Льняное платье Х века из Гнездово
selyanka1 — 06.10.2021Приём княгини Ольги ( ум. 969) Константином Багрянородным, фрагмент миниатюры Радзивилловской летописи
Археологические находки даже плохо сохранившейся древнерусской одежды необыкновенно редки, всё-таки влажный и холодный климат не способствует сохранению тканей. Поэтому мы довольно мало знаем о том, что носили наши предки, ориентируемся на некие сохранившиеся в значительно более поздних летописях рисунки (типа Радзивилловской летописи XV века), иконы и фрески в церквях, которые писались по определенным канонам, то есть показывали только канонические виды одежды, а не повседневные.
На сохранившихся древних фресках иногда вообще трудно разобрать, что там за одежда
Семья Ярослава Мудрого. Анна, Анастасия, Елизавета и Агата. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е - начало 1050-х гг. Видно, правда, что платья богатые, шелковые и с красивым узором
Четыре изображения из Радзивилловской летописи XV века, наверху пятое оттуда же
Для сравнения приведу более раннее изображение славянских женщин из германского Евангелия Оттона, императора Священной Римской империи. Это как-раз X век
Изображение ранних славян как олицетворение Склавинии из Евангелия Оттона I, 990 г. н.э.
Eсли не смотреть на головные уборы, то, в принципе, одежда представляет из себя хорошо знакомые нам свободные платья в виде туникообразных рубашек, обшитыx узорными лентами, с накидками. Платья у босоногих женщин почему-то даже красивее и богаче чем у княгини Ольги в летописи, которая одета вообще во что-то ну совсем не выглядящее богатым и элитным. А платье у княгини Ольги как минимум при посещении Константинополя должно было быть шелковым, по статусу такое было положено
И вот из-за этой вот Радзивилловской летописи XV века, на которую все всегда ссылаются, потому что вроде как больше особо ссылаться и не на что, мы находимся под некой мисконцепцией или ошибочным пониманием, что в Древней Руси веками носили одежду одного и того же покроя, моды никакой не было и мало что вообще менялось, а если менялось, то раз в 500 лет.
Тем не менее реальность иногда преподносит нам сюрпризы
Я уже писала про шелковое платье с драконом X века из Гнездово, сшитое в Китае и привезенное в Гнездово в X веке либо из торгового, либо из военного похода. Что, собственно, означает, что была мода на любые импортные шелковые одежды и никто не смотрел косо ни на китайский, ни на персидский покрой, ни на халат вместо платья. Носили такое, гордились и были модниками
Напомню, что Гнездово (рядом с современным Смоленском) в те времена было важнейшим торговым поселением, где пересекалось несколько важных торговых путей между варягами, греками, персами и Поморьем
В этом же самом погребении знатной женщины, где нашли китайское шелковое платье с драконом, было найдено еще одно - льняное, тоже по нашим представлениям довольно необычное.
План захоронения Ц-301 в Гнездово 1) свечи, 2) ожерелье с крестом, 3) ведро и горшок, 4) свёрток текстиля 5) берестяной туес
Почему необычное?
Потому что мы привыкли судить по несколько более поздним археологическим находкам, этнографическим сведениям и изображенийям, что крой славянского наряда выглядел как туникообразная рубашка. Что-то типа перекинутого через плечи длинного куска ткани с вырезанной горловиной, к которому были добавлены рукава с ластовицами , а подол расширялся с помощью клиньев.
Платья реконструктора, как должны были выглядеть женщины Х века из Гнездово
По крайней мере нынешние реконструкторы и дизайнеры древнерусских женщин представляют примерно в таких нарядах
Cегодня такой крой ассоциируется с русским народным костюмом XIX века, но для Древней Руси двухцветное платье с поликами (плечевые вставки, которые расширяют костюм в районе шеи и груди) – практически сенсация
Вариант реконструкции выкройки платья из кургана Ц-301 Гнёздово: 1 – полотно юбки (4 детали); 2а, 2б – детали верхней передней части стана (2а – деталь имеет планку (А) и "заплатку"); 3 – одна или две детали спинки; 4 – полики (две детали); 5 – два рукава. О – направление нитей основы.
Можно предположить, что это не оригинальный, а перешитый / отремонтированный наряд, что сначала он был пошит из красивой дорогой синей материи, но со временем пришлось заменить изношенную верхнюю часть рубашки.
Синяя юбка и рукава (предположительно они были синие) выглядели по-прежнему красиво и "богато", и их не стыдно было показать людям, а вот верх смотрелся немного грубовато, он был из неокрашенной ткани. Тем не менее, если мы посмотрим на изображения княгини Ольги и славянок из германского Евангелия, то увидим, что это было не так уж и важно, так как верхняя часть тела поверх платья покрывалась еще некой накидкой, под которой верх мог быть вообще не виден
Больше всего удивляют складки у ворота - очень уже необычно по нашим представлениям. Тем не менее именно в Х веке такой тип верха скорей всего был очень модным и широко распространенным в одежде. Этому же периоду Х века принадлежат остатки псковской рубашки из Старовознесенского IV раскопа - тоже синей, но, к сожалению, плохо сохранившейся. И тоже найденной в очень похожем берестяном коробе. У псковской рубашки (того, что от нее осталось) тоже зафиксированы "модные" складки у ворота
Реконструкция Исторического музея (рукава могли быть синими) для фандрейзингового мероприятия по сбору средств на реставрационные работы
Но такой вид покроя был периодически в разные времена моден по всему континенту. М. В. Горелик (искусствовед и реконструктор) указывает, что "одеяние с отрезным сборчатым подолом спорадически появляется в среде пастушеских народов Евразии, с начала нашей эры стабильно бытует в Центральной Азии, откуда к середине I тыс. гуннами и огузами, исчезнув на родине, переносится в Европу, где получает широчайшее распространение в качестве престижной одежды верхов общества"
Платье реконструктора по мотивам платья из Гнездова. Оно на совсем точно повторяет крой, предложенный историками-реставраторами. К тому же оно еще и слишком короткое.
На территории Руси платье из Гнездово - самая ранняя вещь с подобным интересным кроем.
Технически он несложен – сплошные прямые линии и столь же прямые углы – но вот общий вид изделия совершенно не похож на ту одежду, которую исследователи представляли раньше и в которой принято изображать древних русичей того времени.
Все три платья имеют одинаковую конструкцию: туникообразные с прямым станом (одно полотно), очень длинными рукавами (длина рукава в среднем в два раза больше длины изделия), с ластовицами и прямоугольными поликами, ворот собран мелкими складками и подшит бейкой.
Вот такая вот интереснейшая находка Х века из Гнездово, которая позволяет предположить, что одни и те же фасоны на Руси по несколько сотен лет не сохранялись, что они все-таки были разные, и мода менялась, и ткани, и расцветки, и раскрои.
|
</> |