Вайнштейн - 7 (Суд присяжных)

У него две основные задачи, в общем-то, логически мало связанные друг с другом:
1) Установить, совершил ли вот это деяние вот этот человек;
2) Постановить, что нужно сделать с этим человеком, если он совершил это деяние.
Я не случайно в первой формулировке выбрал максимально нейтральный глагол "установить", а не "выяснить", например. Потому что еще одно распространенное заблуждение среди публики - это что суд выясняет истину - то есть что было на самом деле.
НЕТ.
Суд не выясняет никакой истины. Мало того, само понятие "истины", содержащееся в каких-либо правовых документах и нормативах, в кодексах или учебниках - очень нехороший признак. Его очень любили советские юристы, например.
Судебное разбирательство - это поле игры двух команд, обвинения и защиты. Выигрывает та команда, которой удается убедить суд, что ее версия событий более правдоподобна и более соответствует здравому смыслу, чем версия соперника. Не более того. Правила этой игры (каким образом можно, каким нельзя убеждать суд и т.п.) мы оговорим позже.
Так вот, исходя из этой, с одной стороны, двуединой задачи, а с другой - из логической отдельности двух составляющих этой задачи и, соответственно, совершенно разных способов решения этих "подзадач", разного инструментария и т.д., римляне придумали РАЗДЕЛИТЬ два этих модуля - чтобы пунктом 1) занимались одни люди, а пунктом 2) - другие. Так они изобрели суд присяжных.
И в самом деле: для решения второй задачи нужен человек, знающий законы (в которых, собственно, и описывается, что кому положено за что), опытный в подобных делах, могущий сравнить разные дела и вывести из этого какие-то правила, короче - юрист. То есть профессиональный судья.
Для решения первой "подзадачи" ничего этого не только не нужно, но даже и вредно. Для ее решения нужен только присущий всем людям здравый смысл и, как было описано раньше, добросовестность. Поэтому в присяжные случайным образом (по жребию) выбираются простые граждане. В современном суде присяжных из них составляется целая коллегия - для выравнивания возможных девиаций во мнениях, хотя чисто системно это не обязательно - в римском суде в большинстве дел такой присяжный судья был один. Важно не количество, а именно принцип разделения компетенций:
Профессиональный судья (юрист) - это судья права, присяжный судья (простой обыватель) - судья факта.
|
</> |