Читаю про Дунай и окрестности. 6
anna_bpguide — 01.11.2024«Историки до сих пор спорят о том, был ли политически и экономически компромисс 1867 года победой австрийцев над венграми или наоборот.
То, что составные части Австро-Венгерской монархии находились не в гармоничных, а в напряженных отношениях, прекрасно известно, в подтверждение этого можно привести массу исторических эпизодов и анекдотов.
Граф Каройи рассказывал, что его прадед приказал построить капеллу в знак благодарности Богу за поражение австрийского войска в Кёниггреце и что, когда его матери приходилось бывать в Вене, она проезжала по городу, зажмурив глаза. Венгерский политический лидер Тиса в 1903 году назвал австрийского премьер-министра Кёрбера выдающимся иностранцем; бывший мадьярский премьер-министр Банфи полагал, что венгров, пострадавших экономически от таможенных пошлин Цислейтании, следовало приравнять к павшим на войне и предоставить их семьям подобающие привилегии».
Я в этом споре на стороне вторых. Потому что смотрю не через экономику, а через архитектуру. А архитектура Будапешта говорит внятно и убедительно: это взлёт, это расцвет, это триумф. Исполненной оптимистической уверенности здание Оперы, церковь Матяша как сияющая брошка на груди Буды, бесконечно длящийся праздничный фейерверк Парламента, карамельный купол Музея прикладного искусства, фарфоровая церковь Святого Ласло, хрустальные своды Парижского двора (да, в двух последних случаях характеристика материала не соответствует технологической истине, зато духу, образу, впечатлению соответствует вполне). Да, «венгерский полдень» длился не долго. Но как же он был хорош…
Клаудио Магрис. Дунай / Danubio (1986). Пер. с итал. Анны Ямпольской
Иллюстрации со стр. L. Ritók Nóra
|
</> |