рейтинг блогов

Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.

топ 100 блогов architectstyle31.10.2023 Теги: Кончаловский                       Большая Садовая ул. Часть 5. Доходный дом Пигита. Окончание.
   Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

    История дома №10 на Большой Садовой настолько обширна, что в один пост она не уместилась, поэтому окончание рассказа о нем здесь. В прошлой части я рассказала о его владельцах, а в этой части мы поговорим о его знаменитых жителях и их гостях.
   О том, что в этом доме с конца 1921 г. по 1924 г. жил писатель М.А. Булгаков известно практически всем, поэтому о нем совсем коротко, а в основном мой рассказ будет посвящен другим известным жильцам этого дома.
Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.

    Редкий жилой дом может похвастаться, что в нем находятся сразу три музея, два из них, как многие из Вас знают, посвящены Михаилу Булгакову и героям его произведений, а недавно открылся третий. посвященный художнику Кончаловскому П.П.
   Войдя через арку во двор дома сразу бросается в глаза ряд скульптур и барельефов, изображающих героев произведений М. Булгакова. Они установленных перед входом в Музей-Театр "Булгаковский Дом".
                           Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    Этот частный музей открылся здесь первым.
                          Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    Эти скульптуры и барельефы появились тут через несколько лет, после открытия этого музея.
                          Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    Это работы скульптора А.И. Рукавишникова, не одно поколение которого снимало здесь мастерскую, об этом ниже.
                          Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
   Скульптура "бывшего регента" Коровьева и Кота Бегемота из знаменитого романа "Мастер и Маргарита".
                          Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    Это далеко не все работы А. И. Руковишникова, посвященные этому роману. Он также изваял в свое время Мастера и Маргариту и волшебную машину с шофером-грачом, доставившую героиню романа на весенний бал полнолуния. Я их фотографировала, когда мастерская скульптора находилась на ул. Б. Молчановка, а сейчас, как пишут в интернете, они переехали во двор Земляного Вала, где сейчас находится мастерская скульптора.
    Но сам Михаил Афанасьевич Булгаков жил в соседнем подъезде. Сначала в "нехорошей" квартине №50, а затем, совсем недолго, с августа по ноябрь 1924 г. в квартире №34.
    В "нехорошей" квартире №50, также описанной во многих произведениях М. Булгакова, несколькими годами позднее тоже открылся музей им. Булгакова.
    Воссозданные интерьеры комнаты М. Булгакова в "нехорошей квартире".
Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
     Как я уже писала в прошлой части, три жилых корпуса дома Пигита соединялись с секцией художественных мастерских.
Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    Одним из первых художественную студию № 38 в этом доме арендовал меценат, коллекционер русского и западного искусства, а также редактор-издатель знаменитого журнала "Золотое руно" Николай Павлович Рябушинский (1877–1951).
    Семенова в книге "Московские коллекционеры" пишет - "Высокий, белокурый, с бородкой янки", любитель живописи и сам немного живописец, он собирал новое французское искусство вперемешку со старым западным и восточным... Борис Пастернак долго не мог забыть дурманящего аромата гиацинтов в полутемных залах "Салона Золотого руна". К цветам у этого "плейбоя русского мира" вообще было особое пристрастие: полосато-желтый пиджак Рябушинского неизменно украшал розовый бутон в петлице, а его столик в ресторане "Эрмитаж" на Трубной, где он имел обыкновение обедать, – тропические орхидеи".
    В этой же мастерской Рябушинский пытался покончить жизнь самоубийством. Газета "Новая Русь" писала 12 сентября 1908 г. - "Рябушинский из револьвера-браунинга выстрелил себе в грудь, пуля прошла навылет, задев легкое. Степень опасности врачами точно не определена, однако врачи надеются, что жизнь его будет спасена".
    По Москве ходили слухи, что стрелялся он из-за  несчастной любви к Ольге Васильевне Грибовой, жены текстильного фабриканта Грибова Алексея Назаровича.
                                      
                                  Грибова Ольга Васильевна.
                                                                Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    Рябушинский был не единственной ее жертвой, намекали, что ее кокетство могло оказаться поводом и к самоубийству Григория Щукина - сына известного купца и коллекционера Сергея Ивановича Щукина.
    А в 1910 г. она сама покончила жизнь самоубийством, став участницей запутанного любовного треугольника, жертвами которого кроме нее стали и два ее любовника содиректор Барановской мануфактуры Николай Михайлович Журавлев и нефтепромышленник-миллионер Тарасов Николай Лазаревич (эта история хорошо известна и описана во множестве источников, например, здесь).
    Следующим владельцем этой же студии на третьем этаже с 1910 г. стал художник Петр Петрович Кончаловский.
                                             Кончаловский П.П. Автопортрет в сером. 1911 г.
                                Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    В том же, 1910 году, было организовано художественное общество "Бубновый валет". Главными участниками которого стали Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов и Илья Машков. Художники отвергали традиции как академизма, так и передвижничества. Основная манера бубновалетцев была соединением кубизма и традиций русского народного творчества – лубка. В 1912 г. открылась выставка этого общества.
                                                 Фотография афиши выставки общества “Бубновый валет”. 
                                Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    Общество быстро стало очень популярным, равно как и место встречи участников. В результате в доме перебывало множество знаменитых людей. Ф.И.Шаляпин, А.В.Нежданова, Б.Пастернак, А. Толстой, Вс.Иванов, С. Маршак, актеры И.Москвин, Б.Ливанов, композитор С.Прокофьев, скульптор С.Коненков. Это все были друзья П.Кончаловского.
    А в 1912 г. в дом Пигита в четырехкомнатную квартиру №24 на пятом этаже переехала и семья Петра Петровича - жена Ольга Васильевна (дочь художника В.И. Сурикова) и их дети Наталья и Михаил. Их он изобразил на семейном портрете, написанном в его мастерской. Правда, это уже была мастерская №40, этажом выше, в которую он переехал в 1917 г. А из этой мастерской №38 Петр Петрович Кончаловский в 1914 г. ушел на фронт, и как вспоминает в своей книге его дочь Наталья - мастерская эта два года пустовала.
    В мастерской. Семейный портрет. 1917 г.
Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
     В это время семья художника продолжала жить в доме Пигита в квартире №24. В ней работал художник Василий Иванович Суриков, когда гостил у своей дочери. Во время Первой мировой войны он провел здесь две зимы. Тут им был написан автопортрет и  тут он начал работать над эскизом к картине "Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря".
                                                                         Суриков В.И. Автопортрет. 1915 г.
                            Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    Это были последние месяцы жизни Сурикова. Подниматься на пятый этаж без лифта ему было трудно и он переехал в гостиницу "Дрезден", где и скончался в марте 1916 г. Литургию служили у дома на Большой Садовой.
    Кончаловский же после возвращения с фронта вскоре переехал в мастерскую №40. Эта мастерская изображена на множестве полотен, в т.ч. и на "Семейном портрете", представленном выше.
     В 1920-е годы начались уплотнения, и семья Кончаловских была вынуждена покинуть квартиру №24 и поселиться в этой мастерской. Конечно, было тесновато, ведь здесь Петр Петрович не только работал и жила его семья, но тут же принимали и гостей. В этой же мастерской стоял семейный рояль, на котором играли многие известные музыканты, когда здесь проходили домашние концерты. Среди них были такие известные пианисты, как Карло Цекки, Александр Боровский и Владимир Софроницкий. Портрет последнего Петр Петрович написал в 1932 г.
    Кончаловские прожили в этом доме до 1937 г., пока не переехали в квартиру на Б. Конюшковской улице. Однако, эту мастерскую Кончаловские занимали до 1990-х годов, т.к. их сын Михаил тоже был художником и работал тут.
    Михаил Петрович Кончаловский, живописец, график. В 1924-1930-х гг. учился во ВХУТЕИНе в мастерских А.А. Осмеркина, И.И. Машкова. Преимущественно писал натюрморты и пейзажи.
                                    Открытка. Кончаловский М.П. Псковский кремль со стороны реки Великой.
Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
     Михаил Петрович покинул эту мастерскую только в 1996 г., когда в ней начал протекать потолок, а стены покрылись плесенью и грибком.
     Его сестра - Наталья Петровна, и дочь Петра Петровича во втором браке была замужем за знаменитым детским писателем Сергеем Михалковым, от брака с которым у них родилось двое ныне знаменитых сыновей, ставших кинорежиссерами Анрон (Андрей) Кончаловский и Никита Михалков, т.ч. не исключено, что они все тоже бывали в этой мастерской.
    В 2017 г. в ней открылся музей П.П. Кончаловского.
    А прежнюю мастерскую П.П. №38 в мае 1920 года получил  художник, авангардист, график, театральный художник Георкий Богданович Якулов.
   Интересно, что его портрет еще в 1910 г. написал П.П. Кончаловский, возможно, как раз в этой мастерской №38.
                                                    Кончаловский П.П. Портрет художника Г. Б. Якулова - 1910
                              Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
     Георгий Богданович Якулов — один из самых ярких театральных художников Москвы, он создавал декорации для авангардистских спектаклей, готовил декорации и костюмы для балета Дягилева "Стальной скок" в Париже и даже выступил соавтором либретто к этому балету.  Работал над оформлением знаменитых московских кафе, иллюстрировал поэтические сборники, писал теоретические труды об искусстве.
   В своих воспоминаниях театральный художник Валентина Ходасевич назвала Якулова "некрасивым красавцем", который запросто покорял женщин.
        Афиша к открытию кафе "Питтореск" на Кузнецком мосту. Считается, что на афише изображена будущая жена Георгия Якулова Наталья Юльевна Шиф.
                              Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
     Его жена Наталья Юльевна Шиф была одной из первых русских манекенщиц и обладала невероятно красивой фигурой. Первая жена Михаила Булгакова Татьяна Лаппа вспоминала - «…Рыжая и вся в веснушках. Когда она шла или там на машине подъезжала, за ней всегда толпа мужчин. Она ходила голая… надевала платье прямо на голое тело или пальто, и шляпа громадная. И всегда от нее струя очень хороших духов".
    Наталья Юльевна была мастерицей закатывать буйные вечеринки и в этой мастерской всегда толпилоь множество народа. Здесь бывали режиссеры: В. Мейерхольд, А.Таиров; поэты и писатели: В. Маяковский, А. Белый, Ф. Сологуб, Ю. Олеша, А. Луначарский - будущий нарком просвещения;  актеры В. Качалов, А. Степанова, А. Коонен; балерина Е. Гельцер и многие, многие другие. Именно здесь познакомились Айседора Дункан и Сергей Есенин.
    Французский сенатор де Монзи назвал мастерскую Якулова "караван-сараем монпарнасского типа". Эта мастерская Якуловых послужила прообразом декораций к пьесе Михаила Булгакова "Зойкина квартира", которую он написал в 1925 году. После премьеры, прошедшей в театре Вахтангова, за мастерской закрепилось это название. А главная героиня пьесы, Зоя Пельц, по утверждениям исследователей творчества Булгакова, "списана" с жены художника. Позже Наталья Юльевна Якулова выступила и прообразом Геллы в романе "Мастер и Маргарита".
    По воспоминаниям художника Осмеркина А.А. - "Якулов знал, что смерть собирается к нему в гости. И за несколько дней до ее  прихода сказал: "Александр Александрович, оставляю вам завещание. Только  обязательно его выполните: каждую неделю поминайте меня. В веселой  компании… С вином и музыкой…".  После его смерти мы свято выполняли завещание. Раз в неделю компания  вхутемасовских профессоров во главе с ректором Равделем собиралась в  извозчичьей чайной Горячева в районе Петровского парка. Приходили в чайную  цыгане. Мы их угощали вином, а они нас развлекали гитарой и долго  веселившими душу песнями...".
    В 1929 году после смерти Георгия Якулова в мастерской начал работать его последователь и ученик — театральный художник Семен Иванович Аладжалов.
    Семен Аладжанов "Эскизы театральных костюмов"
Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    С домом Пигита связаны имена имажинистов В. Шершеневича, А. Мариенгофа, А. Кусикова. В одной из квартир жила мать поэта Вадима Шершеневича, оперная артистка Львова. Она же была редактором и издателем альманаха имажинистов «Мезонин поэзии».
    С 1937 года мастерскую №36 занимала династия скульпторов Рукавишниковых. Первым ее владельцем был скульптор Митрофан Сергеевич Рукавишников, потомок известных нижегородских купцов, дипломант Римской академии искусств. Затем здесь работал его сын, скульптор Иулиан Митрофанович Рукавишников, выпускник МГАХИ им. В. И. Сурикова, одна из наиболее известных его работ в Москве - памятник И. В. Курчатову на площади имени Академика Курчатова. А до МГАХИ он учился в летной школе, где его сокурстником был Василий Сталин. Тут же работала его жена - скульптор Ангелина Николаевна Филиппова.
    Иулиан Рукавишников с женой в мастерской на Большой Садовой. Фото 1949 г.
Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    В конце 1960-х годов в мастерской на Большой Садовой начинает работать сын Иулиана Рукавишникова скульптор Александр Иулианович Рукавишников. К наиболее известным его работам относятся памятники: М. Шолохову на Гоголевском бульваре, Ф. Достоевскому у Российской Государственной Библиотеки, Александру II у Храма Христа Спасителя, Ю. Никулину на Цветном бульваре. Он же автор скульптур и Барельефов во дворе этого дома.
    Юрий Федосюк в книге "Москва в кольце Садовых" пишет, что одну из мастерских в этом доме арендовал художник Аристарх Лентулов, но на сайтах музеев дома информацию об этом я не нашла. Кроме того известно, что эту мастерскую до Рукавишниковых Занимал Николай фон Бооль, управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ. Студию на Большой Садовой он арендовал для своих творческих начинаний. Николай Константинович в основном рисовал крымские пейзажи и виды Санкт-Петербурга и Москвы.
     Не вызывает сомнения, что Аристарх Лентулов бывал в доме, у своего друга П.П. Кончаловского, где иногда проходили заседания общества "Бубновый валет", но мастерскую в этом доме он, видимо, все же не имел.
    Дом Пигит на Большой Садовой. Фото 1917 - 1920 гг.
Большая Садовая ул. Часть 4. Доходный дом Пигита. Окончание.
    Безусловно я не рассказала обо всех жителях и гостях этого замечательного дома, сделав акцент в основном на творческой интеллигенции, о других его интересных жителях вы сможете узнать зайдя в музеи или на сайты этого дома.

     Большая Садовая. Часть 6.

     Другие достопримечательности. Оглавление.

     Использованы материалы: http://dom10.bulgakovmuseum.ru/en/photo/albom-kvartira-36-masterskaya-skulptorov-rukavishnikovyh/ ; https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post438535360/ :

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А лето, оказывается, обещает быть хотя бы временами вполне рабочим (и это радует). И сезон в театре мы ещё не закрыли (и это тоже радует): 24 мая играем опять «Соловья». Про июнь пока не знаю, но 7 июля — «Сад ушедших душ» в «Академии» (тот самый спектакль, где у меня самый лучший ...
Из мира цитат. Некто Коломойский: "Украинские гои - это еще более оскотинившийся народец, чем стадо русских шлепперов, доведенный до полного ослепления идеей "незалежности", превративший их в биомассу, способную зарезать даже собственную мать во имя "независимости украинского ...
Как бы оторван от всех ни был мужчина, для него всегда находится женщина, а вот одинокая женщина одинока абсолютно (Джеймс Баллард). В очередной раз столкнулся с мифологией, что раньше был ужасный патриархат и все женщины ужасно страдали. Причём ладно бы об этом писали безголовые ...
Смотрим гифку и тянем ее мышкой в сторону. Полученный кадр - ваш выбор! ;-) ...
Небольшой обзор железных дорог Латвии и пассажирского подвижного состава.   До Риги нам предстояло добраться фирменным поездом №1/2 "Латвийский экспресс"-Latvijas Ekspresis или общепринятое " L-Ekspresis " формирования LDZ-Latvijas dzelzceļš    Когда я впервые увидел это ...