"Не может быть!". Интересные факты о советской комедии...
amarok_man — 09.08.2024

Творческий союз Леонида Гайдая и Владлена Бахнова сложился в
1971 году при совместной работе над картиной "12 стульев". Затем
режиссер и сценарист выпустили прекрасный фильм про смену профессии
Иваном Васильевичем. 30 июня 1973 года соавторы принесли в
Экспериментальное Творческое Объединение сценарий под
предварительным названием "Тайна, покрытая лаком".
За основу соавторы взяли 5 произведений Зощенко, причем они
планировались к экранизации не по отдельности, а связанные единым
сквозным сюжетом. Время действия планировалось перенести в начало
70-х, как это уже ранее было сделано в "Иване Васильевиче".
Художественный совет одобрил идею новых съемок - все знали,
что на фильм Гайдая люди пойдут в обязательном порядке, потому что
его фильмы всегда сопровождаются безудержным смехом. Идею перенести
действие в современность худсоветом было отклонена - мещан по
мнению киноначальников уже не осталось.

Количество произведений для новой картины было решено
сократить до 3, и сделать для каждого рассказа отдельную новеллу.
Сквозной сюжет таким образом канул в Лету, изменилось и рабочее
название. Теперь будущая лента именовалась "Не может быть!"
В середине января 1974 года переделанный сценарий был запущен
в разработку. Подбор актеров не представлялся сложным - у Гайдая
уже сложилась своя творческая команда, актеры с удовольствием
снимались в его комедиях. Но появились и новички, часть из которых
затем вошла в команду Гайдая.

Олег Даль полагал режиссера слишком легковесным, тем не менее
дал свое согласие сниматься в новелле "забавное приключение". Он
блестяще сыграл певца Барыгина-Амурского, причем весьма искрометно
исполнил песню. Но мнение о режиссере, несмотря на успех картины, у
актера не изменилось.

Вячеслав Невинный тоже дебютировал в команде Леонида Гайдая.
Игра актера запомнилась зрителям, но особый колорит первой новелле
"Преступление и наказание" придала песня про пиво. Эту песню,
исполненную Невинным, неоднократно пытались вырезать, но Гайдай уже
имел опыт противостояния цензорам по "бриллиантовой руке" и теперь
стоял как скала

Еще одной дебютанткой у режиссера стала Валентина Теличкина,
сыгравшая невесту в "Свадебном происшествии". Над внешностью
актрисы гримеры поработали немало, причем весьма успешно. Дошло до
того, что одна из подруг, после выхода фильма в прокат,
поинтересовалась у Валентины - А что это за дура размалеванная с
фигурою как у тебя?.

С третьей новеллой связано и еще одна забавная история. Для
свадебного застолья требовался хорошо накрытый стол. Но была явная
угроза, что актеры, задействованные в сцене, попробуют поданные
вкусности. Да и члены съемочной группы могли приложить к яствам
свои руки. А само действо требовалось снимать не один день.
Режиссер придумал нестандартный ход - вся пища была полита
керосином. Не коснулся керосин только находящейся на столе черной
икры - но она и не была съедобной. Это была охотничья дробь, для
блеска политая растительным маслом.

Не получалась и сцена знакомства Куравлева (он играл жениха) с
Вицыным (отцом невесты). Сам эпизод в фильме занимал секунд 20, но
2 часа съемки были абсолютно бесплодными. Спасла импровизация -
фраза "А не трахнуть ли нам по маленькой" сценарием не
предусматривалась.
Август 1975 года стал месяцем, в котором новый фильм Гайдая
вышел на советские киноэкраны. Хотя картина и не стала лидером
проката - 50,9 миллиона зрителей дало ей только 6-е место, но
результат вполне достойный. А по результативности среди всех картин
Гайдая, фильм по сатирическим произведениям Зощенко оказался на 4
месте.
https://dzen.ru/a/XE8FP2JccgCsvA_a