­
­
рейтинг блогов

Урбанисты и общественный транспорт – или что не так с современной «урбанистикой»

топ 100 блогов anlazz19.09.2019 Теги: Варламов Урбанисты и общественный транспорт – или что не так с современной «урбанистикой» Кстати, говоря о современной «урбанистике», хочется привести один очень хороший пример того, чем же она является. А точнее – чем же является миропонимание тех господ, которые называют себя «урбанистами». Взять, например, того же Варламова – которые редкий свой пост не начинает с издевательства над российскими городами. Разумеется, понятно, что именно за это качество он и оказывается вознесенным во всевозможных рейтингах, поскольку для «рейтингодержателей» пресловутая «урбанистика» смысла не имеет – однако тут важно не это. А важно то, что же реально вызывает возмущение данного субъекта. (Поскольку понятно, что современный российский город вряд ли может быть назван идеалом – однако не все стороны его однозначно ужасны.)

Так вот – из всего множества недостатков российских городов для Варламов и прочих «урбанистов» наиболее неприятными оказываются те, которые связаны… с особенностями «выживания» в них жителей. В том смысле, что современные горожане, помещенные в условия нынешнего капитализма, часто вынуждены использовать достаточно неоднозначные – с урбанистической точки зрения – метода. Это, например, относится к личным автомобилям. Наверное, тут нет смысла еще раз повторять, что из всех видом транспорта подобный – наименее эффективный со всех точек зрения. Дорогой, потребляющий много топлива (на одного человека), требующей крайне развитой архитектуры, малоэкологичный и т.д. Поэтому в данном блоге не раз уже говорилось, что типы устройства жилых поселений, основанные на данном виде коммуникаций, вряд ли могут быть признанными оптимальными.

* * *

Поэтому тут можно было бы однозначно согласиться с Варламовым и иным «урбанистами» - если бы ни одно «но». Состоящее в том, что в сегодняшней социально-экономической системе – с учетом исторически сложившегося типа расселения – автомобилизация неизбежна. Поскольку никакого иного способа доставлять трудовые ресурсы, а так же – товары и сырье –в места их потребления сейчас не существует. Нет, разумеется, существует общественный транспорт. (Грузоперевозки пока опустим.) Однако последний хорош только тогда, когда количество пересадок на нем минимально: иначе говоря, когда условный трамвай (троллейбус, автобус) везет человека от дома до условной проходной завода. В указанной ситуации затраты времени на проезд действительно минимальны – много меньше, нежели при использовании личного автомобиля – а о «денежных тратах» и говорить нечего. Поэтому, когда данное условие выполняется, своя машина становится бессмысленной роскошью, не оправдывающей затраты на свое содержание. (Да, есть еще пресловутые «понты» - но в любом обществе количество любящих «кидать» их, как правило, минимально.)

Во всех других вариантах – когда, например, надо ехать вначале на маршрутке, потом на метро, потом опять на маршрутке или автобусе (и так до бесконечности) – преимущества общественного транспорта резко падают. (Даже в финансовом плане, не говоря уж о «временном».) Ну, а если речь идет о необходимости для семейного человека вначале отвести детей, потом жену, и только потом ехать самому, то ситуация становится совсем безрадостной. (Это в СССР дети сами ходили в школы, поскольку, во-первых, последняя была, максимум, в нескольких кварталах. Сейчас же учебное заведение приходится выбирать – причем, зачастую, на другом конце города. Да и в детский сад «за углом» попасть, скорее всего, не удастся.) В подобной «извращенном» состоянии крайне неэффективный личный автомобиль может показаться оптимальным решением. (Ну да: за него придется серьезно платить – но альтернативы нет.) Да и прочие потребности современного человека – начиная с необходимости ездить за покупками в «большие» торговые центры (вроде «Ашана») и заканчивая пресловутой дачей (коя выглядит чуть ли не единственно доступной формой рекреации) – в «безмашинном» варианте оказываются сложно удовлетворимыми.

* * *

Нет, разумеется, если ты «свободная творческая личность» - чья жизнь проходит между кофейнями и коворкингами – то машина тебе не нужна. А уж если ты получаешь несколько сотен тысяч рублей в месяц – как приведенный выше «урбанист» - то можно свысока поплевывать на «проклятое быдло», которое жмется в своих железных коробках по бесконечным пробкам. А затем можно пойти «проектировать» градостроительные концепции, в которых проклятые «жестянки» заменены … ну, скажем, трамваями. Впрочем, с трамваями в условиях «свободного рынка» есть известная засада, состоящая в том, что прокладка маршрута требует высокой стабильности трафика. Поэтому последние только рисуются «урбанистами» на красивых картинках – так как «экологично и стильно». В реальности же трамвайные маршруты безжалостно сокращают, заменяя, в лучшем случае, электроавтобусами. (Которые так же «стильно и экологично» - если не задумываться, конечно, о том, как производят и утилизируют батареи для них.)

Впрочем, с точки зрения подобных «урбанистов» еще лучшим видом транспорта являются велосипеды и самокаты. Ну, ладно – электровелосипеды и электросамокаты, поскольку это еще «экологичнее и стильнее», нежели электроавтобусы. (Про батареи, опять-таки, промолчим.) Ведь так приятно прокатиться вечерком на модном «девайсе» по паркам и бульварам – а затем пойти попивать смузи в модное антикафе. (Или как это там называется.) Правда, тот факт, что соединить все улицы и районы парками и бульварами невозможно даже в небольшом городе, обычно не учитывается. (А значит, не учитывается и то, что велодорожки придется прокладывать или по обычным дорогам – или по тротуарам, как обычно и делается.) Ну, и конечно же, наши «урбанисты» упорно не желают понимать, что в той же Москве не менее четырех месяцев в году господствуют отрицательные температуры, и, что еще важнее – примерно столько же стоит дождливая и слякотная погода. При которой ездить на самокатах или велосипедах, конечно же, можно – но назвать процесс подобной езды комфортным, разумеется, нет.

О таких же «мелочах», как ощущение едущего на самокате слесаря или шахтера после восьми часов работы в шахте, тут можно промолчать – поскольку это будет уже излишним. Так как и без этого ясно, что ориентированная на использование подобного «квазитранспорта» система организации жилья является крайне неудобной для большей части людей. (Поэтому в период, когда «урбанистика» была еще урбанистикой, о «велосипедоориентированном городе» могли говорить только в качестве шуток.) Однако то же самое можно сказать и про концепцию современного города, основанного на общественном транспорте – разумеется, если под словом «современный» понимать «соответствующий нынешней социально-экономической ситуации». В том смысле, что при данной организации городского пространства человек будет тратить больше усилий и времени, нежели в текущей – так же весьма плохо организованной – ситуации.

* * *

Еще раз: речь идет не о том, что общественный транспорт плох – наоборот, как уже не раз говорилось, он на порядок лучше, нежели личные автомобили. В том числе, и для «пользователей». Однако работает это только тогда, когда вся жизнь города организована соответствующим образом – то есть, когда, как это сказано выше, существует возможность беспересадочной или, хотя бы, «однопересадочной» поездки. Когда же для того, чтобы попасть из дома на работу необходимо совершить три-четыре пересадки с соответствующим ожиданием, да еще и потратить время на то, чтобы отвести детей в школу-детский сад, выгода от данной системы исчезает. И единственным способом, способным заставить людей пересесть в «проклятых жестянок» в автобусы и троллейбусы становится принуждение. (Разумеется, речь идет о большинстве – одинокому молодому фрилансеру может даже нравиться ездить на метро, а уж про самокат и говорить нечего. Но «молодые одинокие фрилансеры» составляют ничтожное меньшинство населения.)

Впрочем, сами-то «урбанисты» в большинстве своем представляют собой именно «молодых одиноких фрилансеров» - ну, или же, немолодых, однако физически здоровых «одиноких фрилансеров». Поэтому не стоит удивляться тому, что они так стремятся к указанным концепциям. Единственно, что тут забавляет – так это то, как данная категория стремится объяснить свою мотивацию – что, как правило, происходит через некие крайне абстрактные вещи. Значимость которых для подавляющего большинства людей стремится к нулю. Скажем, это делается через «пуганием» пресловутым «глобальным потеплением» или же желанием «сделать российские города похожими на европейские». С естественной подоплекой, состоящей в том, что «в Европе лучше», но без разбора, почему, все-таки, в Европе лучше. (И лучше ли?)

Собственно, именно поэтому современную «урбанистику» можно именовать урбанистикой именно в кавычках. (Поскольку ее целью является не стремление сделать город лучше для проживания большинства горожан – а исключительно желание адаптировать его под представление и жизнь самих «урбанистов».) И поэтому ничего хорошего из реализации идей данных «урбанистов» не происходит. К счастью, последнее бывает редко.

P.S. И тут сразу хочется сказать про советский общественный транспорт. Который, теоретически, мог быть очень близким к идеалу, но, к сожалению, не стал. Так вот: причина данной ситуации более, чем банальна: его – этого самого транспорта – просто было мало. Дело в том, что взрывная урбанизация 1950-1970 годов, а так же высокая «одномоментная рождаемость» у «новых горожан», привела к тому, что обеспечить нужную концентрацию автобусов, троллейбусов и трамваев в городах оказалось невозможным. Именно поэтому в позднесоветское время и возник тренд на стремление к обладанию личным автомобилем. Хотя в реальности смысла в нем было мало – по той простой причине, что развитие имеющейся транспортной системы шло быстрыми темпами, и, при условии ее продолжения, где-то к 2000 годам все проблемы должны были быть устранены. К сожалению, этого не случилось, так как произошла известная катастрофа 1991 года, и развитие общественного транспорта было не просто оборвано, а повергнуто вспять – к пресловутым «маршруткам», по своим потребительским качествам близким к автобусам 1920 (!) годов. Но это уже совершенно иная история.


Оставить комментарий

Посты по теме:
Варламов поддержал введение ЕГЭ по английскому | Москва  РИА ФедералПресс

МОСКВА, 18 сентября, ФедералПресс. Блогер Илья Варламов выступил «за» ЕГЭ по английскому. Варламов уверен, что изучение языка не угрожает ...

«Так будет с каждым». Блогер Варламов оценил «раскопки» на Эльмаше  АиФ-Урал

На перекрёстке улиц Фронтовых Бригад и Старых Большевиков в Екатеринбурге рабочие уничтожают подземный переход.

Илья Варламов расскажет, как вести бизнес в Краснодаре и не вредить городской среде  Югополис

Выступление общественного деятеля и журналиста состоится в Краснодаре в рамках форума «Дело за малым!»

Архив записей в блогах:
Правительство Германии и Комиссия по предъявлению еврейских материальных исков к Германии (Claims Conference) пришли к соглашению, согласно которому евреи, пережившие блокаду Ленинграда, будут приравнены к жертвам Холокоста, и получат одноразовую ...
Прогресс в российском футболе: есть он или нет?Если послушать и почитать ...
Я тут пару эрмитажных панорамок сделала, покажу? А то чего они просто так лежат без дела. Кстати, удивительно: умудрилась в декабре в юбилейную неделю побывать в Эрмитаже дважды, и при этом не могу сказать, чтобы прямо такие уж огромные толпы по нему ходили. Наверное, эти толпы от меня ...
Я пришел к выводу, что Пробок.нет работает неэффективно. У нас много прекрасных идей , но реализуются они очень медленно и далеко не все, как нам бы хотелось. Можно, конечно, списать все на нерадивых чиновников (мол, они все вечно признают нецелесообразным ), но это и наша задача – навяз ...
Здравствуйте девушки! Подскажите пожалуйста, где лучше покупать лаки USLU Airlines? До сих пор у меня нет их лаков. Теперь я хочу исправить эту ошибку, ведь там куча потрясающих ярких отенков, а весна уже скоро) Видела я их только в Цветном, но цены там ...
  • Grizzled20 : @StalinGulag Пусть следующий выпуск снимает Варламов, а гость - Собянин. Трэшевый выпуск будет.

  • tagilcity : Мэр проверил благоустройство тагильских дворов. «Поездил бы Варламов здесь раньше» 19 сентября мэр Нижнего Тагила В… https://t.co/UE1V8W2GEE

  • ZeGGelbaSH : @Seregious @varlamov Меня больше всего радует то, что слова одного, казалось бы, человека так много может значить.… https://t.co/kmQtpU2NaO

  • kazz_by : что не показал Варламов во время визита в Минск Уорлд - инфаркт для перфекциониста, инсульт для урбаниста https://t.co/0pgHd3v1Vy

  • Veprikulya : Так. Ладно... Лучше поздно, чем никогда. Короче, гуляли мы пол городу как-то с @Natali_N_A и @IrenBibilova. Завел… https://t.co/IQuplgvt2A

  • theislandofDrMo : @9LjGEhAvtIL1GnQ Это все Варламов начал!)

  • albus_black : Илья Варламов: Английский язык — угроза нацбезопасности РФ! https://t.co/du4IQZRemL

  • ArushanianAlxei : Варламов выпустил видео про беспредел в Петербурге, в том числе 11 УИК https://t.co/dIDiaNioRD

  • irinavl80864080 : https://t.co/fGG5y7mtJc Илья Варламов: Сегодня без знания английского просто невозможно получить нормальное образов… https://t.co/XfXRLwJV0o

  • wiedzmin56 : @heaven_roots @BetelgeuseAl Варламов конечно специалист. Обученный и аттестованный. Если городская земля "общая", т… https://t.co/MeDo3QX4c8

  • nov_lit : Писатель Алексей Варламов расскажет о современной русской литературе https://t.co/kCmLOFHfHs

  • Star_named_Sun : RT @VatnikIII: @Star_named_Sun Варламов-одуванчик-рукоблуд возмущён до крайности: «Давно не было историй про отечественное мракобесие. Вот…

  • VatnikIII : @Star_named_Sun Варламов-одуванчик-рукоблуд возмущён до крайности: «Давно не было историй про отечественное мракобе… https://t.co/Ogx64r9xNp

  • hyLJIkXDinhksQ6 : @varlamov Варламов шаман

  • Slesar21 : @garr_the_master @MBKhMedia Слушай, ну чем Яшин, дискредитируют, например? Или Шулика? Или Варламов? Они очень умер… https://t.co/BIEF1NAQnq