Хорватия - вводная

топ 100 блогов sibeaster28.06.2021 Конечно, после первой поездки (ну ладно-ладно, в далеком 2005 году я приезжал в Дубровник из Черногории, так что вторая) в Хорватию писать большой вводный пост - это как-то неловко. Поэтому напишу малый.

Начну с главного. Хорватия только на карманном глобусе кажется маленькой страной. На самом деле малое количество скоростных автомобильных дорог и полное отсутствие скоростных дорог железных, плюс сложный рельеф местности, плюс сложная конфигурация (моему извращенному уму в ее чертах видится буква "с" с хвостиком внизу) делают превращают путешествие по Хорватии в сложное длительное мероприятие. Для понимания ситуации: автобус из Загреба до Пулы (самый большой город на Истрии, он же важный курорт) идет 4-5 часов, а поездом вообще не доехать; из Загреба до Сплита (самый большой город Далмации и опять-таки курорт) автобус тащится около 6 часов, а поезд еще дольше; из Загреба до Осиека (центр Славонии) на автобусе можно доехать за 4 часа, поездом гораздо дольше; из Загреба до Дубровника путь на автобусе займет около 9 часов, а поезда туда не ходят, ну и т.д. В то время, когда я только планировал поездку, полуофициальные самолеты из России летали лишь в Загреб, а более или менее разумную по цене "курортную гостиницу" мне удалось найти только в Пуле, так что выбора у меня не было. "Туда" я летел в Загреб, там задержался на две ночи (надо же на столицу поглазеть), а потом поехал на автобусе в Пулу (5,5 часов!). "Обратно" получилось проще: ранним автобусом я доехал из Пулы в Загреб и оттуда улетел на родину. Сейчас вроде бы с авиасообщением стало проще: есть рейсы в Сплит, Пулу и Дубровник.

Волшебные слова "Истрия", "Далмация", "Славония" уже прозвучали, так что придется мне сделать следующий шаг и заявить: Хорватия не только большая, но еще и многообразная страна, все ее части окончательно оказались собраны воедино только после 2МВ, что делает ее похожей на Украину. Итак, вкратце пробежимся по историческим частям Хорватии.

Собственно и в узком смысле Хорватия- это территория вокруг Загреба. До конца XI века Хорватия была самостоятельным королевством, а затем вступила в личную унию (официальная точка зрения) с Венгрией, а точнее была поглощена ею с сохранением определенной автономии и сохранением титулования "королевство". В частности Хорватию возглавлял местный правитель - бан (иногда выбираемый, но все чаще назначаемый венграми) и местный сейм - сабор (права его постоянно ужимались).

К востоку от Загреба находится Славония - полоса, зажатая между Венгрией и Боснией, тянущаяся к Сербии. Славония считалась, наравне с Хорватией, отдельным королевством в составе королевства Венгерского, со своими баном и сабором. В XVI-XVII веках Славония по большей части была занята турками, затем отбита Габсбургами. В течение XVIII века Хорватия и Славония, оставаясь по названию разными королевствами, все более административно сближались, пока в итоге у них не оказались единые бан и сабор, так что появилось даже название "Двуединое королевство".

Парадоксальным образом, две составляющие Двуединого королевства долгое время не имели даже общих границ, так как их разделяла сформированная в века противостояния с турками т.н. Военная граница (самый известный город - Вараждин). Здесь заправляли, как следует из названия, военные власти, прямиком назначаемые из Вены, но зато местные жители не знали крепостничества: они защищали родину. В известном смысле Военная граница - это близкий аналог наших казачьих областей. Когда в ходе нескольких австро-турецких войн турки были вытеснены в Боснию, нужда в особой Военной границе отпала, и входе реформ Марии-Терезии и Иосифа II Граница была ликвидирована, а ее территория вошла в состав Двуединого королевства.

Во время революции 1848-1849 годов Двуединое королевство стояло за императора в Вене против бунтовщиков в Пеште, т.е. попыталось вырваться из-под венгерской власти непосредственно под власть императора. Тогда хорватам казалось, что в рамках многонациональной Империи им будет вольготнее, чем под игом венгерским. В итоге хорватские (и славонские) войска участвовали не только в боях против венгерских революционеров, но и даже в подавлении революции в Вене. За это хорватам были полуобещаны не только переход из-под Будапешта в положение "под Веной", но и административное объединение с Далмацией (о ней ниже), т.е. создание "Триединого королевства". После окончания революции Франц Иосиф предпочел позабыть про обещания, и вплоть до 1918 года Двуединое королевство так и осталось хоть и автономной, но все же частью Венгерского королевства. Невзирая на все обиды хорватов и славонцев на венгерское иго, именно венгерская и пост-турецкая эпоха (т.е. XVIII-XIX века) - это золотое время для этих областей; по крайней мере, большинство интересных нам церквей, замков, музеев - плоды того времени.

Далмация- это самое популярное у туристов место, нижняя часть буквы "С". Именно здесь находятся самые интересные для любителя европейского искусства города - Сплит, Трогир, Шибеник и Задар. Некогда именно Далмация была колыбелью Хорватского королевства, так что все национальные короли с трудно произносимыми славянскими именами жили и правили именно здесь. При этом нужно помнить, что уже упомянутые города так с античных времен и остались "романскими", т.е. в упрощенном варианте могли считаться итальянскими. Так что в Далмации веков 15 жили бок о бок две нации: славяне-хорваты - в горах, латиняне-итальянцы - в городах. В начале XV века в результате очередной войны престолов в Венгрии оказалось два короля: Сигизмунд Люксембургский (он же был королем Чехии и императором, он же сжег Яна Гуса), женатый на дочке Лайоша I Анжуйского, и наш давний знакомый Владислав Неаполитанский (тоже анжуец, но из другой ветви. его гробницу я вам показывал). Причем, если говорить о хорватских землях, первый контролировал Хорватию и Славонию, а второй закрепился в Далмации. В какой-то момент Владислав понял, что в Венгрии ему ничего не светит, и продал свою часть королевства - Далмацию Венецианской республике. Венецианцы где-то добром, а где-то силой сумели занять всю Далмацию, и т.о. эта зажатая между морем и Боснией полоса стала венецианской аж на четыре столетия (до конца XVIII века). Для Далмации, в отличие от Хорватии и Славонии, золотым временем являются как раз века венецианского ига.

Потому что потом пришел Наполеон и ликвидировал Серениссиму, и ее далматинские владения (с коротким интермеццо, когда эта область входила прямиком во Французскую империю) стали частью империи Габсбургов. Причем не Венгрии, а именно Австрии. И если для венгров Хорватия со Славонией были естественным продолжением их государства, то для Австрийской империи Далмация была удаленной и мало интересной провинцией, а посему для Далмации XIX века - это застой и отстой. Как я уже говорил, хорваты, поддержав императора в 1848-49 годах, надеялись воссоединить Далмацию с собой, превратив Двуединое королевство в Триединое, но император их надул.

Для понимания разницы между Хорватией-Славонией, с одной стороны, и Далмацией, с другой стороны, достаточно взглянуть на карту современных хорватских железных дорог: густая сеть в первых областях и фактически одна дорога на Сплит (с ответвелениями на Задар и Шибеник) во второй, причем дорога эта построена уже при королевской Югославии.

Надеюсь, я вас убедил, что Хорватия-Славония (+Военная граница) и Далмация - это два разных мира, и если уж мы с вами вынуждены изучать Хорватию, то побывать надо в обоих этих мирах.

Но это еще не конец. Взгляните на карту и увидите, что от основной хорватской территории отделен узкой плосой боснийского побережья отдельный эксклав - это бывшая Дубровницкая республика. Дубровник (на латыни Рагуза) был независимым все средневековье и лишился свободы только с приходом Наполеона. после чего разделял судьбы Далмации (еще в тех же степях находятся Котор и Бока Которска, которая в результате 2МВ стала частью Черногории). Здесь, хоть все и очень похоже на Далмацию, но помнить нужно всегда: это еще один особенный мирок.

Теперь перемещаемся на север - в Истрию. Этот полуостров много веков был венецианским, и основные его прибрежные города Пула (Пола, здесь и далее в скобках указаны итальянские топонимы), Ровинь (Ровиньо) и Пореч (Поранцо) были населены итальянцами или италоговорящими, в то время как внутренние сельскохозяйственные районы были преимущественно славянскими. После прихода Наполеона Истрия разделяет судьбу Далмации: Австрийская империя, империя Французская и вновь Австрия вплоть до 1918 года. Но звездный час Истрии (в тот ммоент она была частью коронной земли Австрийское приморье) не ограничился венецианскими столетиями, а внезапно повторился во второй половине XIX века. В 1866 году Австрия потеряла Венецианскую область, и нужно было срочно разместить оставшийся не у дел Черноморский  Средиземноморский флот. И место для него было найдено в Поле: в короткое время здесь построили массу порт, верфи, массу офисных зданий, железную дорогу и даже трамвай (последний не сохранился).

Вы еще не устали следить за руками? Тогда обратите внимание на город Риека (Фиуме) - этот двуязычный (итальянский и славянский) город в XIX веке был единственным портом Венгерского королевства, причем он входил в состав Венгрии напрямую, без всякого Двуединого королевства. Город - образец роскошного модерна, и ничего славянского в его облике мне увидить не удалось.

Все это многообразие различных территорий и городов оказалось в сложной ситуации при распаде Австро-Венгрии. Наконец-то объединившееся Триединое королевство (Хорватия-Славония-Далмация, плюс Дуброник) совместно со словенскими и боснийскими землями быстренько образовали Королевство Словенцев, Хорватов и Сербов. Но им не довелось ни короля избрать, ни органов власти сформировать, т.к. все соседи пытались у новой страны чего-нибудь отхватить, и пришлось еще более быстренько воссоединяться с Сербией. Так получилось Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Но в течение первых же десяти лет стало ясно, что сербам и хорватам трудно ужиться в одной стране: сербы справедливо считали себя государствообоазующей нацией и пупом земли, хорваты внезапно обнаружили, что в новой стране у них прав и свобод стало меньше, чем под проклятым венгерским игом. В 1929 году король Александр одним махом отменил конституцию, упразднил исторические области, создав вместо них бановины с произвольно нарисованными границами, запретил все политические партии, ну и заодно переименовал страну в Югославию. Официально декларировалось, что в Югославии преобладает триименный югославянский народ, а несогласных с этим репрессировали нещадно. Впрочем еще через 10 лет стало ясно, что ничего не получилось, и в 1941 году из нескольких бановин создали единую Хорватскую, границы которой примерно совпадают с нынешней Хорватией, каковой позволили быть автономной.

Ну а потом грянула 2МВ, в ходе которой мечта хорватов о совем государстве реализовалась. У нас сейчас наказывают за попытки пересмотреть итоги 2МВ, да и в новом государстве случился нехороший геноцид сербов, так что симпатизировать усташской Хорватии неловко, но факт остается фактом: впервые с XI века на карте появилась Хорватия. Правда, в войне всех против всех на территории распавшейся Югославии победили коммунисты, Югославию восстановившие. но они уже были вынуждены смириться с федеративностью страны. И в отличие от СССРа, федерация в Югославии была настоящей: очень многие вопросы решались не в центре, а в национальных республиках. Так что во 2МВ Хорватия не потеряла, а даже выиграла: в ее состав вошли Истрия и Риека, а большая часть итальянского меньшинства (эка загнул, а!) из Хорватии была вынуждена бежать.

Стоп-стоп, спросите вы, а где были Истрия и Риека до конца 2МВ? Отвечу.

Истрия сразу же после 1МВ вошла в состав Италии (провинция Пола). Риеку (Фиуме) Италия и Югославия никак не могли поделить между собой, а посему было решено превратить город в вольный (точно также поступили с Данцигом). Но тут случилась трагикомедия: Фиуме очень скоро был захвачен итальянскими "вагнеровцами" - добровольцами под командованием известнейшего поэта Габриэле д'Аннунцио (Гавриил Благовещенский - как поэтично!). В течение года Фиуме наслаждался чередой праздников, шествий, театральных представлений под властью градоначальника - поэта. Но все это время Фиуме находилась в сухопутной и морской блокаде Италии и Югославии, постепенно подкрались голод с холодом и нуждой; в итоге д'Аннуцио и его силы были вынуждены сдаться. В итоге соседи-конкуренты вживую поделили город: исторический центр, преимущественно итальянский, достался Италии, а новые районы (Сушак), в основном славянские, стали югославскими; границей стала та самая река, что дала название городу.

После окончания 2МВ вопрос об изменении итало-югославской границы решался международной комиссией (когда мы доберемся до Пазина, я покажу варианты, предложенные СССР, США, Британий и Францией - вот, где была свобода для картографов!), и в итоге Риека полностью и большая часть бывшего Австрийского приморья сьали югославскими; судьбу же Триеста решали аж до 1954 года, и он, невзирая на значительное славянское население, все же остался итальянским, но это уже нас не касается.

Оцените краткость моего вступления! Ибо я еще про хорватские острова вам не рассказывал! Потому что понял, что на них меня точно не хватит.

Закончу рассказ полезными ссылками.
Хорватские железные дороги.
Сайт Загребского автовокзала ("цепляет" все автобусы, прибывающие/отбывающие из Загреба)
Аналогично сайт сплитского автовокзала
Аналогично сайт вараждинского автовокзала

Все эти сайты полезны для сбора информации о расписании, но ни в коем случае не рекомендую покупать билеты заранее! Так в Риеке я прождал два часа на жаре оплаченный мной за полчаса до объявленного времени автобус в Пулу , в то время как два автобуса (один македонский, один - из Республики Сербской) преспокойно отправились по моему маршруту, но меня естественно не взяли. Оставляйте себе пространство для маневра!

Имейте в виду, купленный на автовокзале и на сайте билет будет дороже заявленной цены, т.к. с вас возьмут дополнительно еще 4-5 кун за "резервацию места" (на деле места занимаются пассажирами произвольно) и столько же за мифические "услуги автовокзала" (при этом даже туалет на автовокзале - платный).

Кроме того, провоз багажа в междугороднем автобусе платный - 10 кун на руки водителю.

Судя по всему, железных дорог эти милые особенности не касаются. но зато там поездов мало, и ползут они, как на похороны

На этом крохотную вводную я завершаю. Какие-то иные бытовые вопросы будут освещаться уже в тематических рассказах. Я же в следующий раз покажу вам самое яркое впечатление от Хорватии - раннехристианские (ну или позднеантичные) мозаики в Порече.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Когда я читаю подобные вещи в 21 веке, то испытываю шок! В Саудовской Аравии женщин признали млекопитающими животными! Невиданное достижение! Как же тогда можно доверить домашним животным вынашивать такое чудо природы, как арабский мужчина, а? Не унижает ли это их достоинства? Может ...
Позади сожженные мосты, впереди - разбитое корыто (Л.В. Шебаршин. Нач.1го управления КГБ СССР) Российский разведчик эстонского происхождения Уно Пуусеп не взламывал сейфов в стране легального пребывания, не закладывал “жучки” в постели натовских  генералов, не вербовал их лю ...
При советской власти в Одессе жил один потомственный ювелир – Хаим Осипович Ермолицкий. Когда он решил эмигрировать, КГБ установило за ним круглосуточную слежку. Комитетчики не сомневались, что он попытается вывезти свои бриллианты. Увидев, что он купил на толкучке две пары обуви ...
 И что изменилось? Да ничего… Как сама решала свои проблемы, так и буду решать их дальше…  Потому что знаю, что ответственность за мою жизнь и мое счастье несу только я сама. И никто мне ничего не должен… Ни президент, ни муж, ни сын. Помогут, ...
Сегодня я слышал гром, но заметной грозы не было.  ...