Василий Второй
golishev — 05.12.2012
Василий Иванович Белов - вологжанин.
Василий Макарович Шукшин - алтаец.
Но они дружили.
И писали очень похоже.
Белов - литературнее.
Шукшин - кинематографичнее.
Праздником было читать и того, и того.
Живого Белова я видел дважды.
Первый раз в поезде "Вологда-Москва".
В 1996-м или 97-м (не помню точно).
Летом.
Он пробирался через плацкартный вагон, в котором я ехал.
Маленкий и плотный, как гном.
Со спинигом в руках.
Я постеснялся его остановить, хотя в руках как раз был сборник его
расказов, и автограф, вроде как, напрашивался...
Второй раз - года через три.
В редакции газеты "Завтра".
Он приходил к Проханову.
Я не удержался и выдал ему в лицо что-то вроде: "Василий Иванович!
Я так счастлив!.. Вы мой любимый писатель!"
Василий Иванович густо покраснел. Стушевался. Замахал руками. И мне
стало ужасно неловко, за свою нелепую выходку...
И еще история, которую мне расказывал старый "завтристский" зубр -
Николай Анисин.
У Белова был нерешенный квартирный вопрос -
то ли дочь, то ли племянница была совсем без жилья (в Вологде).
Просить о помощи Белов стеснялся.
А тем временем газета "Завтра" сильно подружилась с Пал Палычем
Бородиным (это были времена "Мабитэкса" и пр.).
Анисин попросил Бородина помочь Белову.
Бородин пообещал: "Вот только в Америку смотаюсь..."
Уехал. Там Бородина приняли и упаковали в тюрьму. Надолго.
Анисин приуныл было, но тут из Вологды позвонил взволнованный
Белов.
Оказывается Бородин буквально из аэропорта позвонил кому-то из
своих клерков и дал поручение...
С тех пор я к Бородину отношусь гораздо лучше, чем мог бы...
_____________
Если кто-то совсем-совсем не читал Белова, рекомендую начать не с
признанных шедевров ("Плотницкие рассказы", "Привычное дело" и
пр.),
а с этого "пустяка" -
"МОЯ ЖИЗНЬ (АВТОБИОГРАФИЯ)"
В этом скромном рассказе содержится абсолютно точный и беспощадный
портрет русского народа.
На меня он произвёл неизгладимое впечатление.
Ну и, в качестве бонуса, нетипичный рассказ Шукшина, в котором
Василий Иванович Белов - один из персонажей, -
"КЛЯУЗА"
Тоже портрет народа. Тоже беспощадный.
Кстати, с точки зрения литературной формы оба рассказа ничуть не
устарели.
Они и сегодня (40 лет спустя!) выглядят новаторскими.
Даже в чём-то экспериментальными.
|
</> |