Вихрь над Польшей
vikond65 — 12.03.2023Ровно 85 лет назад, 12 марта 1938 года, впервые поднялся в воздух PZL-44 Wicher ("Вихрь") - первый и единственный скоростной пасажирский авиалайнер, разработанный и построенный в Польше. Этим самолетом поляки доказали, что они могут строить не только военные, но и гражданские машины, выглядящие вполне современно и не уступающие изделиям ведущих авиационных держав.
"Вихрь" успешно прошел испытания, продемонстрировав выдающиеся летные характеристики: максимальная скорость - 374 км/ч, крейсерская - 330 км/ч, потолок - 6000 м, дальность полета - 2200 км, пассажировместимость - 14 человек. Самолет был оснащен самым современым оборудованием: автопилотом, аппаратурой для слепых полетов, радиокомпасом, системой антиобледенения, обогревом и вентиляцией кабины экипажа и пассажирского салона.
Можно сравнить данные "Вихря" с характеристиками лучшего на тот момент советского пассажирского самолета АНТ-35 (ПС-35), разработанного в КБ Туполева. АНТ-35, на котором стояли двигатели той же мощности, что и на "Вихре", развивал максимальную скорость 372 км/ч, крейсерскую - 308 км/ч, потолок - 6700 м, дальность - 1430 км, салон вмещал 10 пассажиров.
Таким образом, показатели, в общем, схожи, но советская машина значительно проигрывала польской по дальности и пассажировместимости. Правда, у нее - более высокий потолок, но это было абсолютно не нужно самолету, не оборудованному гермокабиной и кислородными приборами. АНТ-35 в любом случае не мог возить пассажиров на максимальной высоте, поскольку уже на пяти-шести километрах у людей начинается гипоксия, то есть, кислородное голодание, а на 6,5 километрах она приобретает опасный характер, грозящий потерей сознания.
К сожалению. до серийного производства PZL-44 дело не дошло, потому что польская авиакомпания LOT предпочла купить американские десятиместные пассажирские самолеты Локхид "Супер Электра", которые оказались более дешевыми и экономичными за счет менее мощных моторов. К тому же, руководство компании решило, что 14 пассажиров - слишком много, хватит и десяти.
Правда, в середине 1939 года, фирма PZL все же сумела уговорить правление LOT заказать 10 экземпляров "Вихря" для дальних международных авиарейсов, но война и оккупация Польши поставили крест на этом контракте. Единственный прототип PZL-44 после начала боевых действий эвакуировали из Варшавы во Львов, где он был захвачен советскими войсками. Машину увезли в Союз и на этом ее следы теряются. Советские документы с упоминаниями о трофейном "Вихре" пока не найдены.
Кстати, хотя СССР никто не оккупировал, судьба АНТ-35 оказалась ненамного лучше. Самолет не был запущен в крупносерийное производство, так как ему предпочли копию американского "Дугласа" DC-3, которая выпускалась у нас под названием Ли-2. А туполевских машин построили всего 9 штук, включая прототип.
"Вихрь" с обозначениями авиакомпании LOT.
"Вихрь" в начале летных испытаний. На самолет еще не нанесены идентификационные коды, не установлено радиооборудование и система антиобледенения.
Фюзеляж "Вихря" до и после отделки и установки пассажирских кресел.
Советский аналог "Вихря" АНТ-35 на Парижском авиасалоне.
|
</> |