![Великое постсоветское расхождение Великое постсоветское расхождение](/images/main/velikoe-postsovetskoe-rashojdenie-088da4.jpg?from=https://novayagazeta.ru/static/records/dba6df758092458dae76ec44a0a1d453.webp)
Петр Саруханов / «Новая»
Петр Саруханов / «Новая»
С момента, когда красный флаг над Кремлем сменил российский
триколор, прошло три десятилетия — целое поколение. Но много лет
спустя мы продолжаем слушать рассуждения о катастрофе, постигшей
Советский Союз, и о том, что все надо было делать не так.
Забавно, когда о распаде СССР сокрушаются люди, которые в
новой России стали министрами, миллиардерами, а то и теми и другими
одновременно. Это все равно, как если бы в СССР в 1947 году члены
сталинского Политбюро наперебой говорили бы о крахе Российской
империи и о том, как им хорошо жилось при царе-батюшке.
В конце 1979 года ленинградский писатель и философ Игорь
Ефимов опубликовал во Франкфурте книгу «Без буржуев», в которой
описал реалии социалистической экономики — опираясь исключительно
на документы и материалы, открыто опубликованные в советской
печати. Картина получалась безрадостная, в то время все уже
понимали, что со строительством коммунизма в отдельно взятой стране
что-то пошло не так.
В последней главе своей книги Ефимов рассуждает о том, что могло бы произойти, если бы СССР начал рыночные реформы. И дает такой прогноз:
«…в нашей огромной державе корпоративно-рыночное хозяйство привело бы к еще более стремительному перекосу всего экономического корабля. Прибалтика и Закарпатье начали бы богатеть, Средняя Азия — нищать, на Кавказе корпорации приобрели бы мафиозный характер. Вдобавок к экономической неэффективности вы получили бы спонтанные волны насилия. Миграция населения из нищающих районов в богатеющие достигла бы таких угрожающих размеров, что центральная власть вынуждена была бы вообще запретить всякие переезды…».
Тридцать лет спустя, после того как республики бывшего СССР пошли к
капитализму — каждая своим путем, мы можем оценить, насколько
оправдался этот прогноз.
Для этого проще всего воспользоваться данными Международного
валютного фонда, ведущего статистику подушевого ВВП, выраженного в
долларах. Для ориентира сравним показатели стран бывшего СССР с
китайскими — ведь КНР до сих пор воспринимается многими как образец
экономической трансформации.
В начале 1990-х среднемировой показатель подушевого ВВП не превышал $5000. Экономика всех постсоветских республик «провалилась» ниже этого уровня и оставалась такой до начала 2000-х —
несмотря на разную политику и различный экономический потенциал.
«Бедными», оказались все, а на траекторию роста бывшие республики
СССР вышли только через десять лет после 1991 года.
Первой страной, которая смогла в 2003 году превысить
среднемировой уровень в $6240, оказалась Эстония — ее подушевой ВВП
составил $7220. За ней следовали Литва ($5500) и Латвия ($5110). На
четвертом месте оказался, что неожиданно, Туркменистан ($4190), а
Россия — только на пятом, с подушевым ВВП $3200.
Азербайджан ($880) отставал и от Грузии ($1030), и от Армении
($920). В странах Средней Азии, за исключением Туркменистана и
Казахстана, подушевой ВВП не превышал $500. В Украине он составлял
всего $1060 — почти вдвое меньше, чем в Белоруссии ($1900). Почти
такого же результата — $2060 — достиг Казахстан. Интересно, что
Китай в это время оставался бедной страной — $1280 подушевого
ВВП.
Но тут цены на нефть начали расти. И уже в 2008 году картина
выглядела иначе. Среднемировой показатель подушевого ВВП вырос в
полтора раза, до $9600. Эстония превысила его в два раза, ее
подушевой ВВП составил $18300. Латвия ($16400) опередила Литву
($15000), и в целом размер экономики балтийских стран за пять лет
вырос втрое.
Россия достигла еще более выдающегося результата — $12500,
рост почти в четыре раза. Казахстан вышел на пятое место с
результатом $8350, Туркменистан оказался на шестом — $7450,
Белоруссия росла такими же темпами, как ее балтийские соседи — до
$6600. Азербайджан разогнался стремительно — $5600, показав
шестикратный рост. Украина и Армения почти сравнялись — по
$3900.
Китай был все еще беднее их всех — его подушевой ВВП составлял $3450.
После кризиса 2008 года мировая экономика восстановилась, но темпы
этого восстановления для постсоветского СССР оказались очень
разными.
В 2013 году страны Балтии вернули себе все, потерянное в
кризис. Россия вышла на второе место, Казахстан держался на пятом
месте. Туркменистан замедлился, на прежний уровень вернулась
Украина и примерно на том же уровне оказались экономики Армении и
Грузии. А вот Китай за пять лет смог вырасти вдвое — до
$7000.
Следующие пять лет дорого обошлись всем постсоветским странам
— кроме балтийских.
Эстония ($23100) вдвое превысила среднемировой показатель
($11500), ей уступали Литва и Латвия. А подушевой ВВП РФ оказался
ниже среднемирового — $11300 — граждане лишились больше четверти
благосостояния. Украина потеряла $900 подушевого ВВП, а Казахстан —
$4000 — тоже четверть благосостояния.
Грузия ($4700) и Армения ($4200) смогли сохранить свой
прежний уровень или даже его повысить. Благосостояние Узбекистана
сократилось на треть (с $2400 до $1600), а Белоруссии — с $8000 до
$6500. Туркменистан оказался богаче — $7000. (Китай также продолжил
расти — $9850.)
Чего нам следует ожидать в 2022 году? Прогноз МВФ четко показывает, где на постсоветском пространстве проходит граница между «первым» и «вторым» миром.
Среднемировой уровень подушевого ВВП достигнет $13100, Эстония достигнет отметки в $29400, Литва — $24200, Латвия — $21500. А вот Россия продолжит замедляться — и по отношению к миру, и по отношению к соседям — ее подушевой ВВП составит $11700. Китай обгоняет Россию — у него $13000, и это почти среднемировой показатель.
Какие выводы мы можем сделать, глядя на эти цифры, вспоминая, как на самом деле «устроены» постсоветские страны? Еще в 2011 году российский экономист Сергей Журавлев, анализируя достижения и провалы экономик постсоветских государств, выделил три фактора, обеспечивающих экономическую состоятельность таких стран:
Четыре «петрократии» — Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и
Российская Федерация ни за двадцать, ни за тридцать лет не
придумали ничего, что избавило бы их от сырьевой зависимости, и
заняли место в самом низу международных производственных цепочек.
Это место не означает бедность, но и не дает людям шансов на
богатство — за исключением богатства элит, у которых просто не
может быть мотивации ни к какому развитию — свою главную задачу они
видят в сохранении личного благосостояния и передаче его по
наследству.
Поскольку никаких институтов, гарантирующих собственность,
элиты в «петрократиях» за тридцать лет создать не смогли, передать
свою собственность наследникам они смогут только вместе с властью.
Здесь, кстати, у таких режимов появляется уязвимое место
—
правящие дедушки-генералы будут передавать власть и деньги сыновьям и даже внукам, не пуская к вершинам условных «майоров и полковников», призванных охранять процесс этой передачи.
И как раз наемные охранители могут оказаться самой нелояльной
прослойкой общества.
Тем, у кого не было сырья, пришлось рассчитывать на
иностранный капитал — а значит, создавать институты, гарантирующие
права этого капитала. Независимый суд, разделение властей, смена
правительств и так далее… По этому пути пошли страны Балтии, а
потом Грузия, Армения и Молдова (она смогла за 15 лет, с 2006 по
2021 год, увеличить свой подушевой ВВП с $1200 до $4800). Практика
показала, что это дает результаты — но «на длинной дистанции», и
далеко не сразу.
Вариант номер три — жесткий авторитаризм и ручное управление.
Это пример Узбекистана на протяжении почти 25 лет, и Белоруссии.
Да, это работает — особенно, когда ваша небольшая страна
интегрирована с одной из «петрократий» — либо через капитал, как
Белоруссия, либо «через труд», как Узбекистан.
Почему в этом списке нет Таджикистана и Кыргызстана? Потому,
что им не повезло еще в СССР — в этих странах доля сельского
хозяйства в ВВП превышала долю промышленности, у них просто не было
своего производства. А это плохое условие для самостоятельного
экономического старта в конце ХХ века — вот и подушевой ВВП у них
оказался «как в Африке» около $1000.
А как же Украина, спросите вы — настоящая звезда экономики СССР, у
которой, казалось, было всё, для экономического рывка? Как
получилось так, что она оказалась в «отстающих»? Например, по
данным МВФ на октябрь 2021 года подушевой ВВП РФ составлял $11 273
(63-е место в мире, между Болгарией и Малайзией), а подушевой ВВП
Украины составлял $4384 (109-е место в мире, между Иорданией и
Маршалловыми островами).
Разрыв в доходах украинцев и россиян далеко не так
значителен, как можно подумать. Если подушевой ВВП РФ больше
подушевого ВВП Украины в 2,6 раза, то и зарплата украинского
работника должна быть в 2,6 раза меньше российской? Это не
так.
Реальные доходы людей лучше всего отражает так называемая
«медианная зарплата» — 50% работников получают меньше этой суммы,
50% — больше этой суммы. Можно сказать, что медианная зарплата —
это «зарплата среднестатистического человека».
В России официальную медианную зарплату Росстат впервые рассчитал
только в этом году — по итогам 2020 года она составила 32422 руб.
($430). Средняя зарплата — почти в полтора раза больше — 51352 руб.
($690). С учетом теневой занятости среднемесячный трудовой доход в
2020 году составил около 42400 руб. ($570), считает Росстат. За
2021 год официальных данных нет, но, согласно исследованию
«СберИндекса» и «Работы.ру», медианная зарплата выросла примерно на
9%, то есть сейчас она составляет около 35 000 руб. ($470).
«Медианная зарплата» ближе к реальным доходам «обычного
человека» потому, что «средняя зарплата» учитывает экстремальные
заработки топ-менеджмента. Чем больше разрыв между средней и
медианной зарплатой — тем выше разница в доходах высшего класса и
всех остальных.
По данным Госкомстата Украины, средняя зарплата в стране
составляет 14045 гривен ($520), в Киеве — 20000 гривен ($740).
Медианную зарплату в стране украинские статистики оценивают
примерно в 70% от средней зарплаты, получается $364.
Это, конечно, на $100 (в 1,3 раза) меньше, чем в РФ. Но это
не такой драматичный разрыв, как можно предположить, сопоставляя
размер украинского и российского подушевого ВВП.
И вот здесь, скорее всего, и спрятан ответ на «украинскую
загадку». Украина не имела преимущества в виде сырьевых ресурсов, а
значит, согласно гипотезе Сергея Журавлева, могла опираться или на
авторитаризм, либо на привлечение иностранного капитала, требующего
развитых общественных институтов. И если бы такие институты были
созданы — эта страна смогла бы стать впечатляющим примером для
всего постсоветского пространства.
Но даже сейчас мы видим, что
украинский работник получает большую долю национального дохода Украины, чем российский работник — долю национального дохода России.
Это, безусловно, связано и со структурой экономики, конечно же (в
РФ есть сырьевой сектор с его супердоходами, в котором занято
немного людей). Но труженик в РФ мог бы претендовать и на большее.
Если бы Россия опиралась на «труд», а не на «ренту».
Дмитрий Прокофьев,
специально для
«Новой»
|
</> |