Вымирание Джеймсов Бондов как признак старения поколения
movie_rippers — 19.03.2021Джеймс Бонд – один из моих любимых сказочных героев. В раннем детстве на глаза постоянно попадались какие-то статьи или картинки из фильмов о нём, но посмотреть их было негде – власть не позволяла! Все фильмы считались антисоветскими и были строжайше запрещены на территории СССР. Но нелегальный рынок видеокассет из безвозвратно ушедшей эпохи VHS жил своей, отдельной от политбюро, жизнью, и наконец мне в руки попала кассета с надписью сбоку «Никогда не говори «никогда». Вот с этого всё и началось.
Бондиана – самая успешная в истории кино франшиза. В смысле долголетия. Более успешная, чем «Звёздные войны», «Индиана Джонс» и даже «Стар Трек»! В финансовом плане, разумеется, агент 007 не так прибылен, как Дарт Вейдер или мистер Спок, однако долговечнее уж точно. Бондиана – отдельное явление в истории кинематографа. По ней можно изучать историю развития и шпионского кино как отдельного жанра, и технологического прогресса вкупе с трансформациями моды в мире одежды и причёсок, и отношений между Западом и СССР/Россией.
После 1985 года, когда вымирающее политбюро ослабило хватку, кассеты с фильмами об агенте 007 стало достать гораздо проще, чем раньше, поэтому очень быстро почти все фильмы собрались у меня дома. К вопросу перевода фильмов я подходил очень выборочно – отбирались исключительно работы мэтров жанра – Василия Горчакова, Михаила Иванова, Леонида Володарского и Андрея Гаврилова. Все остальные переводчики отбраковывались. Исключения пришлось сделать лишь дважды. Первое – всё для того же «Никогда не говори «никогда». Как раз тогда я и узнал, что в «официальную» бондиану фильм не входит, поскольку снят был в результате продюсерских раздоров, когда права на уже экранизированную в 1965 году «Шаровую молнию» оказались у продюсеров Драйхёрста и МакЛори, и они выпустили новый фильм по тому же сценарию уже в 1983 году, пригласив на главную роль вновь Шона Коннери, который в роли Бонда не снимался уже двенадцать лет. Этот фильм попался мне в переводе великого Алексея Михалёва, поэтому возражать было просто бессмысленно. Второе – для самой первой картины, «Доктор NO», вышедшей в 1962 году. Найти её почему-то на кассетах оказалось делом крайне сложным, и когда, наконец, это событие всё-таки случилось, оказалось, что мне в руки попал очень редкий перевод Юрия Живова, тоже очень классного и профессионального переводчика. Так что я смирился с этим. Кстати, если кто-то интересуется темой перевода кино тех лет, есть прекрасный ресурс обо всех переводчиках эпохи VHS с образцами голосов и даже фотографиями - http://oltretomba.net/interpreters.html.
К переводу Живова впоследствии мне пришлось прибегнуть ещё раз – речь о фильме «Казино Руаяль» 1967 года. Разумеется, в «официальную» бондиану он тоже не входит, поскольку снят как пародия на бондовские фильмы, причём пятью режиссёрами, включая великого Джона Хьюстона. Продюсеры никак не могли найти подходящего постановщика, постоянно увольняя предыдущего и нанимая нового, в результате чего фильм склеили из отснятого совершенно разными людьми материала. В итоге получился полнейший сумбур и буффонада, хотя это, скорее, фильму даже на руку. Там даже Джеймсов Бондов два! Оригинального играет знаменитый английский актёр Дэвид Найвен, а клерка, который лишь изображает Бонда – не менее знаменитый и великолепный Питер Селлерс. На роль девушки Бонда, недолго думая, пригласили Урсулу Андресс, исполнительницу этой же роли из первого фильма - «Доктор NO». В остальном это полнейший кинокапустник, поскольку в картину заманили всех звёзд тогдашнего кинематографа – здесь вам и Орсон Уэллс, и Вуди Аллен, и Шарль Буайе, и Дебора Керр, и Уильям Холден, и Питер О'Тул, и Жан-Поль Бельмондо, и Жаклин Биссет, и даже сам Джон Хьюстон и его дочь Анжелика.
Самое интересное в истории бондианы – изучать развитие отношений между нашей страной и странами Запада, в первую очередь США. Да, несмотря на то, что агент 007 работает на британскую разведку, кино-то про него снимали в Голливуде на студии United Artists/MGM, хоть и с заметным британским влиянием. Имеющие изначально под собой литературную основу, фильмы эти к 80-м годам ушли далеко от первоисточника. К слову, произведения Яна Флеминга шедеврами никак не назвать. Я прочёл лишь два первых – «Казино Руаяль» и «Доктор NO», и этого мне хватило. Достаточно посредственная литература, тем не менее, нашла прекрасное воплощение в кино и прочно заняла там свою нишу. Именно тот случай, когда киноверсия спасает литературный оригинал. И, если в первом фильме, «Доктор NO», главным злодеем является маньяк-полукровка с Ямайки, основатель знаменитого СПЕКТРа, то уже в следующей картине Бонду предстоит столкнуться с СССР.
«Из России с любовью» вышел на экраны в 1963 году, когда ещё «работала» хрущёвская «оттепель», поэтому СССР здесь пока не враг для Запада. Главный враг – организация СПЕКТР, имеющая своих людей всюду, включая советскую разведку. Поэтому Бонд пока ещё сотрудничает с коммунистами, а его девушка – сотрудница советского консульства в Стамбуле Татьяна Романова. Кроме прочего, фильм прославился одной из лучших в истории мирового кино сцен драки в замкнутом пространстве с минимальной площадью – в купе поезда.
Дальше командор Бонд противостоит целой плеяде международных маньяков-террористов – Аурик Голдфингер («Голдфингер», 1964), Эмилио Ларго («Шаровая молния», 1965), Кананга («Живи и дай умереть», 1973), Франсиско Скараманга («Человек с золотым пистолетом», 1974), Карл Штромберг («Шпион, который меня любил», 1977), Хьюго Дракс («Мунрейкер», 1979), японские якудза («Живёшь только дважды», 1967), а также Эрнст Ставро Блофелд, глава СПЕКТРа, который присутствует почти в каждом фильме, становясь главным антагонистом Бонда в «На тайной службе Её Величества» (1969) и «Бриллиантах навсегда» (1971).
С наступлением 80-х и приходом в США к власти Рейгана риторика меняется – начинается активная фаза холодной войны. Первый переходный фильм этого периода – «Только для ваших глаз» 1981 года. Блофелда как устаревший атавизм убивают, и появляется генерал КГБ с оригинальной фамилией Гоголь (в 1987 будет ещё один генерал с не менее экзотичной фамилией Пушкин), пытающийся с Бондом сотрудничать. А дальше – эпоха полнейшей антисоветской клюквы с генералом-психопатом Орловым («Осьминожка», 1983) и двинутым бывшим агентом КГБ Зориным («Вид на убийство», 1985). Перестройка несёт свои веяния – в «Искрах из глаз» (1987) Бонд уже организовывает бегство на Запад советского генерала Коскова, а в «Лицензии на убийство» (1989) и вовсе забывает о существовании СССР, дни которого сочтены – сражается с мексиканской наркомафией.
Активно отмусолить уже постсоветскую тему Бонд берётся ещё лишь раз – в «Золотом глазе» (1995). Фильм частично даже снимался в России и своеобразно прощался с главным противником западного мира – Советским Союзом, хороня в лице его героев годы противостояния, безумие красных генералов и безжалостное отношение НКВД/КГБ к своим гражданам. С 1997 года враги Бонда – корейские коммунисты, международные синдикаты – кто угодно, но уже не Россия.
На примере развития бондовских сюжетов можно проследить целую человеческую жизнь. Ведь новости, которые слышны из телевизора или напечатаны в газетах, отражали свои эпохи. А Джеймс Бонд, живя на экране уже без малого шестьдесят лет, через все эти эпохи прошёл, становясь свидетелем и участником менявших мир событий. Пересматривая фильмы о непобедимом агенте 007, мысленно можно вернуться и прожить жизнь ещё раз.
Когда в 2017 году умер Роджер Мур, третий и, на мой взгляд, лучший исполнитель роли Бонда (единственный англичанин как никак; Коннери и Крейг шотландцы, Броснан ирландец, Долтон валлиец, а Лэйзенби и вовсе австралиец), я лишь с сожалением вздохнул. Когда недавно не стало измученного Альцгеймером Шона Коннери – задумался. Бонды начали массово вымирать – это значит, что моё поколение тоже стареет. На очереди Джордж Лэйзенби – ему за восемьдесят. А мы будем вновь пересматривать все серии бондианы, провожая её главных героев в мир иной. А вот насчёт ожидания новых серий — ну, теперь уже даже не знаю...