В поддержку отчуждения
bantaputu — 16.10.2023 Марксистская концепция отчуждения, о которой вкратце можно почитать хотя бы здесь, говорит о труде при капитализме как о чëм-то внешнем по отношению к человеку и утверждает, что поскольку плоды труда рабочего принадлежат капиталисту, рабочий отчуждëн и от них. Также говорится об изнуряющем характере труда. Всë это подаётся как неустранимый недостаток капитализма.Указание на изнуряющий характер труда нелепо. Если труд изнурителен, то силы работника не возстанавливаются в полной мере. Через некоторое время такой работник ослабнет и умрëт. Нечто подобное было распространено в сталинских лагерях, где изнурительный труд часто сопровождался недостаточным питанием. Если труд изнурителен, капиталисту необходимо заменять рабочих каждые несколько месяцев, отправив прежних на кладбище. Подобного не происходит, и не может происходить там, где требуется мало-мальски квалифицированный труд. Идея Маркса об изнурительности труда при капитализме лжива. Она представляет собой не более чем душещипательную литературу, столь свойственную временам Чарльза Диккенса и предназначенную той же аудитории.
Указание на внешний по отношению к работнику характер труда может основываться лишь на представлении о человеке как о явлении, способном существовать вне окружающих условий - что противоречит не только опыту, но и собственной позиции Маркса по вопросу о взаимосвязи человека с міром.
Утверждение, что результат труда наëмного рабочего не принадлежит ему, само по себе справедливо, но не может быть разумным основанием для критики сложившегося порядка. Неотчуждëнный результат труда возможен лишь в натуральном хозяйстве. Наличие любого обмена и общественного присвоения означает отчуждение результатов труда от работника. Считать это недостатком равносильно требованию возврата к первобытным временам.
Отметим, что любое явление можно считать внешним по отношению к личности. В том числе марксизм; он столь же отчуждëн от всякого индивидуума, сколь что угодно иное. Это проистекает из самого явления индивидуума, разсматриваемого как отдельно взятый предмет. То, что Маркс и марксисты уверены в существовании отчуждения, означает, что они мыслят личность как бытующую вне міра. У них этот подход совмещается с мнением об обусловленности качеств личности внешними влияниями. В сознании марксиста личность это демон, противостоящий всему остальному, но изуродованный жестоким міром и мечтающий о возсоединении с самим собой.
У счастью, есть и другие сознания. В одном из них отчуждение результатов труда описывается как метод достижения блага. Говорится:
"Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его." (Екклесиаст, 11:1).
Именно так и действует капитализм.
Кстати, утверждение:
"Когда подаешь, подавай с великодушием, с ласковостию на лице и снабди в большей мере, нежели сколько некто просил."
взятое в том же источнике, что и предыдущее высказывание, формально относится к подаче милостыни, но притом это прямая рекомендация по работе с клиентами. Клиент это просящий, "просящему у тебя дай". Деньги, которые он платит, благословение твоего труда. Труда отчуждëнного, конечно. Нет отчуждения, нет и благословения.
Демоническое же сознание Маркса я не рекомендую к употреблению.
|
</> |