Величайший фараон?
magman67 — 08.06.2023 Рамзес II был гением в искусстве саморекламы. Эпические дворцы, потрясающие храмы и подхалимские писцы — всё олицетворяло его великолепие. Но, вопрошает Тоби Уилкинсон, действительно ли достижения египетского «царя царей» соответствуют всей этой шумихе?BBC History July 2023.
В длинных анналах древнеегипетской истории только одному фараону присвоен эпитет «Великий»: Рамзес II, третий правитель 19-й династии, правивший 66 лет и два месяца в 13 веке до нашей эры (1279–1213). Прославленный, как и все фараоны, ещё при жизни, Рамзес также добился прочной посмертной славы как образец царского величия и могущества. До открытия гробницы Тутанхамона столетие назад Рамзес II, без сомнения, был самым известным фараоном. Когда писатели хотели воссоздать в воображении мир Древнего Египта — его божественное царствование и монументальную архитектуру, его изобилие и имперское величие — они думали о Рамзесе.
Простой список его достижений достаточно внушителен: он произвел на свет больше детей и оставил больше памятников, чем любой другой фараон; он отпраздновал 13 юбилеев и дожил до девяноста лет; он укрепил границы Египта и сохранил его торговое и дипломатическое влияние; он заключил самый ранний известный всеобъемлющий мирный договор в истории с заклятым врагом Египта и главенствовал в блестящем дворе, который внёс новшества в литературу, искусство, архитектуру и науку. Но другие фараоны могли — и делали — заявления о подобных достижениях.
Что сделало Рамзеса II поистине великим королем?
Чтобы исследовать этот вопрос, мы могли бы сначала обратиться к начальным книгам еврейской Библии, составленной за 700 лет до смерти Рамзеса, где фараон упоминается по имени не менее четырех раз. Греческий писатель Геродот, ныне считающийся «отцом истории», пересказывал сказки, которые он слышал о фараоне по имени «Рампсинит», и утверждал, что некоторые из царских построек можно увидеть в древней столице Египта Мемфисе. В I и II веках нашей эры римские авторы Плиний и Тацит упоминали «Рамзеса» и «Раамзеса» соответственно.
Наиболее влиятельным с точки зрения прочной репутации Рамзеса был греческий историк I века до нашей эры Диодор Сицилийский. Он слышал о фараоне по имени Ремфис. Тем не менее, когда Диодор писал о своем великолепном мемориальном храме на западном берегу Нила напротив современного Луксора (здание, известное сегодня как Рамессеум), он называл его «гробницей Осимандия», искаженным греческим переводом тронного имени Рамзеса, Усермаатра. Так родилась легенда об Озимандиасе. Диодор утверждал (заявляя о себе), что прочитал надпись, высеченную на камнях храма: «Царь царей я, Осимандия. Если бы кто-нибудь знал, как я велик и где я лежу, пусть превзойдет одно из моих достижений».
Эти строки позже послужили источником вдохновения для знаменитого сонета Шелли: «Меня зовут Озимандиас, царь царей / Взгляните на мои творения, могущественные, и отчайтесь!» «Озимандиас» был опубликован в январе 1818 года, когда колоссальный бюст Рамзеса II (на фото на странице 23), извлечённый из места упокоения в Рамессеуме, направлялся в Англию, чтобы стать главным экспонатом Британского музея. Его приобретение подтвердило собственные устремления Британии 19-го века: новая империя, купающаяся в ауре Рамзеса.
Ажиотаж вокруг Рамзеса и его достижений возродился и в 20 веке. В 1960-х годах кампания ЮНЕСКО по спасению памятников Нубии от поднимающихся вод озера Насер была примером спасения великих храмов Рамзеса в Абу-Симбеле. В 1976 году французы привезли мумию Рамзеса в Париж для консервации и научного изучения. Мертвого фараона встретили со всеми воинскими почестями в парижском аэропорту Ле-Бурже; его обратный путь в Каир в следующем году проходил в гробу задрапированный плащом из темно-синего бархата, украшенный кувшинками и папирусом (символизирующими Верхний и Нижний Египет), вышитыми золотой нитью. Опьяненные легендой о Рамзесе, наиболее дикие элементы прессы распространили историю о том, что ему выдали собственный паспорт, в котором его профессия была указана как «Король (почивший)»...
|
</> |