Великий и ужасный - как удобная легенда

топ 100 блогов trim_c10.04.2017
Если почитать газеты и посмотреть телевизор практически в любой точке «цивилизованной» части планеты, довольно быстро можно увериться в том, что человек по имени Владимир Путин, президент Российской Федера­ции, является вершителем судеб мира, а возглавляемая им страна, несмотря на то, что не представляет собой практически ничего, кроме огромной территории – чуть ли не центром Вселенной.

Всего за несколько лет этот гигант мировой политики сумел перекроить карту Европы, которая оставалась формально неизменной с окончания Второй ми­ровой войны; спровоцировать переселение народов в благополуч­ные западноевропейские государства, невиданное со времен гуннов; провести лю­бимого им кандидата, совершенно антисистемного и не имевшего ни­каких шансов на успех отщепенца, в президенты США; добиться того, чтобы британцы, в столице которых он имел обыкновение тра­вить своих врагов, отказались от членства в ЕС; разгромить в ближневосточных пустынях Исламское государство и не только спасти обреченного на смерть на черенке лопаты Башара Асада, но и обеспечить его даль­нейшее пребывание у власти; накануне очередного краха цен на нефть договориться с саудовскими принцами о заморозке добычи – и это только начало списка деяний, которые будут продолжаться, возможно, еще не одно десятилетие.

Однако является ли это правильным способом понимания современного мира? Каковы реальные заслуги Путина в том, что он раз за разом становится «самым влиятельным человеком планеты» по версии одного западного журнала или «персоной года» по мнению экспертов другого? Мне кажется, пора взглянуть на происходящее с несколько иной точки зрения.

Начнем с Украины. В 2013 году перед страной стоял казавшийся судьбонос­ным выбор: немного ослабить зависимость от России и подписать соглаше­ние об ассоциации с ЕС или «отдаться» Евразийскому Союзу. Задачей рос­сийского президента было любыми средствами добиться второго варианта и сделать Киев снова лояльным Москве. Каков итог? Российский ставленник вынужден был бежать из своей столицы, Украина развернулась на Запад самым решительным образом, а Россия осталась, как неудачливая патрульная собака, с куском штанов преследуемого – в виде Крыма и Дон­басса, а заодно и с санкциями и режимом международного презрения, ко­торые обошлись в миллиарды долларов и три года экономического кризиса. Собственно, где тот успех, о котором постоянно говорят не только сто­ронники, но и оппоненты российского президента? Что дала Кремлю укра­инская авантюра, кроме поддержки населения, которое отвыкло делать осознанный выбор уже сотни лет тому назад? Лично у меня нет на этот вопрос четкого ответа.

Теперь о Европе. Считается, что Путин стремился активизировать наиболее консервативные политические силы континента, чтобы расколоть и развалить ЕС и поставить во главе европейских государств своих адептов. В этом контексте упоминается война в Сирии, где страшные зверства россий­ских военных провоцируют волны беженцев. Однако простая статистика по­казывает, что в 2014 году в ЕС прибыло 610 тысяч беженцев, в 2015-ом – 1,3 млн, а в 2016-ом, после начала российской операции – около 1 млн. Мигра­ционный кризис начался до того, как российский президент сумел ему по­способствовать. Это же отчасти касается и ультраправых. По опросам социологической службы BVA-Salesforce, сегодня Марин Ле Пен получит 27-30% во втором туре выборов президента Франции – но ее биологический родитель в 2002 году собрал 17,8% без какой бы то ни было помощи Путина. В чем тут проявляется путинское чудодейство?

Дальше – Сирия. Путин ввел туда войска, помог «спасти рядового Асада», укрепил связи с Ираном и сначала испортил, а потом восстановил отношения с Турцией. И что в итоге? Исламское государство повержено? «Законное правите­льство» восстановило контроль над всей территорией страны? Оно жизне­способно без постоянной поддержки из Москвы и Тегерана? И что сирийская операция да­ла самой Москве (пусть даже не в меркантильно-экономическом, но даже и в геополитическом плане)? Означает ли один отобранный у боевиков город, что Россия снова стала сверхдержавой? Можно вспомнить, сколько городов в Ираке в свое время освободили США, и кем они контролируются сегодня. И самое главное – если речь идет о «наступлении» России, о ее возвращении в мировую политику, то куда предполагается «наступать» из Сирии?

Феномен Путина, на мой взгляд, получил столь мощную «раскрутку» по двум причинам. С одной стороны, российский президент создал своего рода параллельную пропагандистскую реальность, в которой его задачей является приписывание самому себе влияния на максимально возможное число событий – причем неважно, со знаком плюс или минус. Эта система отлаживалась годами, и работает безотказно, а с относительно недавних пор в нее оказались поневоле вовлечены даже активные противники Путина.

С другой стороны, и это даже более важно, феномен Путина стал идеальным оправданием для массы неудачников по всему миру. Действительно, если не признавать за российским лидером качеств сверхчеловека, разве можно объяснить, почему в дни захвата того же Крыма и на первом этапе переворота на Донбассе почти ни один украинский военный не попытался оказать мятежникам сопротив­ление? Конечно, коварный замысел Путина очень подходит для объясне­ния феномена сдачи Европы мигрантам, когда они тысячами пе­ресекали якобы хорошо охраняемые границы – иначе придется объяснять, почему их пропустили. Безусловно, приятнее не выставлять свою кандидатуру на выборах, как это делает Франсуа Олланд, чтобы не конкурировать с «куп­ленной Путиным проходимкой», чем задуматься о результатах собственного правления, когда французы гибнут на улицах своих городов чуть ли не ча­ще, чем когда-то в Алжире. И, разумеется, проще заявить, что партия Ф. Рузвельта и Дж. Кеннеди разбита из-за «русского вмешательства», а не потому, что вопреки любой логике вытащила в финал дискредитированную кандидатку, вместо того, чтобы противопоставить одному «антисистемщику» другого: Дональду Трампу Берни Сандерса, например.

Иначе говоря, я полагаю, что Владимир Путин – это в значительной мере медийный и идеологический феномен, представление которого в виде великого, мудрого и могущественного деятеля выгодно практически в равной сте­пени как ему самому, так и всем политическим импотентам, на которых столь богата современная жизнь (я не говорю уже о том, как молятся на него те, кто обещает сделать Америку, Грецию, Венгрию, Францию [далее по списку] сно­ва великими). Путин – это человек, который нужен всем, и именно в этом (а вовсе не в реальных возможностях) и заключен секрет его популярности и влияния. Он не так многого добивается, сколько при­писывает себе то, что произошло бы и без всякого его участия (тут невольно вспоминается старая советская речевка: «прошла весна, настало лето – спа­сибо партии за это»), и делает это безусловно чрезвычайно талантливо.

Завершая, стоит заметить, что реальное значение главы государства измеряется тем, насколько успешной и процветающей стала под его руководством и за счет его усилий страна. Сегодня ВВП России превышает тот, с которым ее «принял» Путин, в номинальном долларовом выражении приблизительно в 4 раза. Ровно во столько же раз за эти годы выросла цена на единствен­ные востребованные в мире российские продукты – нефть и газ. И сколько бы ни рас­суждали пропагандисты о роли и значении Путина, оно определяется ба­нальным вычитанием одной цифры из другой. Результатом которого является ноль.


Как любой ученый, которому посчастливилось набрести на новую сторону в интерпретации фактов, Иноземцев несколько преувеличивает значение найденного аргумента. Точно так Маркс склонен был объяснять экономическими причинами слишком многое в исторических процессах, а Вебер напротив акцентировал роль религии и идеологии.

Но на мой взгляд следует признать, что часть правды в сказанном безусловно присутствует. Ни победу Брекзита, ни победу Трампа нельзя списывать на влияние Путина, пусть даже свои полпроцента он в это внес. И даже если внес больше. Решающими все же оказались просчеты тех, кто потерпел поражение.

И в ситуации с беженцами в Сирии картина та же.
И вторжение в Крым прошляпили американские спецслужбы, и на Грузию реагировали ваяло все, никто не желал ничего предпринимать и никто не хотел вмешиваться - и это все ошибки конкретных людей, которые вообще породили такой феномен мировой политики как путинизм.

Которого при адекватных действиях Запада вообще не должно было бы быть. Потому что масштабы возможностей - любых - Путина и США, Путина и ЕС - просто несопоставимы. И он достигал успеха просто из-за неспособности западных лидеров к сколько-нибудь внятной политике вообще.

Замечу, естественно успех Путина оказался соблазном и породил микропутиных, националистов-популистов вроде Орбана и Качиньского.
И они тоже взлетели не на собственной силе - на слабости и ошибках оппонентов.

И я думаю, что только сегодня наступает некое прояснение в мозгах у западного мейнстрима. Если дальше продолжать ничего не делать, микропутины будут плодиться по всему миру, и в конце концов они этот мир разрушат.
Это простая термодинамика: для построения нужны целенаправленные усилия, но для разрушения достаточно просто ничего не делать, все остальное сделает энтропия.

Осознание появившейся угрозы как мне кажется уже есть. А вот насколько есть у Запада решимость противостоять на всех фронтах, в первую очередь на информационном и экономическом - это мы увидим очень скоро.

Между прочим, главным наблюдателем за этим процессом является как раз не Путин, этот проект прошел вершину и будет двигаться вниз уже независимо от чьих-то еще усилий. Главным наблюдателем за способностью Запада самоорганизоваться для действия является конечно же Китай.

А Путин как и ИДИЛ - всего лишь инструменты прощупывания в глазах учеников Конфуция и Сунь-цзы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ничто так не снимает стресс и не улучшает настроение, как посещение магазинов, примерки и покупки! Сейчас правда модно обозначать этот процесс словом «шопинг», насквозь иностранным, нерусским.  Встречается оно обязательно  в лексиконе глянцевых журналов да столичных штучек, ...
Сразу оговорюсь, я не являюсь противником самого казачества и его возрождения. Традиции - вещь очень хорошая и незаменимая в воспитаниях подростающего поколения. Но вот то, что творится вокруг нынешнего казачества - у меня, как у историка по первому диплому, офицера, отслужившего более 10 ...
Сегодня редакторы научных журналов презрительно морщатся, если итогом присланной на рецензию рукописи оказывается установление «простой корреляции», а не выявление причинно-следственной связи между явлениями. Но авторы книжки о влиянии «Биг дата» на нашу жизнь уверены, что скоро это ...
...
... посвящается. Или не дню волонтера, а просто #91фотодня :) Поскольку, как уже сегодня обсуждалось, планы на зиму громадные, надо зарабатывать дни к отпуску :) А если при этом ...