В чем секрет Хаяо Миядзаки и почему он нравится не только детям

топ 100 блогов volynko15.05.2025

Еще с детства Миядзаки хотел стать мангакой — он много рисовал, делал комиксы и придумывал увлекательные сюжеты. Но, как истинный творческий человек, свое первое произведение сжег, потому что посчитал недостаточно хорошим.

В чем секрет Хаяо Миядзаки и почему он нравится не только детям

После окончания школы он поступил в университет в Токио, где изучал политику и экономику. Там Миядзаки присоединился к книжному клубу, в котором обсуждали детскую литературу. Тогда он познакомился с большим количеством произведений зарубежных авторов — они повлияли на его дальнейшее творчество.

Хаяо Миядзаки в молодости.
Хаяо Миядзаки в молодости.

После университета Хаяо решил развиваться в сфере искусства и устроился работать аниматором в студию Toei Animation. Миядзаки быстро освоил базу и стал продвигаться вверх по карьерной лестнице. Талант сразу заметило руководство студии — они оценили его вклад в аниме «Верные слуги-псы» и черно-белый мультфильм «Космические приключения Гулливера».

Постер к анимационному фильму «Верные слуги-псы». 1963.
Постер к анимационному фильму «Верные слуги-псы». 1963.

Дебют Миядзаки

Путь к дебюту начался с того, что аниматор создал несколько эпизодов для сериала про афериста Люпена III на основе манги Кадзухико Като. Эти серии имели успех, поэтому ему предложили стать режиссером полнометражного фильма. И вот «Люпен III: замок Калиостро» стал дебютной картиной Миядзаки. Причем это был первый аниме-фильм, который представили на Каннском фестивале.

Режиссер сразу же продемонстрировал индивидуальный стиль и поэтому запомнился многим. Он ушел от шаблонного образа афериста и сделал главного героя неуклюжим и забавным. Также убрал эротические фрагменты и сцены жестокости. Большое внимание уделил деталям — проработал экшн и добавил символизма.

У нового прочтения истории про мошенника появилось большое количество поклонников. Один из них — Стивен Спилберг, а отсылки на эту картину есть в других популярных работах, например в «Бэтмене».

Постер к анимационному фильму «Люпен III: замок Калиостро». 1979.
Постер к анимационному фильму «Люпен III: замок Калиостро». 1979.

Особенности авторского стиля

Главная задача Миядзаки — создать анимационную картину, которая полюбится не только детям, но и взрослым. Поэтому режиссер концентрируется на глубоких темах, погружается в психологизм персонажей, делает отсылки на исторический контекст.

Отсутствие сценария

Одна из фишек — отсутствие сценариев. Сначала Миядзаки продумывает в общих чертах, о чем будет произведение, обращает внимание на образы героев. Поэтому сначала режиссер фантазирует, какими качествами обладает персонаж и что с ним может случиться. Затем берет бумагу и карандаш и делает раскадровку. По ходу работы создает сюжетные повороты и дополнительные истории. Таким образом, сам режиссер до конца не знает, чем закончится его фильм.

Хаяо Миядзаки работает над новым аниме.
Хаяо Миядзаки работает над новым аниме.

Акцент на деталях

Еще особенность Миядзаки — это акцент на деталях. Второй план для режиссера играет важную роль, что заметно в массовых сценах. Так, на заднем фоне люди пьют чай, общаются с продавцами или читают газеты, то есть живут своей обычной жизнью. Благодаря этому мир в фильмах наполнен движением жизни.

Помимо этого, архитектура и интерьеры тоже проработаны. На стенах зданий видны трещины и дефекты, а квартиры максимально обжиты: есть вазы, рамки с картинами, посуда, книги, предметы для уборки, декор.

Кадр из фильма Миядзаки «Ходячий замок». 2004.
Кадр из фильма Миядзаки «Ходячий замок». 2004.

Внимание к мелочам касается и второстепенных персонажей. Миядзаки создает таких героев, которых невозможно забыть. Например, в «Мой сосед Тоторо» есть Котобус, который перемещается на двенадцати лапах, а в «Унесенных призраками» — бумажные птички, которые преследуют главных героев.

Кадр из фильма Миядзаки «Унесенные призраками». 2001.
Кадр из фильма Миядзаки «Унесенные призраками». 2001.

Темы природы и экологии

Также для режиссера важны темы природы и экологии. Миядзаки показывает, как человек губительно влияет на мир. У него природа живая, она умеет грустить и радоваться. С помощью цветовой палитры передается ее настроение. Режиссер использует яркие краски, когда вокруг все цветет. И обращается к темным оттенкам при разрушении окружающей среды.

Кадр из фильма «Навсикая из долины ветров». 1984
Кадр из фильма «Навсикая из долины ветров». 1984

Детство и взросление

Чаще всего Миядзаки показывает мир глазами детей. Главные герои — это ребята, которые растут, справляются с проблемами и познают, что происходит вокруг. Причем режиссер больше любит обращаться к образам маленьких девочек. Сначала они беззащитны и готовы заплакать по малейшей причине, но позже героини забывают про страх и совершают серьезные подвиги.

Также Миядзаки поднимает проблему потери родителей. Например, в мультфильме «Унесенные призраками» колдунья Юбаба превращает опекунов Тихиро в свиней. Ребенку приходится быстро повзрослеть и стать смелее, чтобы выжить в новой реальности.

Тем временем старость у Миядзаки — это не ужас и страх, а один из этапов жизни. Режиссер показывает, что с возрастом меняются не люди, а только цифры. У взрослых остаются мечты и амбиции. Так, Софи из «Ходячего замка» превращается в старушку, но по-прежнему ощущает себя молодой.

Кадр из фильма Миядзаки «Ходячий замок». 2004.
Кадр из фильма Миядзаки «Ходячий замок». 2004.

Ключевые работы Миядзаки — «Мой сосед Тоторо»

«Мой сосед Тоторо» — трогательная история о детстве. В этой картине нет большого количества драматизма и трагедии. Иногда это аниме называют детским, однако в нем раскрываются темы взросления и страхов.

Миядзаки демонстрирует жизнь ребенка: показывает, как дети справляются с болезнью близкого и опасностями. Режиссер специально выстраивает кадр снизу вверх, чтобы зрители больше прониклись к главной героине.

Также он показывает длительность времени. Экранное время уделено бытовым мелочам и восхищению природой. Это позволяет вспомнить о детстве, в котором дни кажутся длиннее и насыщеннее.

Кадр из фильма Миядзаки «Мой сосед Тоторо». 1988.
Кадр из фильма Миядзаки «Мой сосед Тоторо». 1988.

«Принцесса Мононоке»

История в мультфильме «Принцесса Мононоке» разворачивается в средневековой Японии. Аситака хочет спасти деревню от проклятия, которое привело к разрушительной борьбе между природой и человечеством. Вместе с принцессой Мононоке, выросшей среди волков, он пытается спасти мир.

Фильм обращается к темам природы, экологии и жестокости. Причем люди в картине — это не однозначное олицетворение зла. Они тоже несчастны и хотят избавиться от нищеты и происходящего ужаса.

Художественная реализация поражает красотой и детальностью. Так же глубоко проработаны и персонажи. Принцесса Мононоке — самобытная и сильная личность. Ее образ стал символом сопротивления и защиты окружающей среды.

Кадр из фильма Миядзаки «Принцесса Мононоке». 1997.
Кадр из фильма Миядзаки «Принцесса Мононоке». 1997.

«Ветер крепчает»

Биографии в аниме — не столь популярный жанр. Однако Миядзаки вдохновился историей авиаконструктора Дзиро Хорикоси и создал картину «Ветер крепчает». Режиссер добавил любовную линию и другие фрагменты, которые повлияли на сюжет.

В этой картине Миядзаки не приукрашивает реальность: он рисует жестокий и беспощадный мир. В центре повествования — романтик, который всегда мечтал связать жизнь с небом. Он становится блистательным авиаконструктором, но впоследствии на его самолетах летают камикадзе. Эта история о войне, борьбе с совестью и трагедиях.

Картина строится на контрастах. Сначала зрители видят живописные пейзажи, трогательную любовь, достижение успеха. Но затем краски меняются на темные тона, а мир рушится.

Кадр из фильма Миядзаки «Ветер крепчает». 2013.
Кадр из фильма Миядзаки «Ветер крепчает». 2013.

Главное о Миядзаки

Ветер крепчает
Ветер крепчает
  1. У картин режиссера нет возрастных ограничений. Каждый зритель увидит что-то значимое для себя. Детям понравятся живые персонажи и добрые шутки, а взрослые придут в восторг от философских рассуждений.
  2. Миядзаки сочетает реальность с фэнтези. Большинство персонажей — это люди с привычными нам проблемами. Они наделены смелостью, состраданием, добротой. Но с ними происходят необычные приключения: герои сталкиваются с проклятиями и магией.
  3. Режиссер рассказывает просто о сложном. В фильмах Миядзаки раскрываются темы смерти, войны, трудностей взросления.
Ветер крепчает
Ветер крепчает

Этот пост был опубликован 1 год назад!

О чем еще автор писал 15 мая в разные годы

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Полотно Питера Пауля Рубенса "Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой", написанное в начале XVII века (1618-1620 гг.), впервые выставлено в столице Удмуртии. На выставке, которая продлится до конца января 2020 года,помимо "Кающейся Марии Магдалины" представлены гравюры с полотен ...
...
Я знал, что в России не всё хорошо. Но что-бы такое... Поклонская, прокурор Республики Крым вышла на акцию "Бессмертный полк" с иконой Николая 2-го. С иконой Николая 2-го! В акции, посвященной памяти Советских граждан! У кого есть воображение, представьте, что некто несет фото Ленина ...
Беспорядки в Сербии - косовские протестуны против "пророссийского" правительства. Массовые протесты в Грузии - протестуны против "пророссийского" правительства. Массовые протесты в Израиле - протестуны за западные гомоценности и поддержку Украины. Массовые протесты во Франции - насчёт ...
Фото из соцсетей Ко Всемирному дню оперы (World Opera Day), который отмечается сегодня, 25 октября, хотела что-нибудь из недавнего «Онегина» выложить, да руки не дошли (но ...