Выставка к 150-летию архитектора Алексея Щусева в Третьяковской галерее
architectstyle — 07.02.2023Борис Кустодиев (1878-1927). Портрет А.В. Щусева, 1917. Холст, масло. Приобретено у И.Г. Щусевой, 2018
Первая выставка в Третьяковской галерее к 150-летнему юбилею Алексея Викторовича Щусева представляет его как Созидателя Музеев. На выставке представлены эскизы, чертежи и другие рабочие материалы только к двум лучшим творениям Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве - Марфо-Мариинской обители и Казанскому вокзалу.
До создания уникального Музея архитектуры в Москве, Щусев приобрел большой опыт в двух проектах музейных пространств. Он был не просто архитектором и дизайнером, он становился идеологом и автором концепций музеев. Таким его проектом стала затем и Третьяковская галерея: в 1926-1928 годах он занимал пост директора, а в 1928-1929-м стал главным архитектором музея. После назначения директором Щусев разработал программу реорганизации Третьяковской галереи и успешно её реализовал. В сфере его внимания оказались: научное описание коллекции, вопросы реставрации, издательская деятельность, работа с посетителями и, прежде всего, подготовка новой экспозиции с учетом новых поступлений. Щусев cформировал команду, назначая сотрудников, отвечающих за реализацию каждого из направлений деятельности.
Курируя всю работу, Щусев сосредоточился на наиболее близких ему как архитектору задачах. Он составил генплан расширения музея, и уже в 1926 году заложил идеи архитектурного ансамбля, которые осуществились спустя многие годы: новые боковые корпуса, фланкирующие существовавший васнецовский фасад, спрямление и расширение Лаврушинского переулка. В 1933-1936 годах был построен новый, называемый теперь щусевским корпусом и разработана архитектурная концепция расширения музейного комплекса в Лаврушинском переулке.
Андрей Снигарев под руководством Алексея Щусева. Вариант проекта нового корпуса (правое крыло) Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Перспектива. 1933. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1907 году по приглашению великой княгини Елизаветы Фёдоровны Алексей Щусев приступил к работе над Покровским собором Марфо-Мариинской обители. B качестве источника вдохновения он обратился к кремлевскому собору Спаса Преображения на Бору. Однако по мере разработки проекта в нём все отчетливее звучали мотивы псковско-новгородской архитектуры. Подчеркнуто древнерусский образ храма должен был вторить желанию Елизаветы Фёдоровны обратиться к истокам монашеского служения.
В первоначальном варианте проекта Покровского храма Щусев заложил композиционную основу будущего сооружения: план в виде латинского креста с развитой осью запад - восток за счет примыкания трапезной-аудитории, задуманной для проведения собраний и лекций. С северной стороны предполагалась ризница, а с южной -- придел-часовня с отдельным входом, как место уединения для великой княгини. Над главным порталом западного фасада и на наружных стенах трапезной планировалось разместить полихромные живописные композиции, на приделе намечена орнаментальная каменная резьба. На отведенном участке Щусевым были задуманы также сторожка с часовней при воротах, ограда, питьевой фонтан и колодец. Все объекты составляли единый архитектурный ансамбль.
Алексей Щусев (1873-1949). Проект Покровского храма Марфо-Мариинской обители (северный фасад), 1908. Бумага, графитный карандаш, перо, тушь, акварель
Северный фасад Покровского храма Марфо-Мариинской обители
Алексей Щусев (1873-1949). Проект Покровского храма Марфо-Мариинской обители (западный фасад), 1908. Калька, уголь, цветной карандаш
Западный фасад Покровского храма Марфо-Мариинской обители
Алексей Щусев (1873-1949). Проект Северный портал Покровского храма Марфо-Мариинской обители, 1908. Бумага, графитный карандаш, перо, тушь
Северные врата Покровского собора
Самым значительным экспонатом выставки стала чертежная стена северного притвора Покровского храма Марфо-Мариинской обители, украшенная "райским садом", которую собрали в натуральную величину. Это шаблоны, которые Щусев отдавал в работу камнерезам на стройке. То, что после использования мастеровыми эти чертежи снова оказались у автора, - свидетельство того, как Щусев их ценил.
Наиболее важные шаблоны исполнял сам Щусев, остальные - молодой выпускник Строгановского училища Никифор Яковлевич Тамонькин (1881-1951).
Никифор Тамонькин (1881-1951) по эскизу Алексея Щусева. Херувим. Левая часть триптиха "Этимасия (Престол уготованный)", около 1910. Шаблон каменной резьбы над порталом северного притвора. Бумага, графитный и цветной карандаши
Шаблоны каменной резьбы воссоздают композицию "Райский сад", украшающую северный притвор храма. Cтена сплошь покрыта ковром белокаменной резьбы из фантастических растений и птиц. Принцип оформления поверхности вдохновлен Георгиевским собором в Юрьев-Польском. Щусев собирает композицию подобно древнему мастеру Василию Ермолину, который в 1471 году восстановил Георгиевский собор после обрушения, перепутав местами некоторые фрагменты. Так и у Щусева резные белокаменные рельефы нарочито произвольно инкрустированы в кирпичные стены храма, что производит впечатление драгоценных артефактов древней постройки.
Композиция Райский сад, украшающая северный притвор храма
Над росписью Покровского собора четыре года работал вместе с А.В. Щусевым замечательный художник Михаил Васильевич Нестеров. Результатом некоторого компромисса с пожеланиями Щусева стало исполнение образов иконостаса. Именно алтарная преграда и ряд росписей, образующих с ней зрительную связку, можно считать произведениями, наиболее органично вписывающимися в архитектуру храма.
Алексей Щусев, Михаил Нестеров. Диесус.1908-1909. Шаблон навершия царских врат Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Бумага, уголь
Иконостас храма Покрова. Медь, масло. Дуб, серебро. 1908-1910. М. Нестеров (живопись), М. Ружейников (резьба по дереву), Ф. Мишуков (басма)
М.В. Нестеров. Путь ко Христу. Живопись на медной пластине. Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Для покровского храма М.В. Нестеров создал композиции: "Путь к Христу", изображавшую 25 фигур, "Христос у Марфы и Марии", "Утро Воскресения", а также подкупольное изображение Саваофа и лик Спаса над порталом.
М.В. Нестеров. Путь ко Христу.
М.В. Нестеров. Христос у Марфы и Марии
Северная сторона украшена фреской "Христос у Марфы и Марии".
Михаил Нестеров (1862-1942). Утро Воскресения (Мироносица. Ангел у гроба. Мария и Христос), 1912-1918. Триптих. Авторское повторение композиции южной стены Покровского храма. Бумага на картоне, гуашь, темпера, графитный карандаш. Дар по завещанию Н.М. Нестеровой, 2004
На южной стене храма - триптих "Утро Воскресения". В левой части триптиха изображено утро Воскресения, когда женщины после отдыха в субботу пришли на рассвете к гробу Христа, неся ароматическое масло - миро. В центральной части триптиха - ангел, сидящий на камне у гроба. Он возвещает о Воскресении Христа. Правая часть триптиха посвящена встрече Марии Магдалины и воскресшего Христа, который изображен в сияющих белых одеждах, с нимбом. Мария Магдалина благоговейно преклонила перед Христом колени, а он обратился к ней со словами: "Пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня".
Михаил Нестеров. Утро Воскресения, 1912-1918. Триптих
В следующей части - о проекте создания Музея Казанского вокзала. Материалы выставки дополнены авторскими фотографиями.
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции