«В России мозга мало, у нас мало талантливых людей и
divov — 19.12.2023 «В России мозга мало, у нас мало талантливых людей и слишком — слишком! — много жуликов, мерзавцев, авантюристов».М.Горький — Ленину в ответ на известное письмо.
Беда с русской интеллигенцией в том, что у русских нет интеллигенции.
И никогда не было. В заявленных масштабах — точно.
Просто время от времени некие узкие социальные группы с менталитетом вполне мещанским натягивают на себя модный гуманистический дискурс. Сами они от этого гуманистами не становятся, зато жрать хотят по-прежнему в три горла.
И вот читаешь, допустим, «Жизнь Клима Самгина», а там герой, если вы забыли, из семьи потомственных народников. Им царские жандармы надавали по сусалам, и народники ушли в интеллигенты. И зажили тихо-мирно, вздыхая о нелегкой судьбе Россиюшки... и невыносимо жаль Клима, потому что семейка с виду приличная, а на поверку безумная, и как он в ней вырос не маньяком-расчленителем, а просто человеком без сердца — это ему здорово повезло.
А потом ловишь себя на том, что перевидал таких «приличных семей» достаточно. И за охами-вздохами, за декларациями примата искусства над бытом, за поисками смысла жизни и какнамобустроить Россиюшку, там не было ничего — кроме желания поинтересничать. А на самом деле форменное стадо: вся Москва читает какую-нибудь аюрведу или кастанеду, ну, и мы туда же. Что хатха-йога, что православие, что солженицын — один, в общем-то, хер, лишь бы одобрялось в приличном обществе.
Само это словосочетание — «приличное общество» — отдает таким махровым мещанством, что хоть святых выноси.
Мода выглядеть интеллигентом (точнее, так выглядеть, чтобы тебя другие такие же считали за своего, т.е. казаться интеллигентом в строго определенных глазах) не проходила в «приличном обществе» никогда.
Но, пардоннэ муа, интеллигент — это же не одни манеры, и точно не манеры интеллигента делают.
Совесть должна быть у человека, и не рядовая, а тонко и точно настроенная. Такая совесть товар штучный, и жить, обладая им, непросто, а уж добиться чего существенного, не говоря о том, чтобы вписать имя свое в историю Отечества — и вовсе подвиг.
Больная совесть, не дай бог еще помноженная на природную доброту, мешает не просто кем-то стать, а просто кем-то быть.
И тут встает неудобный вопрос: а могла ли у нас в принципе народиться правильная-честная интеллигенция в числе сколь-нибудь заметном и влияющем. Ну, хотя бы как та самая «прослойка».
Или мы имели дело с отдельными проблесками во тьме.
Идиот князь Мышкин — точно интеллигент. Но это персонаж, а что с живыми?
По формальным признакам назвать интеллигентом, допустим, действительного статского советника Иннокентия Анненского (вся грудь в орденах) нельзя. Но, кажется, именно чистейшей воды интеллигентом он и был.
И по идее — по идее! — где-то на другом полюсе интеллигентности болтался Гумилев, которого Анненский, если верить легендам, спас от вылета из гимназии, поскольку ценил в людях выше всего искреннюю тягу к искусству.
Но если мы совсем заглянем в эту бездну, то там увидим (с понятной оторопью), что и автор бессмертной фразы «Я не интеллигент, у меня профессия есть!» тоже был вполне себе интеллигентом. Правда, того извода, после которого проветривают комнату, едва удастся выставить это существо за порог.
Как так-то?! Да сумасшедший просто.
А вы думали, интеллигент непременно комильфо?
Нет.
Интеллигента, по словарному определению, отличает «большая внутренняя культура».
Но что это за культура, откуда и какого племени — никто еще на моей памяти вот так прямо в лоб не спрашивал.
А давайте спросим.
В последние годы стало очевидно, что у ряда наших интеллигентных соотечественников эта культура вообще не русская.
И тут мы возвращаемся к началу: не знаю, как вас, а вашего покорного слугу в советское время долго и безуспешно (туповат-с) приучали, что интеллигент это в первую очередь умение себя вести. За которым, безусловно, просто по умолчанию, скрываются все остальные превосходные человеческие качества.
Когда я впервые увидел, как эти твари интеллигентнейше жрут друг друга, изумлению моему не было предела.
Нет, конечно, упырь с манерами, он и приятнее упыря из подворотни, и чисто психологически отвратительнее, то есть, убедительнее как упырь.
Но, сука, блядь, при чем тут интеллигенция?
Люди русские, а ведь ее не было.
В том масштабе, как нам пытались это явление втюхать — не было. И не могла в принципе интеллигенция сложиться настолько однородной — ни интеллектуально, ни образовательно, ни поведенчески, — как нас хотели убедить.
А что же было?
Ну, с точки зрения тех, кто нынче зовет себя интеллигентами, разбежавшись по парижам, лондонам и юрмалам, — это однажды Господь забавы ради сыпанул жемчуга на ковер истории, посмотреть: а вдруг русская свинья прозреет да оценит?
Не оценили.
И вовсе не потому что жемчуг оказался мелким.
Поддельный он был.
P.S. Любой, кто вбросит в комменты фразу «интеллигенция не мозг нации, а говно», неважно, с подписью Илича или нет, уходит в бан, невзирая на социальный статус и наши личные отношения. Во-первых, оценим, способны ли вы дочитать хотя бы такой короткий текст. Во-вторых, ЛЕНИН ЭТОГО НЕ ГОВОРИЛ.
И вы — не говорите.