В однобортном сейчас никто не играет!

топ 100 блогов qebedo14.04.2023 В своем ЖЖ я много писал об итальянском драматурге и «реформаторе сцены» Карло Гольдони. Он, конечно, автор прекраснейшей пьесы «Слуга двух господ» (по которой в Ленинграде сняли «Труффальдино из Бергамо»), неплохой «Трактирщицы» и любопытных мемуаров про «жизнь культурного человека в Италии XVIII века», но в целом близок и дорог мне тем, что как Герцен — разбудил театральный талант Карло Гоцци, автора всемирно известных и до сих пор популярных «Принцессы Турандот», «Короля-оленя» и еще восьми «сказок для театра» (фьяб).

Чем же один Карло разбудил другого? Тем, что настоиграл. На протяжении лет 10-15 Гольдони снабжал театры Венеции своими пьесами (да в большом количестве — за один сезон вообще накропал аж 16 штук), которые дико нравились советским культуролУХам, ибо проповедовали «никакого модернизЬма, никакого ´бстракционизЬма — исключительно ничего, окромя реализЬма». Человек «накурился Просвещением» и решил, что вымыслу, фантазиям и легендосказкам не место на сцене - «просвИщенный зритель», де, хочет только правду жизни, «типа как на улице, рынке или дома». Ну, как обычно — человек принял собственный «узкий духовный мир» за «то, как должно быть у всех»…

Причем «триумф, а потом трагедия» Гольдони, после многих лет господства своих «реальных пиес» на сцене побежденного и побитого сказками Гоцци и бежавшего аж в Париж, в том, что он не был заурядным графоманом, а обладал изрядной долей таланта — лучшие его комедии на самом деле смешны (в большинстве мест). А осторожное отношение к «театру масок» (комедии дель арте), типа «не надо сразу искоренять импровизацию, зритель к ней привык и не поймет, бросит ходить в театр, сборы упадут… надо отрезать хвост кошке постепенно», привело к парадоксальной ситуации — из-за отсутствия (ну, почти — примерно такой же процесс «приземления» дель арте «в буржуазного зрителя» проходил во Франции, и там тоже кое-что успели записать) текстов импровизационной комедии периода ее расцвета основным источником изучения «масочной комедии» являются произведения «врага масок» Гольдони и его «врага» Гоцци.

В общем, Гольдони был за «постепенный новый просвещенный реалистический театр». Как он должен был выглядеть? В 1760 году он написал про это целый манифест, но, как настоящий драматург, — в виде пьесы, которую так и озаглавил, без затей, «Комический театр». И что мы узнаем из нее про «новый просвещенный»?..

Несмотря на то, что я и Гольдони, и пьесы его уже давно и достаточно много читал, в «концентрированно-консервированном виде» его философия наконец-то торкнула — я понял, что это всё мне напоминает. Все знают этого человека — в компании, где смотрят «Звездные войны» (или «Властелина колец», или, простихоспидя за поднимание с пола, «Человекпоук») он сидит и громко комментирует происходящее «с точки зрения последних достижений науки» — корабли в космосе не взрываются, так летать человеку попросту невозможно, с такой конструкцией черепа эти звери поумирали бы от повышенного давления, так на Луне не прыгают… И теде, и тепе.

Конкретно по ходу пьесы собирается на репетицию труппа некоего театра. И режиссер, он же художественный руководитель, он же администратор и директор — «капо комико» (в тексте этого слова нет, но в итальянском театра XVIII они были) всех поучает, как надо играть «новые пьесы», в которые не след тащить «старую замшелость». У актеров «замшелось» — их привычки из «импровизации масок», у пришедшего проситься на работу поэта - «нереальный слезный» мелодраматизм, неестественные ситуации, «навороты речи», «украшательство» и пр. (Кстати, есть в нудениях руководителя труппы и здравое зерно — он кусает классицизм за тупую и глупую приверженность «двум единствам», времени и места, а также за «нереальные монологи» — «с собою так никто не разговаривает!»)

Пришедшей проситься петь в антрактах певице заявляется, что «пение в антрактах — вчерашний день», и аще, «комедия уже не прислуживает музыке» и вполне может обойтись совсем без нее. В итоге и поэт, и певица поступают в труппу простыми актерами, соглашаясь постигать непростые правила «нового театра»… Попутно труппа репетирует пиесу «в новом стиле, но с замаскированными масками» (когда актеры старых амплуа маски не носят и «играют в характеры, а не трюки»). Тут автор дал маху — если планировалось показать образчик «хорошей новой пьесы», то получилась банальнейшая пошлятина про то, как «сын и отец влюбились в одну девушку, но девушка послала старика накуй и с помощью своего отца вышла за сына». Если же планировался какой-то пародийный подвох — увы, он спрятан слишком глЫбоко, и его не разглядеть.

Итого, пьеса о том, как зеркало должно победить воображение, превращается (вопреки желанию автора) в комедию о том, как унылое серое мещанство «диктует моды» на репертуар, в котором хочет видеть «себя в заглавных ролях» («дурной человек не может быть главным героем», «комедия должна служить для исправления нравов», «характеры нужно брать из жизни», и т. п.). Такой себе «итальянский вариант не злого, а добродушного Белинского XVIII века», делящего литературу на «мою и неправильную», у которого аффтар должен «не леницца, трудицца и как говорицца»… Короче, много раз проходили.
Но в целом рыба-книга хорошая, надо брать, потому что характеры актеров забавные, диалоги комичные, «и чисто как пьеса» это вполне себе читабельно.

В однобортном сейчас никто не играет!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А знаете ли вы, что в знаменитой трилогии "Неуловимые мстители" Даньку играл не Виктор Иванович Косых, а Виктор Николаевич Волков. Именно эта фамилия была у юного актёра в свидетельстве о рождения, в школьном журнале и в документах того времени. Но снимался в кино он под фамилией Косых ...
Нашим державним діячам, навіть не найдурнішим, раз у раз стріляє блискуча ідея ...
Вчера Владимир Владимирович немалую часть своего времени посвятил критике стран-отщепенцев СНГ, не пожелавших продолжать тесное экономическое сотрудничество с Россией в рамках этого странного союза, пронизанного фантомными болями нашего когда-то общего прошлого. Особенно досталось от ...
Кто-нибудь мне объяснит: в чём состоит героизм покойного? Мужик за деньги убивал сирийских туркоманов, которые ему ничего плохого не сделали. Отцы-командиры его цинично подставили. В итоге, турки сбили его воздушное судно (на вполне законных основаниях, после всех необходимых предупре ...
Здравствуйте уважаемые. Красота, конечно :-) Приятного времени ...