Куда катится казачество?
2015 — 22.04.2015 Сразу оговорюсь, я не являюсь противником самого казачества и его возрождения. Традиции - вещь очень хорошая и незаменимая в воспитаниях подростающего поколения. Но вот то, что творится вокруг нынешнего казачества - у меня, как у историка по первому диплому, офицера, отслужившего более 10 лет и наконец - выходца из кубанских казаков - не может не вызывать недоумения. Судите сами.В начале 90-х вдруг решили возрождать казачество. Собственно, цель этого действа была понятна - на излете Перестройки - поддерживались любые политические и общественные течения с антикоммунистической идеологией - от монархистов и националистов - до шизоидных либералов. Казаки как раз примыкали к "патриотам" и "монархистам", с одной стороны - выступавшими за "былое величие России", похрустывая французской булкой, с другой - всячески это величие уничтожая.
Я помню как в моем родном Майкопе, внезапно около церкви стали появляться группы молодых и не очень людей, одетых в военную форму старого образца - но все как один в офицерских погонах (младше "старшего лейтенанта" там никого не было), с шашками на поясе и обвешанные наградами. Причем, у кое-кого советские награды вполне мирно уживались на гимнастерках с дедовскими "Георгиями". Носить которые между прочим, "по наследству" не полагалось никак.
А еще через пару лет - в "казаки" не вступал только ленивый. По городу уже бродили сотни молодых юношей в камуфляже - поскольку запасов "старой формы" на всех не хватало и камуфляж был "круче", да еще в различных званиях. Рядовых среди них почти не было. Ну неудобно же ходить по городу в чистых погонах или с одной-двумя лычками...
Как относились к этому настоящие военные - спросите Вы? Уже тогда - с презрением. В военном городке их так тогда и называли открыто - "ряженные". Но казачество росло в геометрической прогрессии - пока не выросло до гомерических размеров. И когда стало ясно, что всю эту ватагу непонятных личностей, государство содержать не может физически и не будет фактически, казачество начало раскалываться.
Те, кто попадали в число "реестровых" казаков (т.е. служащих или служивших ранее где то еще, кроме "казачьего войска") - оказались в незавидном меньшинстве. Впрочем, им скоро эти "игры в армию" взрослых мужчин - порядком надоели и они стали потихоньку отходить в сторону от "возрождаемого казачество". Гораздо больший серпентарий представляло собой дикое или "нереестровое" казачество, где чины и звания зачастую присваивались атаманом во время застолья, где можно было носить любую форму, какую вздумается, а в основное служебное время, спрятав нагайку за голенище сапога - прогуливаться по рынку, утешая тем самым свое самолюбие.
Оставшись без финансовой подпитки от государства - нереестровое казачество к середине 90-х раскололось на несколько политизированных частей.
Те, кто разочаровался в политике Ельцина и его компании - создали "красное казачество", примыкая в своей платформе к ячейкам КПРФ. Другие - остались на "монархической" и продемократической платформе, истово поддерживая Ельцина на любых выборах - в основном по принципу - "пусть лучше будет кто угодно, лишь бы не снова коммунисты". Третьи - становились националистами, четвертые - наоборот - интернационалистами - и те и другие ехали то воевать в Абхазию, то в Приднестровье. Были среди таких "казаков" и сепаратисты, всерьез мечтавшие о некой "Казачьей республике". Кстати, именно оттуда растут ноги тогдашних шашней господина атамана Козицына с известным всем господином Дудаевым.
Весь этот серпентарий под общим названием "казачество" собственно и не вспоминал о том, что главная задача казака до революции - кроме службы на государство (которая была не пожизненной, а отбирала в среднем от 3-х до 5-ти лет действительной воинской службы) - еще является пахарем и земледельцем. Но тем, новым казакам, порожденным "демократической" Россией, было не до земледелия. Они занимались охранными делами, "разруливали вопросы", причем зачастую именно так - как показано в фильме "День выборов". Многие из них ездили по всем мыслимым и немыслимым войнам, от Средней Азии до Балкан. Но таких было меньшинство.
Где то в середине нулевых мне пришлось наблюдать примечательную сцену на Черноморском побережье, скажем так - ставшую общей характеристикой этого явления.
К военному санаторию подрулили два джипа. Из первого вылезли три здоровых лба в казачьей форме и темных очках и оглядев местность - любезно открыли дверь второго. Из тачанки модели "Паджеро" выпрыгнул лысенький такой дяденька в брюках суворовца, причем короткими настолько, что из под них виднелись белые носки (товарищи офицеры! Только не смейтесь) и в синем флотском кителе с серебрянными погонами. Внешне он напоминал клоуна из популярного тогда "Маски-шоу". И его встречал персонал военного санатория, по форме, отдавал ему воинское приветствие...
Так встречали атамана ближайшего поселка, как оказалось приехавшего "разрулить тему" с кафешками на пляже.
Впрочем, из вопросов "разруливания" таких тем - представителей "казачества" вытеснили более серьезные люди. Вроде известного обитателя станицы Кущевской - про Цапка, я думаю тоже все слышали.
Кстати, столкнувшись с реальными "пацанами", казаки очень быстро сдулись. Потом по телевизору, когда всплывут все "кущевские" дела, покажут местного атамана и зададут ему вопрос в лоб - "Как допустили?" А он в ответ будет блеять про то, что мол "казачество - организация сугубо общественная, они только и имеют право - собираться чайку попить, да песни погорланить"...
Собственно ситуацию с нывнешним казачеством, я иначе как вырождение - охарактеризовать не могу. Это совсем не то казачество, которое было до революции. Это не земледельцы и служаки в официальных силовых ведомствах и воинских формированиях, а общность охранников, и клуб "по интересам". Этакая внегосударственная вольница - хочу собираюсь попить чаю у атамана, а хочу - еду воевать на край света. Без всяких на то государевых указов и распоряжений.
В любом случае, некоего аналога корпуса Национальной гвардии США из резервистов (где по сути реализована идея весьма схожая с задачами казачества до революции) - из нынешнего российского казачества никак не выходит. Даже если их и привлекают в весьма смутно объяснимом с правовой точки зрения статусе, к охране общественного порядка в Сочи.
Думаю, что настоящее казачество (а не нынешнее "козачество") должно существовать в нашей стране в совсем ином статусе, примерно в таком, каким оно было до революции, с жесткой дисциплиной, обязательной воинской службой и главное - нормальной и адекватной идеологией. Отвечающей государственным интересам, а не пожеланиям "вольницы". Разумеется, статус казаков - должен быть адаптирован к современности, где уже нет места форме образца 1914 года, и показательной джигитовке с рубкой лозы со всего наскока. Ведь выглядет все это в совокупности - несколько нелепо и даже смешно.
Как считаете?
Оригинал взят у vova_borodach в Куда катится казачество?
|
</> |