Выставка "Изображая воздух. Русский импрессионизм"


Предисловие
Продолжим фотообзор выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Куратором Натальей Свиридовой предложен следующий маршрут по экспозиции: начало - основной -1-й этаж, продолжение на 3-м этаже, и окончание на 2-м этаже. Мы последуем предлагаемым маршрутом.
Открывают экспозицию на -1-м этаже произведения, изображающие световоздушную среду - "По направлению к свету", "Ещё светлее" , следом идут работы живописцев с цветом - "Доминанта цветов", "Натюрморт", "Этюд", "Лёгкий сюжет", "Приятные хлопоты" и "Чёрный импрессионизм".


В центре - Пётр Кончаловский. Дом в Белкине. 1907. Холст, масло. Музей истории города Обнинска

В центре - Игорь Грабарь. Под берёзами. 1904. Частное собрание, Москва. Холст, масло

Игорь Грабарь: В утренней росе. 1907. ГРМ
«Отец русского футуризма» Давид Бурлюк в начале XX века активно пропагандировал приемы импрессионизма. В листовке-манифесте 1908 года «Голос импрессиониста в защиту живописи» художник называл это французское течение стимулом для обновления русского искусства. В начале творческого пути Бурлюк и сам пробовал себя в этом направлении, работая на пленэре. Весенние пейзажи и световые эффекты, характерные для этого времени года, вдохновляли многих русских мастеров. В экспозиции также можно встретить цветущие сады Николая Богданова-Бельского, Исаака Левитана, Роберта Фалька и Петра Петровичева

В центре, внизу - Давид Бурлюк. Цветущий сад, 1913. Холст, масло. Собрание Андрея Сарабьянова

Станислав Жуковский. Летнее утро. Усадьба Рождествено, 1918. Владимиро-Суздальский заповедник

Игорь Грабарь. Пейзаж с аллеей. Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала
«Тархова узнаешь в парижских салонах среди тысяч картин сразу. <...> даже рядом со своими вдохновителями — французскими импрессионистами, блещет мастерством, кажется не менее жизненным, нежели лучшие из них». Так отзывался о работах художника Александр Бенуа. На выставке можно увидеть один из парижских пейзажей Николая Тархова, на котором мастер изобразил вид на ворота Сен-Дени. В начале XX столетия, в отличие от сегодняшнего дня, движение транспорта сквозь ворота было открыто. Динамику композиции создает ракурс сверху. Такой прием использовали и французские импрессионисты Клод Моне и Камиль Писсарро, часто изображая парижские бульвары и площади с верхних этажей соседних зданий.

Николай Тархов. Париж,1903. Холст, масло. Вятский художественный музей им. Васнецовых
Александр Богомазов. Портрет Ванды, 1907-1908. Холст, масло. Частное собрание, Москва


Василий Каменский. Сад у дома, 1910-е. Холст, масло

Витольд Бялыницкий-Бируля. Октябрь. 1912. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева


Исаак Бродский. Весна в Люксембургском парке. 1910. Картон, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Арнольд Лаховский. На Волге. 1919. Череповецкое музейное объединение

Слева - Константин Коровин. За чайным столом. 1888. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова

Слева - Исаак Бродский. На даче (Академическая дача). 1906. Самарский областной художественный музей

Василий Поленов. Причал. Венеция. 1897. Частная коллекция, Москва

В центре - Михаил Шемякин. Гиацинты ночью. 1912. Картон, масло. Музей русского импрессионизма

Станислав Жуковский. Подснежники. 1911. Холст, масло. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Игорь Грабарь. Яблоки. 1905. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
«Первые робкие опыты с палитрой» случились у Борисова-Мусатова в детстве в путешествиях по Волге. А продолжились в студиях родного Саратова, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, петербургской Академии художеств и в академии Фернана Кормона в Париже. Усвоив уроки французской живописи, Борисов-Мусатов вернулся в Саратов, где много работал на свежем воздухе. Его «декоративный пленэризм» и оригинальная палитра повлияли на становление молодого поколения саратовских художников — Павла Кузнецова и Петра Уткина, и открыли пути для авангардистских экспериментов Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой.

Пётр Петровичев. Синяя гамма. 1912. Холст, масло. Музей-заповедник «Горки Ленинские»
Виктор Борисов-Мусатов. Женский портрет. Конец XIX века. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Илья Репин. Портрет пианистки графини Луизы Мерси д`Аржанто. ГТГ

Сергей Виноградов. В передней. 1911. Тульская областная картинная галерея

Слева - Илья Репин. Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева, 1912. Тверская областная картинная галерея

Николай Харитонов. Цыганка. 1908. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

Екатерина Гольдингер. Дама в белом (Портрет Софьи Павловны Вышеславцевой). 1905. Холст, масло. Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

Лукиан Попов. Женщина с лампой. 1900-е. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Константин Коровин. Портрет Надежды Ивановны Комаровской. 1914. Самарский областной художественный музей

Игнатий Нивинский. Дама за роялем, 1907. Музейно-выставочный комплекс Академии Андрияки. Холст, масло
Импрессионизм начался с изучения художниками света, и чаще всего, говоря об этом направлении в искусстве, подразумевают живопись высветленную, пронизанную лучами солнца и играющую бликами. В русском импрессионизме, помимо светлых и ярких полотен, есть отдельный заметный блок работ, которые хочется назвать «черным импрессионизмом». Это произведения, где преобладает созвучие темных цветов: коричневого, серого, черного. Интерес русских художников к таким решениям не продиктован климатом, как можно было бы подумать, оглядываясь на долгие зимы и пасмурные месяцы перед ними, и встречается не только в пейзажах. Еще современники обращали внимание, что Константин Коровин писал Париж всегда ночным, и связывали это увлечение с театром, где сцена играет яркими всполохами цвета, а зал погружен во мрак. Эта линия в творчестве Коровина, признанного представителя импрессионизма, вероятно, повлияла и на других русских мастеров. В результате отголоски черного импрессионизма можно найти и в жанровых сценах Семёна Никифорова и Арнольда Лаховского, и в пейзажах Станислава Жуковского и Константина Первухина.

В центре - Василий Мешков. Парижский бульвар. 1913. Дерево, масло. Новосибирский государственный художественный музей

Слева - Константин Коровин. Бульвар в Париже. Из серии «Парижские огни». 1912. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Пётр Нилус. Антон Павлович Чехов. 1904. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва

Справа - Станислав Жуковский. Весна. 1900-1910-е. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Константин Первухин. Вечер. Венеция. 1913-1914. Холст, масло. ГТГ
«В вечернем саду у накрытого белой скатертью стола с самоваром размещены три девичьи фигуры, освещенные висящими на деревьях красными и оранжевыми фонариками. Произведение написано смело и быстро, с темпераментом и вдохновением, широкой кистью». Картина Ивана Семеновича Куликова «Фонарики в саду» из фондов Муромского музея занимает свое место на выставке по соседству с произведениями Ильи Репина, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Василия Поленова, Абрама Архипова и других знаменитых русских художников. Композиция дарит ощущение уюта и умиротворения, которые на картине созданы теплыми цветовыми оттенками, изображающими свет бумажных фонариков среди полумрака летнего сада.

Иван Куликов. Фонарики в саду, 1906. Холст, масло. Муромский историко-художественный музей

Игорь Грабарь. Портрет женщины в красном, 1898. Музей-заповедник "Абрамцево"

Николай Богданов-Бельский. Лето, 1911. Холст, масло. Музей русского импрессионизма.
Николай Дубовский. Свежий ветер (У скалистого берега), 1912-1914. Новочеркасский музей истории Донского края

Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911. Холст, масло. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Слева - Ольга Делла-Вос-Кордовская. На террасе. Чаепитие, 1910-е. Частное собрание, Москва.
В центре - Константин Коровин. Гурзуф. 1915. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Справа - Тит Дворников. У моря, около 1912. МРИ
Развитие импрессионизма в русском искусстве совпало с принципиальным пересмотром отношения к роли и месту этюда. Вспомним: еще в середине XIX века этюдам была отведена скромная роль подготовительной работы, недостойной того, чтобы покинуть стены мастерской. И хотя крупные коллекционеры, такие как Павел Третьяков или Михаил Боткин, охотились за выдающимися этюдами, например, за работами Александра Иванова, в целом этот вид живописи еще не был признан широкой публикой.

Василий Поленов первым показал свои этюды на передвижной выставке 1885 года, и то же советовал своим студентам, приглашая поработать на пленэре на дачу в Жуковке. В переписке художников находим много отсылок к выставкам этюдов - по ним судят о прогрессе своих друзей, в них видят поиски новых решений. Этюд для самих художников становится гораздо нагляднее законченной картины. При этом этюды русские импрессионисты практикуют в разных жанрах: Исаак Левитан продолжает линию «лирического пейзажа» Алексея Саврасова; Леонид Пастернак часто пишет членов своей семьи, а Филипп Малявин и Иван Куликов фиксируют на картонах сцены из крестьянской жизни.


Мария Якунчикова-Вебер: Аллея деревьев, 1898. Тигровые лилии, 1885-1900-е. Оба: Холст на картоне, масло. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова

Николай Тархов. Морской пейзаж с лодками, 1904. Дерево, масло. Частное собрание, Москва
Арнольд Лаховский. Сцена на реке, 1910-е. Картон, масло. Собрание Альбион Галереи

Николай Клодт. Набережная. Ялта, 1910. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Алексей Исупов. Пикник, 1915. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров



Серафима Блонская. Маки, 1903. Таганрогский художественный музей

Николай Клодт. Заросший пруд, 1910. Музей русского импрессионизма

Слева - Антонина Ржевская. Музыка. 1902-1903. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Жизнь балетных гримерных перед спектаклем — тема серии работ Зинаиды Серебряковой. Благодаря дяде, художнику и критику Александру Бенуа, Зинаида Серебрякова получила пропуск за кулисы, где могла делать зарисовки. Увлекалась балетом и старшая дочь художницы Татьяна: с 1920-х она училась в Петроградском хореографическом училище и выступала на сцене Мариинского театра. Татьяна вспоминала: «Мама купила балетные пачки, корсажи, трико, туфли — полное облачение балерины, — и сама надевала его, принимая перед зеркалом те или иные позы, необходимые для задуманных ею композиций. <�…> Она любила и ценила Дега, но в своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами».

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная (Балет П.И. Чайковского "Лебединое озеро"). Этюд для одноимённой картины, 1924. ГТГ
В отличие от Эдгара Дега, Серебрякова писала балерин не на сцене или во время репетиций, а в костюмерных и артистических уборных. Такой «интимный» подход был близок художнице, умевшей наблюдать и детский сон, и женскую работу в поле, и мытье в бане.

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет «Щелкунчик»). 1923. ГРМ
«Наиболее талантливым в числе современных живописцев» называл Илья Репин своего ученика Николая Фешина. Индивидуальная манера молодого живописца стала проявляться уже после ухода Репина из Академии художеств. Фешин свободнее экспериментировал с грунтами и красками, освоил широкую манеру письма, создавая на холсте «красочное тесто». Окончив Академию и побывав в пенсионерской поездке в Европе, Фешин начал преподавать в родной Казани. В этот период художник часто писал портреты знакомых, один из них — «Золотые волосы». Скорее всего, для работы позировала ученица художника.

Николай Фешин. Золотые волосы. 1914. Холст, масло. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Николай Фешин. Миссис Крэг. 1923. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Выпускник Мюнхенской и Санкт-Петербургской Академий художеств, ученик И.Е. Репина, И.Э. Браз имел славу одного из лучших мастеров портрета в русской живописи конца XIX-начала XX веков. Он часто бывал в Европе, подолгу жил в Голландии и Франции. Именно к "французскому" периоду (1907-1911) творчества И.Э. Браза относится одно из лучших его произведений "Портрет жены". Изображенная на портрете Лола Эдуардовна Браз, урожденная Ландсгоф, была дочерью Эдуарда Леонтьевича Ландсгофа и Шарлотты Ландсгоф, германских подданных еврейского происхождения. Ее отец - промышленник, купец первой гильдии, тайный советник, коммерции советник, главный акционер Санкт-Петербургского международного коммерческого банка и казначей Санкт-Петербургского общества германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам. Лола Браз слыла светской красавицей, была образованной и весьма талантливой художницей, ее связывала многолетняя дружба со своей соученицей по Петербургской гимназии Любовью Дмитриевной Менделеевой-Блок и Александром Бенуа, у которого она училась в Императорской Академии художеств. После ареста мужа И.Э. Браза в 1924 году по обвинению в скупке картин с целью продажи за границей и шпионаже, Лола Эдуардовна покинула Советскую Россию вместе с двумя сыновьями и остановилась у своих родственников в Германии. Воссоединились супруги в конце 1928 года, когда И.О. Браз был освобожден и ему разрешили выехать из страны. Обосновались Бразы в Париже, где успешно занимались живописью (в 1930 году состоялась персональная выставка И.Э. Браза в Париже). Иосиф Эммануилович был связан ещё и с торговлей антиквариатом, что приносило семье хороший доход.

Иосиф Эммануилович Браз. Портрет жены, 1907. Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Источники информации: материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах
Продолжение будет!