В бананово-лимонном Сингапуре, или 8000 нарядов сериала “Вертинский” (2021)
selyanka1 — 22.10.2021Недавно состоялась премьера исторического сериала “Вертинский” Авдотьи Смирновой, который уже успел поразить зрителей количеством костюмов (более 8000) и декорациями, которые позволили погрузиться в эпоху.
К тому же 8000 тысяч костюмов сериала - это своеобразных рекорд, не знаю, потянет ли на книгу рекордов Гиннесса.
Сериал “Вертинский” - биография самого известного русского шансонье ХХ века. В нём воссоздана история артиста, покинувшего Россию 1919 года и вернувшегося в СССР 1943, в разгар Второй мировой. Вертинский жил, пел и был популярен в Константинополе, Париже, Ницце, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Харбине, Шанхае и в Москве
Костюмы и внешние образы героев сериала "Вертинский" — пожалуй, одна из главных, если не основных, составляющих этого сериала. Сюжет проекта охватывает пять десятилетий, а персонажи путешествуют по разным областям, странам и континентам, в каждом из которых была собственная мода и стиль.
Художниками по костюмам выступили известный модельер Светлана Тегин и Дмитрий Андреев, лауреат "Золотого Орла" и "Ники" (за фильмы "Тобол" и "Грех" соответственно). Светлана в основном работала с женскими персонажами, а Дмитрий — с мужскими, а также с актерами массовых сцен.
А Дмитрий попал в проект почти случайно: ему позвонила Светлана Тегин. Выслушивая ее вопрос по некоторым техническим моментам, Дмитрий осознал, что загорелся проектом.
Была одна важная особенность сериала, непосредственно влияющая на работу художников по костюмам. По задумке режиссера, оператора и художника-постановщика все восемь серий должны были отличаться друг от друга цветовой палитрой, стилистикой съемки, антуражем. Каждая серия была названа особой цитатой или названием песни, исполненной когда-либо самим Вертинским. В соответствии с названиям специалисты и придумывали цветовую палитру, силуэт героев и массовки.
Эскизы костюмов к сериалу. Тегин.
Давайте посмотрим сначала на пару мужских персонажей, а потом перейдем к женским
Александр Вертинский
Костюмы не идентичны своим прототипам, но, по словам Тегин, они передают характер героев и усиливают впечатления от просмотра сериала. Так, например, непохож на Вертинского исполнитель главной роли Алексей Филимонов. Он понравился режиссеру, несмотря на то, что по росту и типажу он отличается от шансонье. А на первой примерке париков художники поняли, что цвет волос Вертинского не идет Филимонову. Позже нужный цвет все-таки был подобран.
За один съемочный день Филимонову приходилось отыгрывать трех Вертинских — юного, тридцатилетнего и шестидесятилетнего. Для этого художники несколько раз меняли Филимонову парики и обновляли грим.
"После окончания съёмок нашего фильма, мы уже не могли себе представлять другого Вертинского и более того, все были влюблены именно в нашего. На "шапке" Дуня с удовольствием повторяла "Я же вам говорила! Я Вертинского в нем сразу увидела", — комментирует Светлана Тегин.
Александр Вертинский (Алексей Филимонов)
По словам Дмитрия Андреева, Вертинский (Алексей Филимонов) в сериале — образ собирательный. Режиссером не ставилась задача слепо следовать исторической достоверности, поэтому предельного сходства искать не стоит.
"Я неоднократно работал с этими историческими периодами (1910-е — 1940-е). Но все равно, осталось много недосказанного. Позже мы пообщались с Дуней Смирновой, и она обрисовала сферу моих задач, как сохудожника Светланы. В мои обязанности входило одеть главного героя в повседневной жизни на протяжении всего повествования фильма, одеть все мужское окружение Вертинского, несколько женских персонажей, а также всех второстепенных персонажей и актеров массовых сцен. В этой истории задействовано 340 объектов и декораций, 260 говорящих персонажей, 8000 человек массовки и, соответственно, 8000 костюмов для них. Это огромная работа", — подчеркнул Дмитрий Андреев.
Многие костюмы можно смело назвать произведениями искусства. Создатели постарались сделать ярким каждый образ
После изучения сценария художник по костюмам перешел к работе с архивными документами, книгами, фильмами. За несколько месяцев Дмитрий изучил сотни страниц информации про Вертинского и лишь после этого приступил к работе.
Кадр из сериала.
"Мы использовали много подлинных аксессуаров при создании того или иного костюма-образа. Наш Вертинский носит подлинную концертную бабочку первой четверти XX века, запонки, часовую цепочку, часы, котелок и даже носки 20-х годов. Ведущий историк моды и коллекционер Александр Васильев любезно предоставил в наше пользование подлинные антикварные фрачные комплекты. В одном из них наш Вертинский выступал на цене и позировал перед фотографами.
Все костюмы для Алексея Филимонова сшиты по длинным лекалам в одной из ведущих московских мастерских — киностудии имени Горького. Технология пошива целиком повторяет технологию прошлых лет. Никаких современных клеевых материалов, обязательная работа с волосяными прокладками и ручной простежкой", — рассказал Андреев
Кадр из сериала.
Каждый эпизод сериала отличается друг от друга цветовой палитрой, как и сам главный герой.
"Берлин 30-х годов у нас холодный, отстраненный, монохромный. Прохожие зябко кутаются в старые пальтишки. В воздухе веет неминуемой катастрофой, нашествием фашизма. Например, в Берлине 30-х годов XX века он кутается в старые, латаные пальто — холодные, монохромные, как и сам город в то время.
Кадр из сериала.
Кадр из сериала.
Главный герой на протяжении всего фильма почти всегда носит монохромные вещи. Только в Америке и в Шанхае мы позволили себе одеть его в легкие цветные вещи. Это символ его душевного подъема накануне встречи со своей главной любовью Лидой Цергвава.
В первой серии Вертинский, как и его друзья, носит контрастные вещи с геометрическим рисунком — полоска, клетка. Это дань наступающей эпохе Нового искусства 20-х годов", — рассказал Дмитрий Андреев
Пьеро (сценический образ Вертинского)
Пьеро (Алексей Филимонов)
Разумеется, огромное внимание было уделено костюму Пьеро, ведь именно с этим образом многие поклонники ассоциируют Вертинского
Для сценического образа Вертинский в начале своей карьеры придумал трагикомичный образ Пьеро, грустного клоуна — наивный и одновременно восторженный шут, который грезит о чем-то несбыточном. Как вспоминал сам Вертинский, oбраз появился спонтанно (таким он представляется и в сериале), костюм состоял по сути из обрезанной на скорую руку белой ткани и самодельного браслета на шее.
Кадр из сериала.
Одной из проблем, с которой столкнулась художница по костюмам в процессе проработки этого образа — обувь Александра Николаевича, в которой он выходил на сцену. Обувь нужного стиля не удавалось найти довольно долго. В итоге Вертинский выступал в бархатных тапочках, которые все-таки удалось найти в одном из винтажных магазинов Венеции.
Иван Мозжухин
Иван Мозжухин (Павел Ерлыков)
Товарища Вертинского сыграл в сериале Павел Ерлыков. Его герой — щеголь и денди, который, по словам Дмитрия Андреева, требовал к себе индивидуального подхода и специальной разработки внешних обликов, поскольку персонаж появлялся в разных эпохах и обстоятельствах.
Кадр из сериала.
Кадр из сериала.
Для него сшили несколько костюмов — в одной серии он предстает в рясе священника, в другой в классическом черном однотонном фраке.
Кадр из сериала.
Когда появляется рядом его отец (в исполнении Андрея Смирнова, по совместительству отца режиссера проекта, Авдотьи Смирновой), их внешние облики нарочито противоположны.
Кадр из сериала.
За время подготовки костюмов для этих героев корректировались не только одеяния, но и походка, и манера поведения персонажей, которые тоже составляют часть их внешнего облика. Таким образом художник по костюмам хотел продемонстрировать тягу к сепарации от родного человека.
Ну а теперь женские персонажи
Вера Холодная
Вера Холодная (Паулина Андреева)
Диву немого кино Веру Холодную сыграла Паулина Андреева, и
первостепенной задачей Светланы Тегин было слегка приглушить
современность во внешности актрисы, выведя на первый план именно
черты Холодной. "Это было сложно, потому что Паулина стройная и
высокая, а Вера Холодная была, наоборот, невысокая и компактная", —
поясняет Тегин. Отсюда — эта многослойность, завышенная талия и
объемные воротники. Через персонажа Веры Холодной было важно также
отразить "дух уходящей эпохи". В этом помогли ткани сложной
фактуры: мерцающие вуали, бархат, короткий ворс и атлас, —
благодаря им образ получился ностальгическим и эфемерным. А чтобы
портрет Холодной вышел более точным, Тегин обратилась к биографии
актрисы.
Паулина Андреева
Так, любовь Холодной к шляпкам, которые она, кстати, шила сама,
вдохновила модельера на создание таких же: "Я решила шить ей
шляпки, хотя мы в Tegin Fashion House никогда их не делали. У нас в
коллекциях если и есть шапки, то кашемировые, не более". В сериале
есть отсылки не только к фильмам с участием Холодной, но и к
кинообразам, вдохновленным ею.
Кадр из сериала.
В одном из эпизодов "Вертинского" Холодная уезжает на карете, и у нее развевается по ветру белый платок — это референс к "Рабе любви". Если вы смотрели фильм, то точно поняли, о чем я говорю", — объясняет Тегин.
Для создания образа Холодной Светлана Тегин сделала акценты на драпировке, объемных фактурных воротниках и струящихся фалдах. В образах Паулины использовано много сшитых вручную шляпок, как маленьких, так и с большими полями.
Отличительная черта гардероба Холодной — в нем почти не было ярких, цветастых нарядов. Единственным вкраплением цвета в костюм Холодной стали ирисы - аппликация из бархата на домашнем халате.
Марлен Дитрих
Марлен Дитрих (Виктория Исакова)
Виктория Исакова, которая сыграла Дитрих, по ощущениям Тегин, изначально тоже была не совсем Марлен. "Когда я начала примерять на нее костюмы и шляпы, поняла, что Вика совсем на Марлен не похожа, особенно фигурой. Она — вылитая Зинаида Гиппиус или Анна Каренина, но точно не Марлен. И потом с помощью костюмов я начала Вику направлять в сторону Дитрих, а Дитрих — в сторону Вики. И получилась вот эта наша Марлен", — говорит она.
Кадр из сериала.
"Мужской" костюм, шляпа-цилиндр, красная помада — Светлана Тегин не ограничилась фирменным набором кинодивы и копнула чуть глубже. Чтобы добавить образу сексуальности, она использовала много меха и перьев, которые как раз были на пике моды в эпоху Дитрих. Не обошлось и без деталей — винтажных шляпок 1930-х годов, перчаток и запонок. "Я хотела найти тот образ, к которому она сама стремилась, ведь Марлен всегда хотела выглядеть более аристократично и утонченно. Я как бы сверялась с ней, представляла, стала бы она одеваться так, как я рисую, или нет. Мне кажется, стала бы", — вспоминает Тегин свои ощущения во время работы.
Раля Полонская (Екатерина Щеглова)
Героиню Рали играет в сериале актриса и художница Екатерина Щеглова. У нее имеется реальный исторический прототип, о котором создателям удалось собрать не так много данных. Но известно, что девушка была стервозной и безусловно роковой для самого Вертинского.
Раля (предполагаемое настоящее имя первой жены Вертинского — Рахиль Потоцкая) стала для Тегин одной из самых любимых героинь. "Когда Катя приходила на примерки, в ней включался художник, и мы вместе с удовольствием погружались в проявления личности ее героини в костюме", — вспоминает Тегин.
Кадр из сериала.
Эпоха, в которой появляется Раля — это Париж 20-х годов. Для обуви героини Светлана Тегин использовала технику инкрустации каблуков, как это было модно в то время, сделав несколько реплик туфель 20-х годов.
Кадр из сериала.
Платья Рали периода 1920-х годов модельер старалась сделать нарочито открытыми: с глубокими декольте, открытыми руками, голой спиной. Самым откровенным стал полупрозрачный костюм "в каплях воды", в котором Раля появляется в эротическиой сцене. Тегин отталкивалась от эпизода, в котором Раля говорит Вертинскому, что легко могла бы ходить по улице обнаженной. Самым откровенным нарядом героини стал знаменитый костюм "в каплях воды", задействованный в одной из самых страстных сцен сериала.
Кадр из сериала.
Полная противоположность — костюм в эпизоде расставания. "Черное хлопковое платье я дополнила траурным бархатным воротничком с бантом и рядом мелких пуговиц, большой винтажной шляпой из черной соломки и брошью из черной птицы", — добавляет художница. Именно этот образ, по словам Тегин, стал "символом умершей любви" Вертинского.
Лида Циргвава
Лида Циргвава (Анна Мишина)
Лидия (ее сыграла 17-летняя Анна Мишина) — юная грузинская девушка, в которую Вертинский влюбляется в Шанхае, несмотря на то что годится ей чуть ли не в дедушки. Это его будущая жена и будущая мать Анастасии и Марианны Вертинских.
"Нужно было убедить зрителя в том, что после стольких ярких романов с великолепными женщинами, знаменитостями, Вертинский мог обратить внимание на столь юное создание. По задумке режиссера, она пленила его тем, что он не встречал в женщинах прежде, — честностью, детской непосредственностью, открытостью", — вспоминает Тегин сложности, с которыми столкнулась при работе над этим персонажем.
Работу над образом Лиды Светлана Тегин начала с подбора платьев героини; художнице хотелось уловить силуэт, который будет комплементарным фигуре актрисы. Решение пришло во время обсуждений с художником и стилистом Катей Мельниковой: в образе Лидии сделана ставка на платья 1940-х годов, которые цепляют своей непосредственностью и простотой.
Кадр из сериала.
Впервые Лида появляется в Шанхае, это скромно одетая девочка, которая без ума влюблена в Вертинского. Актрисе очень шел азиатский стиль 40-х, состоящих и непримечательных и простых платьев, которые подчеркивали ее детскую непосредственность и открытость.
Лидия Павловна
Лидия Павловна Циргвава (Ксения Раппопорт)
Героиню Лидии Павловны, матери Лиды и тещи Вертинского, в сериале исполнила Ксения Раппопорт. Она появляется в середине сериала, когда наступает пора 30-х годов. В гардеробе Лидии Павловны соответствующие эпохе предметы одежды: подлинные шляпы, чулки и перчатки 30-х годов.
Кадр из сериала.
Ее костюмы были сшиты Андреевым "с нуля", что редкость. По словам художника, обычно для создания образа используются вещи "с биографией", винтажные или антикварные. Для персонажа Ксении Раппопорт таковыми стали аксессуары — винтажные украшения Лидии приобрели в Венеции, это подлинники, подчеркивающие дух времени и тон костюмов..
Кадр из сериала.
Елена Павлова
Елена Павлова (Алёна Бабенко)
"Она — русская эмигрантка, влюбленная в творчество Вертинского еще до встречи с ним. Костюмы героини Алены очень скромные, изо льна и чесучи, но с романтическими деталями: шляпкой, перчатками, бантами. Из украшений только обручальное кольцо, которое она закладывает, чтобы купить им с Вертинским немного еды", — описывает героиню Тегин.
В одном из образов героини — сценическом костюме цыганки — есть особый предмет гордости дизайнера. Это серьги, которые она сделала из старинных монет, купленных на Гранд-базаре в Стамбуле: "Мы купили две горсти старинных монет, просверлили их и связали в грозди. Серьги были такими тяжелыми, что пришлось придумывать конструкцию, удерживающую их на ушах. Длинные, до середины груди, они смотрелись как альтернатива монисто и дополняли колоритный образ цыганки".
Еще одна красноречивая деталь в гардеробе Елены Павловны — шляпка, в которой она появляется в эпизоде первой встречи с Вертинским. "Это реплика винтажной шляпки начала века, сделанная вручную моими мастерами", — уточняет Тегин.
Бурковская
Бурковская (Анна Михалкова)
Анне Михалковой в сериале досталась очень яркая роль. Бурковская — героиня, которую придумала Авдотья Смирнова. Она получилась собирательным женским персонажем, что в том числе обусловлено ее профессией: Бурковская мечтала петь в опере, но стала чекисткой — у этой стороны личности есть реальный прототип, бабушка Джона Шемякина.
Бурковская — ключевой герой в судьбе Вертинского, который и спасает его, помогая уплыть в Константинополь, и способствует его возвращению в СССР из Шанхая.
Кадр из сериала.
B Одессе персонаж Михалковой появляется в строгом военном костюме, созданном по английскому образцу из шерсти сине-серого цвета.
Кадр из сериала.
"Джон Шемякин снабдил меня информацией о том, какую форму могла заполучить в те времена Бурковская и как она могла выглядеть. Мы сшили форму по английскому образцу из шерсти сине-серого цвета английского производства. Под китель, затянутый на талии ремнем, полагалась белая рубашка со стойкой. Брюки галифе должны были заправляться в сапоги. Вот в таком виде предстояло сниматься в 35-градусную жару в вагоне поезда", — рассказывает Тегин.
Кадр из сериала.
Кадр из сериала.
Кадр из сериала.
А в сцене в кафе указания звучали еще четче: необходим был костюм цвета ультрамарин. "С этим цветом костюма должен был идти оранжевый головной убор и фиолетовый шарф. Я купила ткани трех заявленных цветов, но когда мы раскроили костюм, пришла в отчаяние. Я не могла даже смотреть на это сочетание. И дело было не только в цвете, но и в выборе фактур. Образ не складывался. Спасли две вещи: моральная поддержка нашего исторического консультанта и найденный мной на работе отрез синей ткани другой фактуры, который 10 лет под столом ждал этого момента. Насыщенный синий шанжан с черным отливом и шелковистой поверхностью с абстрактными разводами оказался очень кстати", — рассказывает Тегин. Образ дополнила плоская черная фетровая шляпа с проволокой по краям. Вместо фиолетового нашейного платка утвердили нежно-розовый — и композиция в итоге сложилась.
Кадр из сериала.
В другой встрече с Вертинским персонаж Михалковой, агент разведки с театральным прошлым, предстает в образе француженки-любительницы импрессионистов (жакет из шерсти в мелкую клетку, бордовый бархатный воротник, шляпа хаки с вуалью).
Надежда Вертинская
Надежда Вертинская (Юлия Марченко)
Образ сестры русского шансонье воплотила на экране актриса Юлия Марченко. Ее история, трагическая и печальная, напрямую отразилась на ее внешнем облике в первых сериях проекта.
По задумке Светланы Тегин в костюме Нади использовался винтаж, дабы подчеркнуть хрупкость личности. Вертинская появляется в кадре в винтажных кружевах и украшениях, в ее платье инкрустированы деревянные пуговицы с перламутром, она носит вуаль и перья.
Кадр из сериала.
Эволюцию Нади Вертинской Светлана Тегин показала через цвет — насыщенные оттенки лилового и сиреневого в палитре костюмов героини подчеркивают ее внутреннюю уязвимость и внушаемость. Цвета ее нарядов — горчица, молоко и слоновая кость (нежно-лиловый, глубокий синий, маренго). По мере нарастания драмы в жизни героини Надежда появляется в более темных, насыщенных по цвету одеяниях.