В подвале не сижу, на цепях не вишу...

топ 100 блогов anairos22.02.2022

Тут недавно встретилось мне в ЖЖ-посте мимоходное замечание – мол, до сих пор непонятно, откуда взялся в русских волшебных сказках Кощей Бессмертный, и почему он именно таков, каков он есть.

Ну да, если искать его корни в славянских верованиях, то найти будет сложновато. В отличие от яги или змея, Кощей – он же Кащей, он же Кош – персонаж не фольклорный, а чисто сказочный. Его образ сложился и кристаллизовался уже после того, как сказка оторвалась от своих ритуально-магических корней.


На всякий случай напомню: в сказке действуют не персонажи, а функции-роли, но для каждой роли есть самый подходящий для неё исполнитель.

Например, «канонический» даритель – яга. Герой приходит к ней, когда ему нужно преодолеть границу иного мира. Она испытывает его и дарит волшебного помощника, то есть наделяет магической силой.

А ещё одна сказочная роль – царь. К нему герой приходит, уже пройдя испытание и получив силу. Царь задаёт ему трудные задачи, которые по плечу лишь тому, кто побывал в ином мире. Последняя задача, так или иначе, приводит к тому, что царь погибает или отрекается от престола, герой женится на царевне и сам становится царём.

Это отголоски реальных древних традиций престолонаследия. У некоторых народов новый царь/вождь должен был взять себе жён своего предшественника. У некоторых других власть передавалась не от отца к сыну, а от тестя к зятю – царю наследовал муж его дочери. А ещё во многих культурах царь правил до тех пор, пока не утрачивал божественную силу. Тогда его убивали и ставили нового.

Но к тому моменту, когда мифы и обряды превратились в сказки, об этом уже давно никто не помнил. Сюжеты остались, но мотивы персонажей были непонятны даже самим рассказчикам. А значит, появлялись обоснуи-рационализации.

Герой не становится царём, а получает «царевну в жёны и полцарства в придачу».

Царевна – не дочь царя: одно из трудных заданий заключается в том, чтобы добыть чудесную красавицу, на которой царь хочет жениться. Однако девушка выбирает своего похитителя и помогает ему одолеть царя.

Царевна вовсе не жаждет выходить замуж за героя, а сама устраивает ему козни и пытается погубить.

И так далее.


А теперь берём этот образ сказочного царя и очищаем вообще от всего исторического, оставляя только необходимые объяснения.

Герой хочет жениться на царевне. Но между ним и девушкой стоит непобедимый царь, которого нужно одолеть. Силу для этого можно получить только в ином мире.

Почему без этого не получится жениться? Потому что он похитил царевну и держит в неволе.

Почему нужно отправляться в иной мир? Потому что царь неуязвим/бессмертен. Обычное оружие против него не поможет.

Что ты найдёшь в ином мире? Секрет его бессмертия, то есть его смерть.

И вот перед нами Кощей.

Естественно, это лишь основа, фундамент. Там ещё много всего сверху. Например, взаимоотношения между Кощеем и ягой: яга – хранительница границы иного мира, а значит, лишь от неё или через неё герой может добыть Кощееву смерть. В результате яга и Кощей оказываются врагами.

Есть сюжеты, где герой должен найти не секрет Кощеевой смерти, а коня сильнее и быстрее того, на котором ездит Кощей. Конь в сказке – олицетворение волшебной силы. Чтобы добыть его, впрочем, нужно отправляться всё к той же яге.

Стоит вспомнить и о том, что в половине сказок герой вначале отправляется к Кощею неподготовленным и погибает, так что его приходится воскрешать при помощи мёртвой и живой воды. В таких сказках рассказчик поневоле вводит ещё одного персонажа, который и будет этим заниматься.

Но это уже детали, а истоки образа – вот они.


Лично мне, к слову сказать, Кощей не кажется особенно интересным персонажем. Меня гораздо больше занимает другая ипостась сказочного царя – царь морской.

Корень этого образа – не в традициях престолонаследия, а в обрядах посвящения. И хотя в сказках с таким сюжетом тоже есть и герой, и грозный владыка, и прекрасная царевна, и трудные задания, и свадьба в конце – вся динамика взаимоотношений там полностью иная, и сам сюжет тоже другой.

Он рассказывает о становлении великого мага – шамана, побывавшего в ином мире и ставшего больше, чем просто человеком.

Потому он мне и интересен.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В аккурат в прошлый понедельник произошло это. В двух шагах был от того, чтобы упоминание с моей фамилией оказалось в доминиканской прессе на полосе с некрологами. Ход событий был достаточно необычен, ничего, как говорится, не предвещало. (Без объявления войны)(с) Не простывал, не было ни ...
Всегда с интересом наблюдал за блогерами, которые регулярно просили своих подписчиков поддержать их финансово, сегодня это называется модным словом донат. Меня удивляло как какой-то стример, который транслирует всякую чушь, получал деньги от своих подписчиков, а те блогеры, которые ...
...то я даже не знаю. Ибо вот видео с хэппенингом в Фергюссоне от 20 числа. Это при том, что после схожего (по сути) эпизода от 10 августа на раёне начался негритянский фестиваль. Как полицейские убивали подростка в США – шокирующие кадры 21 августа 2014, 19:21 Се ...
Власть, на примере дела Павленского - художника от слова "худо", яйцеприбивальщика, зашедшего слишком далеко в своей психической болезни, второй раз наглядно показала, кто для нее свой, а кто чужой. Типажи вроде Навльного-Павленского для нее свои в доску, судя потому, что она упорно не жел ...
Солнечный зимний день ...