Вера и коварный предлог

топ 100 блогов anairos20.04.2023 Рассказывают, что однажды в некой московской гостиной встретились двое: студент технического института и убелённый сединами священник.

Студент, будучи, как и почти все студенты того времени, вольнодумцем, решил сразу расставить все точки над Ё и начал разговор прямо:

– Вы, батюшка, если что, имейте в виду – я в Бога не верю.

– Да и я тоже, – спокойно ответил священник.

– Это как? – опешил юноша.

– Очень просто. Что это за Бог, в которого вы не верите? Бородатый старик с дурным характером, сидящий на облаке и ради развлечения мучающий людей? Воображаемый друг, которого инфантильные люди придумали, чтобы снимать с себя ответственность? Олицетворение сил природы, которые человечество не могло ни изучить, ни контролировать? В такого Бога и я тоже не верю. Бог, в которого я верю – совсем другой.

– А какой же он тогда? – непроизвольно заинтересовался студент.

Собственно, с этого момента настоящий разговор и можно было считать начавшимся.


Вообще выражение «верить в...», а тем более вопрос «веришь ли ты в...» – невероятно коварный и обманчивый враг общения и понимания.

На первый взгляд кажется, что тут всё просто. Есть некий тезис. Ты либо с ним согласен, либо нет.

Но на самом деле ничего подобного. Неважно, о чём идёт речь – о Боге, инопланетянах, магии, глобальном потеплении – за вопросом кроется не тезис, который можно принять или отвергнуть. Там прячется сразу огромный комплекс представлений, и тебе предлагают заявить, что ты согласен (или не согласен) с ними всеми чохом.

Тебя спрашивают: «Веришь ли ты в Бога?».

На самом деле тебя спрашивают: «Веришь ли ты в того же Бога, что и я?».

Ответ «да» будет обозначать, что ты – единомышленник того, кто спрашивает. Ответ «нет» – что ты не согласен ни с чем из того, во что он верит.

Во времена Вселенских Соборов эту разницу понимали очень чётко. Тогда не спрашивали «веришь ли ты в Бога?». Тогда спрашивали «КАК веруешь?». И для ответа на этот вопрос уже недостаточно простого «да» или «нет». Там пришлось целый Символ веры составить и несколько веков уточнять его формулировки.

И то не помогло, между прочим.

Или вот взять астрологию и магию. Моё отношение к этим двум вещам различается диаметрально: я убеждён, что в магических верованиях и практиках есть немалое зерно истины, а вот астрология своё зерно утратила многие столетия назад, когда перестала быть наукой о составлении календарей.

Но если вы спросите, верю ли я в них, я буду вынужден ответить, как тот священник: в ту астрологию и в ту магию, в которую верите (или не верите) вы, я, скорее всего, не верю.


Как говорится, критикуешь – предлагай. И я предлагаю.

Откажитесь вовсе от вопроса «веришь ли ты в...», как и вообще от самой этой формулировки. Вместо неё спрашивайте «считаете ли вы, что...».

Считаете ли вы, что мир был сотворён всемогущим и всеблагим Богом?
Что вселенная возникла сама собой, а её законы – результат игры слепого случая?
Что каждый человек сам создаёт свой мир своими мыслями, словами и желаниями?
Что повышение среднегодовой температуры на планете вызвано нашими действиями?
Что научный метод – единственный путь к объективной истине?
Что Иисус Христос был реальным историческим лицом?

На все эти вопросы действительно можно ответить «да» или «нет».

И они действительно позволят вам кое-что понять о собеседнике – и о себе самом.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Роман Бутин (Roman Booteen) живет в Екатеринбурге и работает в «Сувенирной ферме Krikcentre 1852». Мужчина дает новую жизнь старым монетам, делая на них невероятную гравировку с секретами. Также мастер создает потрясающую резьбу на зажигалках Zippo. Фотографии своих работ Роман ...
Металлокружево уральских мастеров восхищает у нас в городе на каждом шагу,         зимой оно особенно выразительно.         И еще 20 фото... ...
Я КАТИЛ по парку, как увидал чрезвычайно приятную картину. Мимо проходила тётка. Позабыв, что народ здесь грибов не собирает, заговорил с ней, сказал: "Интересно, съедобные?". Она сказала: "Не думаю" и стала смотреть, не собираюсь ли сорвать грибы... Интересно, что за грибы? Надо ...
Имя этого человека встречается в истории Китая с двадцатых до семидесятых годов ХХ века постоянно. Он редко играет главную роль в том или ином историческом событии, занимает первые места во властной или партийной  иерархии. Но что бы ни случилось важного, на каком историческом ...
Как мы сможем колонизировать космос? Пределы развития. Для начала нам необходимо расстаться с иллюзиями о бесконечности Вселенной и её ресурсов. Она, конечно, бесконечна, но нам от этого не легче. Она недоступна. Более того, с каждой секундой доступная нам Вселенная уменьшается. ...