знаком со многими музыкантами той поры. В его доме на Воздвиженке неоднократно бывал Петр Ильич Чайковский.

История дома связана и с известной актрисой Федотовой Гликерией Николаевной, которая проживала здесь в начале 70-х годов девятнадцатого столетия. В 1875 году строение реконструировали. Умер А.А. Торлецкий скорее всего около 1899 года.
В 1873 году «на Моховой» (т.е. в этом здании) у жены Торлецкого и до революции была типография Общества распространения полезных книг. Дочь (приемная) прижитая до брака — Ольга Торлецкая (20 января 1854-1901 гг.). В 1872 г. она вышла замуж за присяжного поверенного Василия Назарова и переехала опять же в дом Торлецкого на Моховой, напротив Экзерциргауза.
С 1894 года здание уже является доходным домом князя Григория Гагарина — сына вице-президента Императорской Академии художеств. Оно было надстроено по проекту архитектора Александра Андреевского. Позднее уже в 1912 году здание нарастили еще одним этажом. После реконструкции большая часть дома была отдана под жилые квартиры, в одной из которых проживал композитор Александр Тихонович Гречанинов.

В 1924-1941 годах в здании располагался Исполнительный комитет III Интернационала («дом Коминтерна» — Второе здание Коминтерна). Здание на долгие годы стало местом размещения организации, сплотившей коммунистические партии мира.

В книге Куусинен Айно «Господь низвергает своих ангелов (воспоминания 1919-1965)» много места уделено описанию самого здания Коминтерна и жизни, которая в нем протекала. «У главного входа в здание Коминтерна находилась комендатура. Посторонним вход был воспрещен. Охранники в штатском были не работниками Коминтерна, а людьми печально известного ГПУ». Коминтерн оставался в этом здании до 1937 года.

Описала Куусинен и систему пропуска в здание, как для посетителей, так и для работников Коминтерна. «При входе и выходе работники Коминтерна должны были делать отметку в своей карточке. Это требование не касалось лишь членов Исполкома и высших чинов Коминтерна». Упомянула и о существовании библиотеки, так как каждый из большевиков был агитатором и пропагандистом, автором работ и статей о деятельности коммунистических движений разных стран. «Библиотека и архив Коминтерна находились в подвале здания. Библиотекарем был бывший финский студент».
В цокольном этаже строения, там, где сегодня кассы Кремлевского дворца, находилась известная и популярная в городе дешевая столовая, которая принадлежала обществу взаимопомощи сотрудников и студентов МГУ, расположенного поблизости. Выбор блюд был достаточно большой, да и готовили там превосходно.

Так кассы Большого театра СССР и Кремлевского дворца съездов выглядели в советское время. Там, где на фото ниже мы видим автобус ЛАЗ-695, сейчас установлен новый памятник Достоевскому.

На фасаде здания пара памятных досок — коминтерновцу венгерскому коммунисту, диктатору, активному стороннику «красного террора» Бела Куну и вьетнамскому революционеру, государственному, политическому, военному и партийному деятелю Хо Ши Мину. Еще у выхода из метро «Александровский сад», что находится прямо в части нижнего бывшего полу-подвального пространства здания, недавно установили памятник Ф.М Достоевскому «в молодые годы» со скамейкой, где можно фотографироваться рядом с ним.
Скульптура сидящего на скамье Федора Достоевского, сделанная с портрета 25-летнего писателя, установлена в сентябре 2021 года. «Скульптурная композиция создана скульптором Анастасией Лужиной, выпускницей Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина. Образ Достоевского, сидящего на скамейке с книгой, выполнен в экспрессивной манере. Автор ушел от традиционных изображений Федора Михайловича на склоне лет, представив его молодым, 25-летним человеком во время увольнения с военной службы в период, когда будущий классик мировой литературы принял решение всецело посвятить себя творчеству. В руке у писателя - книга "Борис Годунов" А. С. Пушкина».

Открытие вышеупомянутого городского арт-объекта, посвященного Достоевскому, прошло у книжного клуба "Достоевский" находящегося в этом здании, учрежденного РВИО. Клуб и выступил инициатором создания скульптуры в рамках празднования 200-летия со дня рождения писателя.

Еще один общий вид Сапожковской площади со стороны Библиотеки имени Ленина. Справа вид фасада доходного дома князя Гагарина с Моховой улицы

Источники:
Бахрушин Ю.А. Воспоминания. Серия: История Москвы с древнейших времен до наших дней. Издательство: Художественная литература. Москва, 1994 год.
В центре Москвы появилась скульптура сидящего на скамье Достоевского. Пресс-служба Российского военно-исторического общества (РВИО). Сообщение ТАСС об установке памятника. 6 сентября 2021 года.
Паламарчук П. Сорок сороков. Том второй.М., 1994.
Шильдер Е. Эпоха Коминтерна. Второе здание Коминтерна. Проза.ру.
Путеводитель по улице Воздвиженка
© Vladimir d’Ar, 2022