В этот день… 3 июня – 3

топ 100 блогов shatff03.06.2017 О КВЖД – и крушении в Эшеде

3 июня 1998 года произошло печально известное крушение в Эшеде (Нижняя Саксония) – самая крупная железнодорожная катастрофа в истории послевоенной Германии. На скорости в 200 км/ч лопнул бандаж одного из колёс; кусок металла сначала пробьёт пол – а затем начнёт  вырывать рельсы… В итоге с путей сойдут двенадцать вагонов; один из них обрушит опору моста – а та рухнет на часть состава. «Усталость металла» (как установят потом) убьёт сто одного пассажира из двухсот восьмидесяти семи; восемьдесят восемь были ранены – до сих пор это самая масштабная из аварий высокоскоростных поездов… тех самых, за которыми, как говорят будущее…

В этот день… 3 июня – 3

…Впрочем, вернёмся к временам, когда поезда ходили довольно медленно – 3 июня 1896 года был подписан секретный договор России и Китая, главным результатом которого станет появление Китайско-Восточной железной дороги. Судьба этой, не раз менявшей владельцев и название, магистрали  богата событиями!..

…Как мы помним, к концу XIX века Россия всерьёз озаботится состоянием своих Дальневосточных территорий – всё, как сегодня, но по другой причине: тогда проблемы создавала Япония – да и западные державы активничали в регионе вовсю. Так возникнет идея: помимо Транссиба проложить прямое сообщение из Читы во Владивосток – через Маньчжурию. Мысль строить железную дорогу по чужой территории многим казалась, как минимум, спорной – но министру финансов Витте удалось эту идею  протащить.

…Китайцы, угнетённые поражением в войне с Японией, остро нуждались в деньгах – самураи отняли у них Тайвань, и еле согласились его вернуть за приличный выкуп. Россия предложит кредит – а взамен получит согласие на стройку. Таким образом, соседи разрешат нам пустить через свою страну практически тысячекилометровую полосу отчуждения!.. (Администрация КВЖД была полностью экстерриториальна – не подчинялась китайским законам, имела свою военизированную охрану, и, само собой, не платила никаких местных налогов). При этом, правда, оговаривалось, что через тридцать шесть лет Китай сможет всё это хозяйство выкупить; а через восемьдесят – и вовсе получить безвозмездно. Но кто тогда загадывал настолько далеко – или мог предвидеть стремительный ход событий?..

(…Витте, разумеется, подумывал о том, как бы под шумок, и при явном китайском нестроении, прибрать к рукам всю Маньчжурию – причём, мирно. Как говорят, в наши дни ситуация, повторяется с точностью до наоборот…)

В этот день… 3 июня – 3

…Итак, уже в следующем году строительство началось. Не до конца ясно  почему – но КВЖД обходилась вдвое дороже, чем соседние магистрали – по 152 тысячи рублей за версту. (Возможно, дело в том, что Общество КВЖД было, вроде бы, частным, –  но фактически, платила казна. Или, как сказали бы сейчас – бюджет… В общем – воровали!..)

…В разгар работ произошло известное восстание боксёров – в 1900-м нашу стройку, фактически, разгромят. Однако бунт (не без русского участия) будет подавлен – и в 1903 году дорога официально откроется.

Надо сказать, поначалу казалось, что план Витте с блеском воплощается в жизнь – Маньчжурия начала расцветать на глазах (к 1908 году её население удвоится, достигнув пятнадцати с лишним миллионов). Однако, ревнивые японцы вовсе не собирались молча наблюдать продвижение русских к океану – есть мнение, что именно деятельность КВЖД ускорила начало столь неудачной для России войны 1904-1905 гг. После неё кусок дороги отойдёт  Японии – а наши планы выхода в Азиатско-Тихоокеанский регион, фактически, накроются…

…Впрочем, как считают некоторые специалисты, самураи и тогда были совсем не прочь поделить с нами Манчжурию – а вот отечественная администрация уцелевшей части дороги упорно твердила о «незыблемости китайского суверенитета» – и делала всё возможное, чтобы далёкий Петербург о таком развитии событий даже не помышлял. Почему?.. Ответ очевиден – при аннексии дорога стала бы казённой, со всеми вытекающими последствиями для частного бизнеса…

В этот день… 3 июня – 3

PS: ..На этом прервёмся – хотя жизнь знаменитой КВЖД только начинается… ей предстоит стать важным театром и Гражданской, и короткой (но самой настоящей!) – войны в конце 20-х, когда 18-тысячная Красная Армия разгромит 300-тысячную китайскую… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 3 июня 1964 года родился Керри Рэй Кинг – гитарист, основатель и бессменный участник американской группы «Slayer».





И ещё. 3 июня 1974 года родился Келли Джонс – гитарист, вокалист и лидер британской группы «Stereophonics».




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В приграничье Дона погибли два военнослужащих Минобороны РФ Накануне в Тарасовском районе Ростовской области в ходе обстрела российской территории со стороны Украины погибли два десантника Минобороны России, проходящие службу по контракту. Как стало известно 161.ru, тела погибших ...
Три миллиарда долларов за одну минуту игры на рояле в оральном кабинете Белого Дома. Моника Левински обижается: утверждает, что она за три минуты игры на флейте в этом же кабинете получила суммарно всего 650 миллионов. ...
Что делать, если вы вдруг оказались в Ярославле проездом и на знакомство с городом у вас очень мало времени? А может вы приехали надолго, но просто не знаете с чего начать? Вот и у нас в этом прекрасном городе было совсем немного времени, на то, что бы что-то посмотреть и выручил нас ...
( Read more ... ...
1. нужно запостить код к себе в журнал. 2. Оставить комментарий с анкором. 3. Запрещено удалять, прятать под как и постить задним числом. 4. оставляйте номера асек, если хотите быть в числе первых ...