![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomblau_kraehe11276245203372203372_600.jpg)
Конец научной фантастики
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Научная фантастика - по сути дела, феномен ХХ века. Можно сказать, большого ХХ века - зародилась она в ХIХ, а умерла в ХХI. Да, наше время, как ни парадоксально, можно считать временем агонии научной фантастики - несмотря на то, что в этом жанре выходят ежегодно сотни тысяч книг.
Понятно, что порожден этот жанр был самой жизнью: научный прогресс
рванул вперед так быстро и так сильно менял жизнь, что в сознании
многих именно этот процесс вышел на первый план. Интерес к научным
открытиям и достижениям стал среди образованных людей массовым. Это
и породило гениев-основоположников - Жюль Верна, Уэллса, а за ними
и многочисленные толпы подражателей и так сказать, простых
работников пера, производящих чтиво для интереса публики.
Заметно, что особенно мощно этот жанр развивался как раз в
технологически передовых странах - СССР, США, отчасти
Великобритании, Франции. Исключения вроде Лема лишь подтверждают
правило, да к тому же Польша была частью единого социалистического
лагеря.
Если определить основные признаки данного жанра, это:
- Популяризация науки (принцип, заложенный Верном. Уэллс этим мало
занимался).
- Как фон произведения используется мир будущего, позже - иные
миры, другие планеты или иные измерения, может использоваться и наш
мир, но обязательно в наличии имеются какие-то пока не существующие
научные открытия и изобретения.
- Основное содержание произведений сводится к тому, как именно люди
ведут себя в этих еще не существующих условиях, и как они
используют новые открытия/изобретения (именно Уэллс делал
большой акцент на человеческой психологии).
Проблема НФ заключается в том, что за ХХ век (или "большой" ХХ век)
практически были описаны все возможные комбинации всех возможных
открытий и изобретений.
Верн мог описать машину, которая превращается в подлодку и может
ездить со скоростью 300 км в час, и сделать из этого целый роман. И
это было интересно.
Сейчас уже неинтересны никакие научные прогнозы и фантазии сами
по себе, потому что они уже все сделаны. Недостаток прогноза в том,
что он будет будоражить умы и оживлять ваше произведение только
один раз. Если кто-то уже написал о человеке с жабрами, живущем в
воде, второй раз написать об этом, конечно же, можно - но тогда
надо осветить другие аспекты жизни с жабрами или же вызвать интерес
читателя другим образом - придется вводить детективный, любовный
или какой-то еще сюжет.
Взаимодействие с инопланетянами? Описаны самые разнообразные формы
инопланетной жизни и все возможные виды взаимодействий - от
Великого Кольца или всегалактического братства народов - до
галактических войн, а также абсолютно непонятные негуманоидные
цивилизации, сверхцивилизации, сверхцивилизации, которые меняют
жизнь Земли, и которым на Землю глубоко плевать. Кстати,
достоинство Лю Цысиня с его трилогией в том, что он еще в наше
время умудрился привнести какой-то новый аспект и описать
взаимодействие с инопланетянами совершенно новым образом - теорией
"Темного леса" (что можно объяснить "догоняющим" положением Китая в
целом).
Искусственный интеллект? Опять же, задолго до того, как политики
начали "выражать обеспокоенность", потому что нейросети научились
штамповать картинки и примитивные тексты, фантастика уже рассказала
нам обо всех вариантах, которые могут возникнуть. Начиная от
уничтожения земной цивилизации искусственным интеллектом - и
заканчивая высокогуманным искусственным интеллектом, который, умело
управляя галактической человеческой цивилизацией, потихоньку привел
ее к процветанию и счастью (это я об Азимове, конечно). И все
промежуточные стадии - дискриминацию искинов, их восстания, их
страдания, страдания людей под властью искинов, дружбу человека и
искина и так далее... Все уже было.
И так далее, на любую научно-техническую тему. НФ хороша тем,
что содержит эту изюминку для мозга, дарит интеллектуальное
наслаждение - о, вот это поворот. Ничего себе, оказывается вот как
может быть! Еще в начале нашего века появлялись какие-то новые
сюжеты - скажем, огромное количество сюжетов, связанных с
нанотехнологиями. Сейчас каждый твердо знает, что такое "серая
слизь" или какие невероятные возможности может дать управляемая
нанотехнология, и писать об этом - повторение. Нет, использовать
это можно, кто мешает - но это уже не даст эффекта "ого!", и вам
придется увлекать читателя какими-то другими элементами, а нанотех
использовать лишь как фон. Или вовсе от него отказаться. Также не
очень давно появилась масса сюжетов, связанных с посмертным
существованием в "виртуальном мире" и вообще "матрицы" разного
рода. Но и они все уже многажды описаны и перестали вызывать
интерес. Как его, кстати, уже совершенно не вызывает и любой
постапокалипсис - тоже видали мы уже всякие!
Сейчас новые темы практически уже исчерпаны. Их нет.
Конечно, я не пессимист, я думаю, что человеческий мозг способен
придумать еще очень много чего. И по любому вопросу - хоть
инопланетяне, хоть искины, хоть нанороботы - количество вариантов
безгранично. Оно бесконечно.
Но это дурная бесконечность. После того, как придуманы 100500
вариантов, придумывать 100501й просто уже скучно. И читать об этом
скучно.
Когда я просматриваю новинки западной фантастики, я вижу какие-то
модные темы, например, "ужасы изменения климата", и мне не хочется
это даже открывать. Вот вообще не возникает желания. И кстати, это
не потому, что я не верю в изменения - кое-что отрицать уже нельзя.
Но читать, что они там написали по этому поводу - не хочется,
потому что это, скорее всего, к науке отношения иметь уже не
будет.
Причем я не о том, что умерла наука, и нет новых открытий. Какие-то
открытия есть. Какие-то возможны в достаточно близком будущем.
Помечтать еще есть о чем. Но научные открытия, научный прогресс
перестали быть настолько значимыми и важными. Сейчас гораздо
интереснее вопрос, научатся ли люди хотя бы мосты существующие
вовремя чинить, и как они будут воспитывать детей, не желающих ни
учиться, ни работать, причем заставлять их это делать нельзя. Когда
у тебя протекает крыша, ее некому починить, что тебе с того факта,
что наука давно создала каких-то роботов, которые гипотетически
где-то существуют и даже помогают в ремонте...
Казалось бы, вот сейчас может прекрасно развиваться жанр социальной
фантастики - то есть те самые продолжатели дела
Ефремова-Стругацких. И действительно, книг в жанре социальной
фантастики выпускаются тьмы и тьмы. Вот только к научной фантастике
это уже отношения не имеет. Почему? Да потому, что у нас нет
общепризнанной и хотя бы знакомой большинству писателей Социальной
Науки. У нас социальные науки находятся в первой стадии развития -
описательной и философской. Есть одно направление, которое вывело
науку об обществе на принципиально новый уровень - марксизм, он же
дает и некоторые предсказательные возможности. Но в таком плане
писать нельзя. Чудом была напечатана одна книга из трилогии, которую я написала в этом жанре - так и ее
зафыркали "истинные фантасты" в лице Леночки Первушиной, ведь это
"идеология". Притом, что я особо там красными знаменами не
размахивала, и памятник Ленину на каждом километре не ставила.
Просто попыталась именно научным образом смоделировать дальнейшее
развитие (правда, с элементами антиутопической пародии). В основном
же социальная фантастика сегодня - это высосанные из пальца автора
обывательские представления о "хорошем обществе" и "путях развития
цивилизаций", не имеющие отношения к реальности - просто
хотелки. Иногда это фэнтези.
Вообще использование элементов фэнтези в НФ стало концом последней.
Я ничего не имею против чистой и хорошо написанной фэнтези - будь
то Толкиен или Роулинг. Подчеркиваю - хорошо написанной, в
остальном это не мой жанр вообще. Однако НФ, где заодно еще
существует магия, борются друг с другом средневековые (пусть и
межзвездные) кланы, а основное содержание - это личная жизнь
каких-нибудь галактических рейнджеров - это не НФ. Это, может быть,
космоопера или еще что-то, но к НФ отношения не имеет.
Да, выпускаются сотни тысяч книг. Зайдем, например, на Литрес и
зададим в поиске "научная фантастика". Первые двадцать наименований
- это Беляев, Уэллс и прочие старые классики. Наконец появляется
книга модного российского Современного Фантаста. Смотрим
аннотацию:
"Договоренности с ААА и единственным выжившим ССС дают
ХХХ множество новых возможностей, но при этом сильно растут и
риски. С каждым днем его всё глубже затягивает в запутанный клубок
интриг аристократов постапокалиптического мира, сложившегося на
Земле после Чужой войны. ХХХ вынужден скрывать свои истинные планы
от всех участников этой жестокой игры."
Простите, а где здесь наука, где перечисленные выше критерии, и ЧЕМ
вообще должна заинтересовать такая книга? Постапокалипсис, Чужие,
"аристократы", интриги, риски...
Я, конечно, не буду осуждать, не прочитав. Возможно, это
талантливое, глубокое философски произведение, написанное чеканной
прозой, с яркими, живыми героями. Но я-то хотела фантастику
почитать...
Дальше еще немного Лукьяненко (ок, его почитаем, это по крайней
мере, литературный мастер), Лю Цысинь, Стругацкие и еще пара
неизвестных авторов, чье место в рейтинге, скорее всего, попросту
куплено.
Зайдем на западные сайты, хотя бы на Амазон. Тут все гораздо
повеселее. Есть фантастика, которая именно и является фантастикой.
Любители могут почитать фэнтези или космооперы, но можно выбрать
именно НФ.
- Либо это что-то старое (максимум - 2000е годы). Активненько
продается Кларк, Азимов, Пратчетт, Дуглас Адамс.
- Либо это антиутопии. Это еще пишется, и это можно считать такой
агонией НФ: "развитие науки - тяжелые последствия - все плохо/все
умерли/но осталась маленькая надежда".
При этом само использование приемов НФ вполне живо, и с этими
приемами пишутся действительно хорошие, серьезные вещи. В России
таким фантастом, который не фантаст, был Пелевин - но правда,
последние его книги уже кажутся штамповками.
В телеграмме я писала о прочитанной недавно еще одной книге Казуо
Исигуро. У него есть настоящая НФ - "Клара и Солнце", "Не отпускай
меня". Но почему, собственно, это НФ? Это просто литература.
Прекрасная, настоящая литература. С точки же зрения НФ это тоже
антиутопии. Его книги очень сильно впечатляют, но не за счет
интеллектуального - а именно за счет эмоционального эффекта,
литературного дара, языка, представления героя.
Собственно, говорят, что когда Лукьяненко начал печататься на
Западе, там спросили с недоумением - а почему это считается
фантастикой? Это же просто литература.
Отдельно можно поговорить о так называемой "хард" фантастике -
вкратце скажу, что на мой взгляд это маркетинговое обозначение,
причем зачастую слово "хард" означает, что это литературный мусор.
Скорее всего, там будут плоские персонажи, минимум обращения к
эмоциям читателя (а ведь литература - это искусство, вы же не
учебник читаете), и примитивные сюжеты, которые повторяются из раза
в раз, главное, чтобы все было, как любит определенный сорт
читателя - чтобы нанотехнологии, перекачка сознания в компьютер и
все такое прочее.
Я думаю, было бы правильным вообще закрыть этот жанр, как
исчерпавший себя. Я давно читаю из русского самое разное - то, что
мне порекомендуют (потому что не знаю, как еще искать! Это
действительно очень трудно, люди читают мусор и его же советуют в
различных сообществах, а его читать невозможно). Тех авторов,
которых для себя отметила и люблю. А вот из западного я читаю
только фантастику - потому что там хотя бы есть гарантия, что речь
не пойдет о дебильных "общепринятых представлениях" западного
обывателя, от которых меня просто вывернет наизнанку. Меня
раздражают западные сериалы, даже если там не говорят о политике
(но от транс-темы уже не отвертеться в наше время). Российские же я
смотрю для отдыха, и отвращения не возникает.
Ну и конечно, не могу не удержаться от прогноза.
Мне кажется, НФ вообще как таковая вряд ли еще возродится. Это была
литература строго определенного периода, порожденная определенными
событиями. Так же, как нельзя повторить и уникальный феномен -
советскую фантастику, первые попытки смоделировать общество
будущего.
Конечно, я не думаю, что кто-то меня услышит. и на рынке перестанут
делить литературу на подобные жанры. Для удобства продаж так все,
видимо, и останется. Но надо понимать, что это на самом деле уже не
Научная Фантастика, и что к действительным авторам НФ ХХ века это
отношения не имеет.
Даже если наука вновь станет определяющим фактором развития (а это
в общем-то будет обязательно - хотя, наверное, не скоро), общество
к тому времени изменится настолько, что интереса к интеллектуальным
фантазиям не будет - скорее люди будут просто заниматься
наукой.
А литература станет единой, с едиными критериями этого вида
искусства.
И не забывайте подписываться на телеграмм! Поскольку в
телеге я провожу ежедневно много времени (как диванный воин,
обладающий своим немецким инфоканалом), там мне гораздо проще
черкнуть несколько слов, перепостить интересную информацию и дать
короткий комментарий по текущим событиям.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomblau_kraehe11276245203372203372_600.jpg)