В поддержку отчуждения

топ 100 блогов bantaputu16.10.2023 Марксистская концепция отчуждения, о которой вкратце можно почитать хотя бы здесь, говорит о труде при капитализме как о чëм-то внешнем по отношению к человеку и утверждает, что поскольку плоды труда рабочего принадлежат капиталисту, рабочий отчуждëн и от них. Также говорится об изнуряющем характере труда. Всë это подаётся как неустранимый недостаток капитализма.

Указание на изнуряющий характер труда нелепо. Если труд изнурителен, то силы работника не возстанавливаются в полной мере. Через некоторое время такой работник ослабнет и умрëт. Нечто подобное было распространено в сталинских лагерях, где изнурительный труд часто сопровождался недостаточным питанием. Если труд изнурителен, капиталисту необходимо заменять рабочих каждые несколько месяцев, отправив прежних на кладбище. Подобного не происходит, и не может происходить там, где требуется мало-мальски квалифицированный труд. Идея Маркса об изнурительности труда при капитализме лжива. Она представляет собой не более чем душещипательную литературу, столь свойственную временам Чарльза Диккенса и предназначенную той же аудитории.

Указание на внешний по отношению к работнику характер труда может основываться лишь на представлении о человеке как о явлении, способном существовать вне окружающих условий - что противоречит не только опыту, но и собственной позиции Маркса по вопросу о взаимосвязи человека с міром.

Утверждение, что результат труда наëмного рабочего не принадлежит ему, само по себе справедливо, но не может быть разумным основанием для критики сложившегося порядка. Неотчуждëнный результат труда возможен лишь в натуральном хозяйстве. Наличие любого обмена и общественного присвоения означает отчуждение результатов труда от работника. Считать это недостатком равносильно требованию возврата к первобытным временам.

Отметим, что любое явление можно считать внешним по отношению к личности. В том числе марксизм; он столь же отчуждëн от всякого индивидуума, сколь что угодно иное. Это проистекает из самого явления индивидуума, разсматриваемого как отдельно взятый предмет. То, что Маркс и марксисты уверены в существовании отчуждения, означает, что они мыслят личность как бытующую вне міра. У них этот подход совмещается с мнением об обусловленности качеств личности внешними влияниями. В сознании марксиста личность это демон, противостоящий всему остальному, но изуродованный жестоким міром и мечтающий о возсоединении с самим собой.

У счастью, есть и другие сознания. В одном из них отчуждение результатов труда описывается как метод достижения блага. Говорится:

"Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его." (Екклесиаст, 11:1).

Именно так и действует капитализм.

Кстати, утверждение:

"Когда подаешь, подавай с великодушием, с ласковостию на лице и снабди в большей мере, нежели сколько некто просил."

взятое в том же источнике, что и предыдущее высказывание, формально относится к подаче милостыни, но притом это прямая рекомендация по работе с клиентами. Клиент это просящий, "просящему у тебя дай". Деньги, которые он платит, благословение твоего труда. Труда отчуждëнного, конечно. Нет отчуждения, нет и благословения.

Демоническое же сознание Маркса я не рекомендую к употреблению.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
P.S. Мне тут знающие люди подсказали, что ссылка на постец о мадам Топоровой, болтается у моей подружки Ксюхи Собчак в Твитере.. Тогда я вообще не понимаю, Живой Журнал - это что, бесплатное дополнение к твитеру Собчак?  Почему так?  Кто громче ...
чуть не забыла, что сегодня  #птицыпочетвергам исправляюсь. любопытная деталь: у кукол / скульптур Романа Шустрова никогда не опускаются уголки губ, они или улыбаются, или делают губы трубочкой ) в образе пожилого художника Роман изобразил себя, но до такого возраста ...
Стырил у ...
Это письмо, приложив статью, написала из Новосибирска та журналистка, которую я снимал на видео месяц-полтора назад... Уважаемый Борис Степанович! Дорогой мой Человек! Я ничего не забыла. Были кое- какие проблемы. Простите великодушно... В этой , ...
Луи Эно. Лондон. Путешествие по королевству богатых и бедных / Художник Гюстав Доре. - СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2023. - 416 с. Издательская аннотация: К концу XIX века Лондон поражал воображение своим масштабом: многомиллионный город, невероятных размеров котел, в котором ...