В СССР фильм забраковали, а в мире назвали шедевром...
amarok_man — 11.08.2024
Теги: Кончаловский
«Андрей Рублёв» – исторический философский фильм, снятый
режиссёром Андреем Тарковским в 1966 году, изначально назывался
«Страсти по Андрею». Культовая картина создавалась несколько лет,
работа режиссёра долго не могла выйти на большой экран из-за
требований цензуры. Тарковский после каждого отказа вносил
рекомендуемые изменения в сценарий.
Советское руководство жёстко раскритиковало работу
Тарковского, обвинив её в «антипатриотичности», излишнем
натурализме и «антиисторичности». Также в картине Андрея
Арсеньевича увидели жестокое обращение с животными. Несмотря на все
вышеперечисленные страсти «Андрей Рублёв» смог стать одним из самых
значимых творений режиссёра. Его можно увидеть в рейтингах лучших
фильмов за всю историю мирового кинематографа.
Как родилась идея снять фильм?
Идея экранизировать жизнь великого русского иконописца
родилась в голове Василия Ливанова. Он сам хотел сыграть этого
исторического персонажа и поделился своим замыслом с Андреем
Кончаловским. Однако Ливанову предложили участвовать в съёмках
другого фильма, а Тарковский и Кончаловский отправились на юг, где
и приступили к реализации проекта.
Тарковский и Кончаловский
Согласно их идеям события картины должны были охватывать XV
столетие, когда русское войско противостояло татарской Орде. Как
вспоминает сам Кончаловский, один лишь материал они изучали 6
месяцев. Режиссёры перелопатили кучу книг, в которых выискивали
информацию о быте и ремесле Древней Руси.
Кадр из фильма «Андрей Рублёв»
О личности иконописца Андрея Рублёва почти не было достоверных
данных, именно этот факт и привлекал режиссёров. Перед создателями
фильма открывалась неограниченная свобода действий относительно
создания образа и характера героя. В 1964 году состоялась
публикация сценария картины в журнале «Искусство кино», после чего
началась подготовка к её созданию.
Сложности съёмочного процесса
Кадр из фильма «Андрей Рублёв»
Съёмки картины проходили посреди памятников архитектуры
Пскова, Суздали, Владимира, Изборска. Парочку сцен Тарковский снял
в Москве в Андрониковом монастыре, где прошли последние месяцы
жизни Андрея Рублёва. Сейчас на территории монастыря находится
Музей древнерусского искусства, названый в честь великого
иконописца.
Сценарий был очень длинный и не умещался в метраж, однако
вариант его сокращения режиссёр даже не рассматривал. Тарковский
планировал отснять все сцены, и уже затем выбирать из имеющихся
кадров. В Советском Союзе такой подход расценивался как
расточительность, поэтому Кончаловский и Тарковский вынуждены были
отказаться от некоторых сцен.
Организация была не на самом высоком уровне, что выливалось в
определённые трудности на съёмочной площадке. Например, летние
фрагменты снимались в ноябрьские дни, когда вода уже покрывалась
ледяной коркой. В результате актёр, игравший татарина падающего в
воду, согревался горячительными напитками
Съёмки колдовской ночи Ивана Купалы проходили в селе под
Владимиром, а татарского вторжения в Пскове, где соорудили
громоздкую бутафорную стену. Героизм ключаря Патрикея – настоящий
исторический факт. Татары его подвергали мучительным пыткам, а он
всё равно не рассказал, где хранятся церковные ценности.
Юрий Никулин не только комик
Ключаря Патрикея сыграл Юрий Никулин, доказавший, что является
разноплановым актёром. Роль была для артиста необычной и трудной,
но он сыграл её бесподобно. Последний эпизод с участием его
персонажа был очень жестоким. Тело Патрикея усеяно страшными ранами
и ожогами, Никулин проводил во власти гримёров по несколько часов,
чтобы добиться такой реалистичности увечий.
Кадр из фильма «Андрей Рублёв»
Во время съёмок эпизода, артист игравший татарина, подносил к
лицу Никулина горящий факел. Съёмочная группа была сосредоточена на
лице актёра, в то время как его босые ноги обжигала капающая с
факела солярка. В какой-то момент Юрий Владимирович не выдержал
боли и начал кричать на татарина словами не из сценария. Тарковский
выразил актёру благодарность за реалистичные кадры, на что тот в
ответ показал обожжённые ноги.
Забракованная на Родине картина получила признание во всём
мире
В конце лета 1966 года Тарковский закончил съёмки картины
«Страсти по Андрею», продолжительностью 195 минут. Её
предварительный показ состоялся в Доме кино, где присутствовали
представители газеты «Правда», а после и в ЦККПСС. Вердикт для
режиссёра был неутешительным – запрет на показ в кинотеатрах.
Афиша к фильму «Андрей Рублёв»
Запрещённый в стране Советов фильм с удовольствием посмотрели
в Европе. Он был выкуплен иностранным бизнесменом и привезён на
кинофестиваль в Канны. Показ картины на фестивале прошёл вне
конкурса, и она впечатлила всех присутствующих. На Родине ленту,
сокращённую на 30 минут, увидели лишь в 1971 году и под другим
названием – «Андрей Рублёв». Чуть позже фильм Тарковского был
признан одним из лучших в мировом кинематографе.
via