В связи с комментариями. Продолжение
tareeva — 23.01.2024А что же касается Цветаевой, то я её люблю без всяких оговорок, и как поэта, и как человека. Живя в эмиграции, Марина Ивановна следила за литературой у себя на родине и писала о ней. Написала «Маяковский и Пастернак», затрудняюсь определить жанр этого произведения - исследование, очерк, эссе,- но написано очень интересно, талантливо, я бы сказала, блестяще. Лучше о Маяковском и Пастернаке никто не написал. Когда было опубликовано стихотворение Михаила Светлова «Гренада», Цветаева написала о нём своим знакомым в Россию, просила передать Светлову, что его «Гренада» ей понравилась даже больше, чем стихи Есенина. Не сомневалась, что в России интересуются её мнением и ценят его.
В эмиграции семья Цветаевой жила бедно. Марина Ивановна рассказывала, что, если, бродя по рынку, она видела валяющуюся на земле оброненную кем-то картофелину, то наклонялась и поднимала её носовым платком и, завёрнутую в носовой платок, клала в сумочку. Не могла себе позволить не подобрать валяющуюся на земле картошку.
Муж Цветаевой Сергей Эфрон и их дочь Ариадна в эмиграции работали на Сталина. После войны Сталин пригласил всех русских эмигрантов, независимо от того, когда и почему они эмигрировали из страны, вернуться на родину, писал, что на родине они нужны. Семья Цветаевой приняла это приглашение. Думали, что Сталин отблагодарит их за то, что они делали для него в эмиграции. Но они плохо понимали человека, которому служили верой и правдой. В 1939 году, вскоре после возвращения на родину, Сергей и Ариадна Эфрон были арестованы. Сергей Эфрон был расстрелян в 1941 году, а Ариадна отсидела восемь лет. Впрочем, обо всём этом мы в нашем блоге уже писали. Цветаева приехала в Россию со своим младшим сыном, которого все называли Муром, ему было тогда 14 лет. Мур не мог простить матери, что она из благополучной, спокойной и понятной Франции привезла его в эту странную, непонятную страну. И Марина Ивановна не могла простить себе, что не отговорила мужа и дочь от возвращения на родину. Не стану описывать жизнь Цветаевой в Советском Союзе, но кончилось всё трагически. В 1941 году в Елабуге она покончила с собой, повесилась. Страшно себе представить, какие она перенесла страдания, если её не остановило даже то, что Мур остался сиротой.
Я процитировала своего мужа, Игоря Тареева, который сказал, что 99% русских – антисемиты. И читатель спросил у меня, в какой среде вращался мой муж. Мой муж вращался в научной среде, по первому образованию он был геофизик и всю жизнь проработал во ВНИИЯГГ (Всесоюзном НИИ ядерной геофизики и геохимии). Он был там научным сотрудником, а потом – начальником издательского отдела. Использовал и своё геофизическое образование, и филологическое, а ещё у него было актёрское образование, он окончил ГИТИЬС, но актёром стать не захотел. Я не хочу сказать, что мой муж был титан мысли, но он обладал одним редким качеством: он очень хорошо понимал людей. Встретив человека, он сразу видел, и что этот человек собой представляет, и в каком состоянии он находится в данный момент. За тридцать с лишним лет нашей с ним совместной жизни он не ошибся ни разу. Поэтому и его высказыванию об антисемитизме русских я вполне доверяю. Сам Игорь, как я уже говорила, не был антисемитом, напротив, скорее, он был юдофилом, но, слыша антисемитские высказывания, как правило, в полемику не вступал, понимая её полную бесполезность. Только однажды сказал своему коллеге Саше Смирнову в ответ на антисемитское высказывание: «Саша, ты меня удивляешь. Ну они так говорят – так ведь они дураки, а ты умный человек». Саша смутился и сказал: «Знаешь, как-то по привычке повторяю за всеми».
Кто-то из читателей назвал евреев в Израиле «понаехавшие». Ничего более удивительного я в жизни не слыхала. Разве не Израиль – та самая Земля Обетованная, куда Моисей привёл свой народ после многих лет скитаний? Там ходил и проповедовал Христос. А разве Его мать, дева Мария, и её муж, святой Иосиф, не евреи по национальности? Так же, как апостолы, ученики Христа. Вообще всё, о чём написано в Евангелии, происходило на земле Израиля и в еврейской среде.
Когда я была в Израиле, то встретила арабских подростков, которые охотно за небольшую плату, а могли и бесплатно, показывали туристам все памятные места, связанные с иудейской и христианской историей. Во всём этом они прекрасно разбирались. Вообще, будучи в Израиле, я не заметила, чтобы между евреями и арабами были плохие отношения на бытовом уровне. Я там была с Наташей Осмоловской, и мы с ней заблудились. Два молодых араба помогли нам сориентироваться, при этом были очень вежливые, я бы даже сказала, галантные. Они привели нас к машине, в которой был муж Наташи Виктор. Он сказал: «На пять минут нельзя оставить Наташку! Не успел оглянуться, её уже ведут два красавца». Почти все дни я проводила в экскурсионном автобусе, экскурсовод была русскоговорящая еврейка из России, а водитель был араб. Между экскурсоводом и водителем были очень хорошие, какие-то личные отношения. Во время отдыха экскурсовод сидела не с нами, а с водителем и оживлённо о чём-то с ним разговаривала. Водитель был приятным человеком и выглядел очень счастливым. На это все экскурсанты обратили внимание. Говорили, что, наверное, у него четыре жены, и все в лепёшку расшибаются, чтобы ему угодить, вот поэтому он такой довольный и счастливый.
Продолжение следует.
|
</> |