Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II

топ 100 блогов architectstyle06.11.2023 Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II

Идём дальше, церковь Никиты Мученика

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 01.jpg

По мне, так очень странное сооружение. В 1557 году по распоряжению Ивана Грозного выстроили каменную, большую, трехнефную, шестистолпную церковь. Около неё был сооружён государев двор с многочисленными службами подворья. Ивану Грозному нравилось это место, где он недолго жил с сыновьями Иваном и Фёдором в начале 1570-х гг.
В 1722 году с запада был пристроен притвор (воссоздан в ходе последней реставрации 2000-х годов). Вот из-за этого притвора церковь и выглядит особенно странной. Но у неё и без того есть свои особенности.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 02.jpg

Будучи построена по царскому заказу, церковь Никиты Мученика, как в общей композиции, так и в декоративных частностях отмечена новым для Новгорода влиянием московского зодчества. В противоположность классическому стилю новгородских храмовых построек XV века, наличие подклета под зданием церкви подчёркнуто не только карнизом, но и двумя ярусами декоративных арок на апсидах. На восточном фасаде здания хорошо сохранился декор с плоскими пилястрами, стянутыми небольшими килевидными арками.
На юго-восточном углу (фото выше), в один ряд с апсидами расположена массивная колокольня. В её нижнем этаже размещалась церковь-придел «Феодосий иже под колоколы».

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 03.jpg

К северо-западному углу основного здания храма (фото выше) примыкает небольшой однокупольный объём - это придел Николая Чудотворца.
К сожалению, с тех пор, церковь Никиты полностью не сохранилась. В прошлом, видимо, это был трёхнефный шестистолпный, предположительно пятиглавый храм. Ни древние своды, позже заменённые деревянными перекрытиями, ни малые купола не сохранились.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 04.jpg

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 05.jpg

Церковь Бориса и Глеба в Плотниках

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 06.jpg

Храм возведён в 1536 году на месте более древней церкви.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 07.jpg

Церковь Бориса и Глеба по своему плану близка к новгородским памятникам XIV века. Очевидно, древний храм, на месте которого строилась новая церковь, не был разрушен полностью. Фундаменты предопределили архаизм плана новой постройки. Но этим и ограничивается роль древней традиции в сложении архитектурного облика церкви Бориса и Глеба, целиком связанного с новыми веяниями, характерными для новгородского зодчества XVI века. Об этом свидетельствует необычное в новгородском зодчестве XII—XV веков пятиглавие храма и завершение фасадных членений декоративными килевидными арочками, сочетающееся со щипцовым покрытием каждого членения, а также многократно повторённый поясок из пятиугольных плоских двухуступчатых нишек на барабанах и апсиде храма.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 08.jpg

Храм расположен в северо-западном углу Плотницкого конца Торговой стороны, на правом берегу Волхова.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 09.jpg

А в 160 м к северу находится Церковь Иоанна Богослова на Витке.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 10.jpg

Каменная церковь Иоанна Богослова была заложена в 1383 году непосредственно за кольцом Окольного города, в урочище Радоковицы, у места где в прошлом в Волхов впадала маленькая речка Витка.
Представляет собой трёхнефную, одноапсидную, однокупольную прямоугольную в плане постройку. Здание повторяет характерные черты новгородского зодчества 2-й половины XIV века. В стенах церкви имеется несколько каменных закладных крестов, типичных для новгородских церквей начиная с середины XIV века.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 11.jpg

В древности фасады храма имели трёхлопастные завершения, позже были заменены щипцами, по которым была положена восьмискатная кровля. В XVI веке с запада был пристроен каменный притвор с тёплым Успенским приделом, на фундаменте которого в XVII—XVIII веках была сооружена пристройка с небольшой звонницей.
Первоначально церковь являлась главным храмом небольшого Богословского женского монастыря. Монастырь был упразднен в 1764 году.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 12.jpg

Помещения церкви использовались как склад располагающейся рядом лодочной станции. Существующая и сегодня лодочная станция не позволяет нормально отснять фасады храма. Так, я не смогла сфотографировать звонницу. С воды кое-что видно, но не в полном объёме.
В 1952 году была проведена реставрация под руководством архитектора Любови Шуляк.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 13.jpg

В ходе работ на южном фасаде был раскрыт и восстановлен заложенный в XIX веке древний перспективный портал. Над порталом была выявлена композиция из трёх окон с двумя узкими нишами между ними.
В настоящее время церковь является действующим старообрядческим приходом.

И ещё одно место, которое мы посетили в тот день - Деревяницкий монастырь

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 14.jpg

Монастырь известен с 1335 года. Согласно описи 1583 г. в монастыре находились каменные Воскресенский и Успенский храмы, а также деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной. Во время шведской оккупации Новгорода в 1611-1617 гг. монастырь был «разорен до основания». Также известно, что к кон. XVII в. многие монастырские постройки были ещё деревянные.
С 1694 г. велись каменные строительные работы.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 15.jpg

В 1694 г. был разобран каменный Воскресенский собор. На строительство подряжаются две артели каменщиков: Фомы Алексеева из Костромского уезда и Никиты Киприянова из Ярославского уезда. Однако в 1697 году уже достроенная церковь рушится до основания. В 1698 - 1699 гг. по благословению Новгородского митр. Иова на месте рухнувшего был возведен новый собор, сохранившийся до настоящего времени.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 16.jpg

Воскресенский собор представляет собой монументальное 5-главое строение, окруженное с 3 сторон невысокими галереями, оканчивающимися 2 симметричными приделами с восточной стороны. Его плановое решение и архитектурные формы отличаются строгой симметрией и геометрической правильностью. Особенностью собора является 2-столпная конструкция сводчатого перекрытия интерьера с центральным барабаном, расположенным строго на оси столбов. Такое решение нетипично для позднесредневековой русской архитектуры. От столпов на восток и запад стены перекинуты мощные подпружные арки, которые служат основанием для лотковых сводов, прорезанных 5 барабанами. Приделы перекрыты коробовыми сводами и отделены от галерей арочными проемами. Отсутствие апсидных выступов у приделов объясняется тем, что они были возведены на фундаментах «палаток и папертей» предыдущей постройки.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 17.jpg

Фасады основного объема разделены плоскими лопатками, переходящими на уровне окон в парные полуколоннки. Венчает фасады фриз из кокошников, украшенных в XVIII в. живописными композициями. При украшении порталов, наличников окон, тяг, карнизов использовано около 50 типов профилированных кирпичей. Это валики, полочки, гуськи, шары, балясины, розанчики, халы и т. д. Оконные проемы основного объема обрамлены полуколоннками, разорванными навершиями изогнутой формы. Узор наличников западной галереи напоминает памятники Каргополья кон. XVII в.

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 18.jpg

Воскресенский собор представляет собой образец искусства переходного периода, в котором объединены древнерусские традиции и нововведения, связанные с влиянием нарышкинского стиля; к числу последних можно отнести граненые формы апсиды и барабанов, а также форму наличников основного объема.

Церковь Успения (во имя Коневской иконы Богоматери)

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 19.jpg

К 1725 г. была построена трапезная палата с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы (с 1853 в честь Коневской иконы Божией Матери) и колокольней. Кубическая одноглавая церковь с обширной полуциркульной апсидой перекрыта крестовым сводом, имеет 8-скатную кровлю. С запада к церкви примыкает протяженный трапезный корпус. Его вост., квадратная в плане часть представляет собой одностолпные палаты, зап. - сени. Церковь и трапезная возведены в традициях позднесредневек. рус. зодчества, декор отличается сдержанностью, его основным элементом являются наличники в виде полуколоннок с бусинами и килевидными завершениями. 5-ярусная колокольня имеет открытый восьмерик звона; первоначальное шатровое завершение было заменено в нач. XIX в. барочной кровлей со шпилем в завершении. Архитектурное оформление колокольни (рустованные лопатки, выделяющие углы верхних ярусов, прямоугольные оконные проемы, обрамленные профилированными рамками) выдержано в скромных формах петровского барокко.

Ансамбль с востока

Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть II 20.jpg

О монастырском комплексе свидетельствует опись 1764 года. Два каменных храма в центре монастыря, колокольня и деревянная надвратная церковь, построенная к 1764 г. на месте сгоревшей, составляли полностью обновленный треугольник архитектурных вертикалей. Также имелись настоятельские кельи, два братских корпуса, поварня, квасоварня, солодовня, сушило, амбары, кузница, две бани. Сады с яблонями и вишнями дополняли живописный облик монастыря. За пределами рубленной ограды с шестью башнями располагался комплекс хозяйственных строений: конюшенный и коровий дворы, гумно с ригой, амбар, две ветряные мельницы. В 1920 г. Деревяницкий монастырь был упразднен...
В 1964-1973 гг. НСНРПМ произвела в памятниках комплекс научно-исследовательских, проектных и восстановительно-реставрационных работ. Однако, на сегодняшний день результаты реставрационных работ 1965 года уже почти незаметны: купола обветшали и зияют дырами, штукатурка со стен во многих места сошла, а стёкла почти все разбиты.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
К ним можно относиться по-разному, но нельзя не признать их целеустремленности и эффективности, иногда (как сейчас) доходящих до полной безжалостности. Борцам с глобальным потеплением - респект! Но... Я не прошу их остановиться -- понимаю бесполезность просьб. Но хоть скажите, до каких ...
Вздыхает, докладываю. Кошка смачно жует сухую гортензию каждую ночь. У Маруси болит глаз, после операции, и рука после падения. У меня болит нога, после втемяшивания в меня сраного сноубордиста. У Летчега и Младенца не болит ничего, но у них вечное воспаление хитрости :) Таким ...
Оказывается, в Турции среди простого народа сильно убеждение, что землетрясение 5 февраля — это не природное явление, а результат удара секретного оружия США. В качестве доказательства приводится такая цепочка «совпадений»:   27 и 30 января посольство США в Турции выпускает ...
Совсем недавно вся страна читала про серию арестов ростовских судей. Как вы думаете, перебила эта серия арестов тягу к новым свершениям в сердцах их оставшихся на воле коллег? Нет? Ответ правильный! И ещё один вопрос? Что считается основанием для насильственного помещения в психушку? В ...
Конечно, после первой поездки (ну ладно-ладно, в далеком 2005 году я приезжал в Дубровник из Черногории, так что вторая) в Хорватию писать большой вводный пост - это как-то неловко. Поэтому напишу малый. Начну с главного. Хорватия только на карманном глобусе кажется маленькой страной. На ...